Технологическая карта по обществознанию тема:Труд — основа жизни


Класс 5 «а»
Предмет обществознание
Тема урока Труд – основа жизни
Тип урока Урок открытия нового знания.
Дата урока 19.02. 2015
Образовательные ресурсы Презентация урока «Труд – основа жизни»
Документы, тесты.
Рабочая тетрадь.
Учебник
Видео «Морозко»
План урока Богатство и бедность
Богатство обязывает
Цель урока Содействовать пониманию учащимися, что труд не только основа жизнедеятельности человека, но и условие его благосостояния и благополучия.
Задачи урока Способствовать пониманию учащимися, что бедность и богатство, социальные явления общества.
Способствовать формированию умения у учащихся сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; владения умениями работать с учебной информацией; готовность к сотрудничеству с одноклассниками.
Содействовать формированию у учащихся уважительного отношения к труду, как к одной из важнейших ценностей человека.
Формы и методы, технологии обучения Методы: объяснительно-иллюстративный; проблемно-поисковый; анализ; обобщение.
Формы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Технологии: технология проблемного обучения, икт.
Основные даты, понятия и термины Богатство, меценат, благотворительность.
Планируемые образовательные результаты
Научатся осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей, анализировать её и делать на её основе определенные выводы. Научатся представлять информацию в разных формах (схема, составлять план текста).
Научатся работать индивидуально, в парах.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формирование универсальных учебных действий
Организационный
1 мин. Организует учащихся. Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и начнем работать. Актуализация знаний. Объясните смысл поговорки:
Станешь лениться, будешь с сумой волочиться.
Сидя на печи, генералом не станешь.
К какой деятельности человека можно отнести эти пословицы?
Мы на прошлом уроке начали изучать тему «Труд – основа жизни», сегодня мы ее продолжим. Итак, тема урока: «Труд – основа жизни». Объяснив смысл поговорки, формулируют тему урока. Познавательные
Обобщать, делать выводы.
Личностные УУД
Объяснять смысл высказываний.
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Я предлагаю вам оценить ситуацию, описанную И. С. Тургеневым в рассказе «Два богача»:
«Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.  Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут — не на что будет соли добыть, похлебку посолить.
  — А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
  Далеко Ротшильду до этого мужика!».
О чем речь идет в этом отрывке? Скажите, какие противоположные социальные явления описывает И.С.Тургенев в этом тексте? (богатство и бедность). Как вы думаете, почему И.С. Тургенев сказал: «Далеко Ротшильду до этого мужика?»
Но в одном случае богатый человек оказывает помощь, а в другом бедный. С одной стороны мы говорим о материальном богатстве, с другой - о богатстве духовном. Какой проблемный вопрос вытекает?
Что является богатством? Оценив ситуацию, формулируют проблему урока. Регулятивные
Определять цель, проблему в учебной деятельности.
Версии. Какие ваши версии?

Предлагают свои версии. Регулятивные
Выдвигать версии.
Личностные УУД
1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.
2. Объяснять взаимные интересы, ценности.
3. Вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Планирование деятельности. Чтобы доказать ваши версии, и решить проблему урока что нам необходимо узнать? Откуда мы можем узнать?
План.
Богатство и бедность
Богатство обязывает Предлагают решение проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и где их найти. Регулятивные
Планировать деятельность в учебной ситуации.
6. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). 1. определить понятие богатство.
По интернету
самостоятельно.
Богатство для меня – это…(спросить у взрослых)
Для одних это деньги, драгоценности, богато обставленный дом, для других – здоровье, верные друзья, понимание близких, для третьих – книги, музыка, возможность путешествовать. Для путника в пустыни вода - богатство. А для людей при наводнении она бедствие. Какой вывод можно сделать? (богатство – это все, что люди ценят).
2 1 вариант. Стр. 77 абзац №2 в учебнике самостоятельно прочитать и нарисовать схему «Пути к богатству», привести примеры.
Пути к богатству

