Конспект урока по обществознанию для 9 класса на тему: Труд и право


Конспект урока. 9 класс (по учебнику Кравченко А.И.)
Тема: Труд и право.
Цели занятия:
Дидактические:
Познакомить учащихся с особенностями труда как одного из основных видов деятельности человека, основными требованиями трудовой этики в современном обществе, правовыми нормами, регулирующими трудовую деятельность несовершеннолетних.
ознакомить с основами работы над документами.
Развивающие
способствовать формированию навыков самостоятельно изучать дополнительную информацию в различных источниках;
учить анализировать информацию, обобщать полученные сведения, делать выводы;
продолжить овладению учащимися знаний методов работы с правовой базой и умениями применять эти методы на практике;
продолжить формирование коммуникативных навыков работы в группе;
продолжить умение выступать перед аудиторией с представлением результатов своей работы.
Воспитательные:
воспитывать уважение к труду;
воспитывать умение слушать другого;
продолжить формировать положительный мотив учения;
формировать позитивную психологическую атмосферу в классе.
Ожидаемые учебные результаты:
После этого занятия учащиеся могут (должны):
Иметь представление
- о роли труда в жизни человека, об основах законодательной базы РФ, регламентирующей трудовую деятельность
Знать:
- что такое труд, трудовое законодательство, ТК РФ, трудовой договор (контракт)
Уметь:
— объяснить, какую деятельность называют трудовой; — назвать трудовые права граждан в соответствии с Конституцией РФ; Тип урока: изучения нового материала
Оборудование урока
Конституция РФ на каждом столе, раздаточные материалы: ст. 21, 63 Трудового кодекса РФ.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
Тест потребитель и его права.
1.В каком из приведённых случаев вступает в действие Закон РФ «О защите прав потребителей»?
1) Склад принял на хранение партию продуктов, не имеющих сертификата соответствия.
2) Гражданин приобрёл для личного пользования автомобиль, в котором была обнаружена бракованная деталь.
3) Гражданин приобрёл для перепродажи в другом городе партию оказавшегося недоброкачественным товара.
4) Фирма поставила аптекам города партию лекарств с истекшим сроком годности
2.Производитель (продавец) товара обязан указывать его состав и предупреждать о потенциальных факторах риска от применения товара. Какое право потребителя защищается этими действиями?
1) на полную информацию о товаре
2) на качественный товар
3) на отказ от приобретённого товара
4) на потребительское образование
3.Гражданин Ж. приобрел кейс черного цвета. На следующий день он вернулся в тот же магазин и попросил заменить ему кейс на коричневый. Несмотря на наличие чека, продавец отказался поменять кейсы. Какое право потребителя было нарушено?
1) на отказ от покупки в течение 14 дней
2) на замену или возврат некачественного товара
3) на замену или отказ от товара без объяснения причин в течение 14 дней
4) на достоверную информацию о товаре
4. Производитель (продавец) определённых категорий товара обязан осуществлять гарантийный ремонт в случае необходимости. Какое право потребителя защищается этими действиями?
1) право на возмещение причинённого вреда
2) право на безопасность
3) право на качественный товар
4) право на полную и достоверную информацию о товаре
5. Гражданка К., внимательно изучив аннотацию и не найдя предупреждения о возможной аллергической реакции, приобрела в косметическом салоне крем для лица. После его использования у неё проявилась аллергия. Какое потребительское право гражданки К. было нарушено?
1) на выбор
2) на возмещение ущерба
3) быть услышанным
4) на достоверную информацию
6. Иван Петрович приобрёл новый пылесос. Его взаимодействие с магазином и сервисной службой регулируется, прежде всего, нормами права
1) трудового
2) гражданского
3) административного
4) конституционного
7.Установите соответствие между органами государственной власти в Российской Федерации и их полномочиями. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ   ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ
А) заслушивает ежегодные отчёты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности
Б) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации
В) утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации
Г) управляет федеральным имуществом
Д) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища
Е) проводит финансовую, кредитную и денежную политику
Ж) принимает Федеральные законы
  1) Президент
2) Правительство
3) Государственная дума
4) Совет Федерации
 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А Б В Г Д Е Ж
             
8. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ   ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
А) демократия
Б) федерация
В) республика
Г) унитарное государство
Д) монархия   1) форма государственно-территориального устройства
2) форма правления
3) политический режим
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А Б В Г Д
         
9. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях гражданина РФ?
А. Каждый гражданин РФ обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Б. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о Федеральном Собрании РФ?
А. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом РФ.
Б. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
План изучения нового материала:
Право на труд.
Трудовые отношения.
II. Работа по теме урока.
Право на труд.
Что же такое труд?
Труд – это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.
Трудовое право – это отрасль права, регулирующая труд наемных работников на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Источниками трудового права являются нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Главный из них – Конституция РФ.
Работа с Конституцией РФ.
Задание: рассмотреть статью 37 Конституции РФ и дать характеристику праву на труд.
Рабочий материал № 1.
Характеристика права на труд
Статья 37 Конституции Российской Федерации
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.Вопросы к документу:
1. Каким должен быть труд в РФ? (Труд должен быть: свободным, безопасным, добровольным, оплачиваемым).
2. В чем разница между понятиями «род деятельности» и «профессия». Пример: портной – профессия, но гражданин, имеющий эту профессию, может либо заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, либо быть членом кооператива, осуществляющим пошив одежды, либо работать по своей профессии на государственном или акционерном предприятии и т.п. – это выбор рода занятий.
3. Какие условия должны быть обеспечены для выполнения работы?
4. Каковы требования к размерам оплаты труда?
5. Как можно обеспечить защиту от безработицы? (Законы РФ предусматривают ряд мер, среди которых: - бесплатное содействие гражданам со стороны Федеральной службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве; - бесплатное обучение новой профессии; - защита работников от необоснованных увольнений; - выплата пособия по безработице. 6. Каковы юридические гарантии права на отдых?
2. Трудовые отношения.
Трудовое право – отрасль права, которая регулирует общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией гражданами и другими физическими лицами своих способностей к труду.
Работа с учебником и Трудовым кодексом РФ.
Задание для первой группы: рассмотреть статью 63 Трудового кодекса РФ и дать характеристику возраста, с которого допускается заключение трудового договора.
Рабочий материал № 2
Ст. 63 трудового кодекса РФ. Возраст с которого допускается заключение трудового договора.
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
Лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.
Вопросы: 1. Как ты думаешь, какие виды труда можно считать допустимыми для четырнадцатилетних?
2.Чем различаются условия поступления на работу четырнадцатилетних и для пятнадцатилетних?
Задание для второй группы. Порядок поступления на работу (трудоустройства). Трудовой договор.
Задание для третьей группы: рассмотреть статью 21 Трудового кодекса РФ и дать характеристику основных прав и обязанностей работника.
Рабочий материал № 3.
Статья 21 Трудового кодекса РФ. Основные права и обязанности работника.
Работник имеет право на:
заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; 
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда; 
подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
 участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
 ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
 защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
 разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
 возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
 Работник обязан:
 добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
 соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать трудовую дисциплину;
 выполнять установленные нормы труда;
 соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
 бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Задание для четвертой группы. Увольнение по инициативе работника и по инициативе администрации.
Задание для пятой группы. Дисциплина труда. Д.Т. – это строгое и точное соблюдение установленного порядка работы. Она заключается в подчинении единому режиму деятельности и общему руководству, в регулярности и согласованности совместных действий. Её соблюдение – обязанность работника. Трудовая дисциплина обеспечивается созданием благоприятных условий для нормальной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, а также поощрением за добросовестный труд. Речь идет не только о своевременной явке на рабочее место и полном использовании рабочего времени, но и о добросовестном, творческом отношении к работе. На каждом предприятии дисциплина регулируется правилами внутреннего распорядка. К их нарушителям применяются дисциплинарные взыскания. За причиненный ущерб (порча материалов, изделий, инструментов, спецодежды, необеспечение сохранности имущества) виновные несут материальную ответственность (т.е. обязаны возместить ущерб).Задание для шестой группы. Льготы для тех, кто совмещает работу с учёбой.
Законодательство о труде предусматривает льготы для тех, кто совмещает работу с учёбой (сокращение продолжительности рабочего дня, дополнительные отпуска). Если, продолжая учиться в школе или в образовательной организации начального или среднего профессионального образования, вы пожелаете совмещать в течение учебного года учёбу с работой, ваш рабочий день не должен превышать 2,5 часа (пока вам не исполнится 16 лет), 3,5 часа — до 18 лет.
Поступив на работу после окончания 9 класса, вы сможете также одновременно учиться по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения в какой-либо образовательной организации среднего образования. При этом, если вы будете успешно учиться, работодатель должен по закону предоставлять вам, кроме предусмотренного для всех работников ежегодного отпуска, дополнительный отпуск для сдачи экзаменов, подготовки и защиты выпускной работы.
Если после окончания 11 класса вы поступите на работу, вы сможете учиться в высшей профессиональной образовательной организации также по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения. И в этом случае закон предусматривает для вас дополнительные отпуска.
Таким образом, пользуясь льготами, вы сможете без отрыва от работы продолжить образование, повысить свою квалификацию, найти более интересную, с более высокой оплатой работу.
III. Закрепление.
Учитель:
1.Что такое труд?
2. Что означает право на труд?
3. Какие нормативные документы регулируют трудовые отношения?
4. Что такое трудовой договор?
5. Какие права и обязанности включаются в трудовой договор?
3. Что такое трудовая книжка?
4. В каких случаях действие трудового договора прекращается?
5. В чём значение дисциплины труда?
6. Какую ответственность несёт нарушитель трудовой дисциплины?
7. Что ты знаешь о льготах, предусмотренных законом для тех, кто совмещает работу с учёбой?
IV. Оцените урок по следующим позициям:
Позиция Да Нет Не знаю
Было ли интересно на уроке? Вы открыли для себя что-то новое? Понравилось ли вам работать с документами? Довольны ли вы результатами своей работы? Были ли вы активны в процессе работы на уроке? Сумели ли вы реализовать свои знания на уроке? Был ли урок для вас содержательным? VI. Подведение итогов. Выставление отметок.