Честный нечестный
«Отрицательные» цели и средства достижения богатства, как правило, приводят и к «отрицательному» результату. Стоит вспомнить, например, двух героинь сказки «Морозко». Одна из них бескорыстно помогала по дому, попав в терем Мороза Ивановича. Именно за доброту наградил Морозко трудолюбивую девушку. А вторая Марфушинька-душенька, какие цели поставила, и как решила их реализовать, мы сейчас узнаем из отрывка фильма «Морозко». Зато вторая сестра, позарившись на богатство, желая получить его как можно больше, осталась ни с чем, когда ее сверкающие на солнце «драгоценности» растаяли.
2 вариант. Стр. 77 абзац № 3 в учебнике самостоятельно прочитать и нарисовать схему «Источники богатства»

земля

Источники богатства
лес

результаты трудовой знания и учения
деятельности
Вывод: Труд не только основа жизнедеятельности человека, важнейшая его потребность, но и условие его благосостояния и благополучия.
Высказывание. Объясните смысл.
Никто не может сказать, беден он или богат, заглянув в свою книгу доходов и расходов. Богатым человека делает его сердце. Богатство определяется не тем, что человек имеет, а тем, каков он есть. – Бигер.
Богатым обычно называют человека, у которого много имущества. Но отличается он от бедного не только количеством имеющегося добра. У богатого больше возможностей улучшить не только свою жизнь, но и жизнь других людей.
Сообщение ученика. «Братья Третьяковы».
Чем занимались братья? Дайте определение понятию благотворительность, работая со словарем. А как можно еще объяснить слово «благотворительность».
Физкультминутка
Стр. 78 самостоятельное чтение учащихся. Задание: составить план текста. (Озаглавить текст и пункты текста). Дайте определение понятию меценат.
Вывод: в основе богатства лежит многолетний, кропотливый труд, а  материальное богатство меценатов помогало сохранять духовное богатство.
Скажите, а в настоящее время люди занимаются благотворительностью? Приведите примеры. Может ли богатый человек исправить жизнь бедного или устранить причины бедности?
Конечно, благотворительность не может исправить чужую жизнь, а может только немного улучшить ее, но человек в отличие от животного не может обходиться удовлетворением только необходимых потребностей (еда, сон и т. п.). К сожалению, не может он и полностью устранить причины такого социального зла, как бедность. «Подавать легко, гораздо труднее сделать подачку излишней», — писал Генри Форд. Как вы понимаете слова Генри Форда? Он, в частности, предлагал деньги, вложенные в благотворительность, затратить на расширение производства (это увеличит количество дешевых товаров, создаст новые рабочие места для безработных) и тем самым поднять общее благосостояние.       Одним из путей борьбы с нуждой является пробуждение самостоятельности и активности самого нуждающегося человека для обеспечения своего благополучия. Поэтому один из способов разбогатеть — это открыть свое дело, приносящее доход. Работая с текстом учебника, формулируют понятия, выводы.
Составляют схему в тетради.
Объясняют смысл слов БигераСоставляют план текста
Приводят примеры
.
Познавательные
1.Находить достоверную информацию в разных источниках (интернет, самостоятельно, у взрослых).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6. Представлять информацию в разных формах (схема).
Коммуникативные
1. Умение работать в группах (навыки сотрудничества).
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
7. Выражение решения проблемы. Что является богатством? Любая точка зрения должна быть аргументирована.
Коммуникативные
Излагать своё мнение, аргументируя его.
8. Применение нового знания. Соотнеси пословицы 1 вариант
1. «Поспешишь – -----------------будет и уменье».
2. «Каков мастер, -----------------людей насмешишь»
3. «Есть терпенье,--------------- такова и работа»
Соотнеси пословицы 2 вариант
Проголодается, --------------------а лень портит.
На Бога уповай, ------------------ так сам догадается. 
Труд кормит, -------------------- - без дела не бывай! Должны применить полученные знания по теме. Коммуникативные
Умение работать в парах.
Личностные
Оценивать работу одноклассников РегулятивныеКонтроль и коррекция знаний
9. Домашнее задание. 1. Учебник стр. 77-79.
На выбор:
2. Используя дополнительные источники, найдите сведения о благотворительной деятельности предпринимателей в нашем городе.
3. В рубрике «В классе и дома» задание № 3 10. Рефлексия « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку. Соотнеси пословицы 1 вариант
1. «Поспешишь – ------------будет и уменье».
2. «Каков мастер, ------------людей насмешишь»
3. «Есть терпенье,------------такова и работа»
Соотнеси пословицы 1 вариант
1. «Поспешишь – ------------будет и уменье».
2. «Каков мастер, ------------людей насмешишь»
3. «Есть терпенье,------------такова и работа»
Соотнеси пословицы 1 вариант
1. «Поспешишь – ------------будет и уменье».
2. «Каков мастер, ------------людей насмешишь»
3. «Есть терпенье,------------такова и работа»
Соотнеси пословицы 1 вариант
1. «Поспешишь – ------------будет и уменье».
2. «Каков мастер, ------------людей насмешишь»
3. «Есть терпенье,------------такова и работа»
Соотнеси пословицы 1 вариант
1. «Поспешишь – ------------будет и уменье».
2. «Каков мастер, ------------людей насмешишь»
3. «Есть терпенье,------------такова и работа»
Соотнеси пословицы 1 вариант
1. «Поспешишь – ------------будет и уменье».
2. «Каков мастер, ------------людей насмешишь»
3. «Есть терпенье,------------такова и работа»
Соотнеси пословицы 1 вариант
1. «Поспешишь – ------------будет и уменье».
2. «Каков мастер, ------------людей насмешишь»
3. «Есть терпенье,------------такова и работа»
Соотнеси пословицы 1 вариант
1. «Поспешишь – ------------будет и уменье».
2. «Каков мастер, ------------людей насмешишь»
3. «Есть терпенье,------------такова и работа»
Соотнеси пословицы 1 вариант
1. «Поспешишь – ------------будет и уменье».
2. «Каков мастер, ------------людей насмешишь»
3. «Есть терпенье,------------такова и работа»
Соотнеси пословицы 1 вариант
1. «Поспешишь – ------------будет и уменье».
2. «Каков мастер, ------------людей насмешишь»
3. «Есть терпенье,------------такова и работа»
Соотнеси пословицы 1 вариант
1. «Поспешишь – ------------будет и уменье».
2. «Каков мастер, ------------людей насмешишь»
3. «Есть терпенье,------------такова и работа»
Соотнеси пословицы 1 вариант
1. «Поспешишь – ------------будет и уменье».
2. «Каков мастер, ------------людей насмешишь»
3. «Есть терпенье,------------такова и работа»
Соотнеси пословицы 2 вариант
Проголодается, ----------------а лень портит.
На Бога уповай, ---------------так сам догадается. 
Труд кормит, ------------------без дела не бывай! Соотнеси пословицы 2 вариант
Проголодается, ----------------а лень портит.
На Бога уповай, ---------------так сам догадается. 
Труд кормит, ------------------без дела не бывай! Соотнеси пословицы 2 вариант
Проголодается, ----------------а лень портит.
На Бога уповай, ---------------так сам догадается. 
Труд кормит, ------------------без дела не бывай!
Соотнеси пословицы 2 вариант
Проголодается, ----------------а лень портит.
На Бога уповай, ---------------так сам догадается. 
Труд кормит, ------------------без дела не бывай! Соотнеси пословицы 2 вариант
Проголодается, ----------------а лень портит.
На Бога уповай, ---------------так сам догадается. 
Труд кормит, ------------------без дела не бывай! Соотнеси пословицы 2 вариант
Проголодается, ----------------а лень портит.
На Бога уповай, ---------------так сам догадается. 
Труд кормит, ------------------без дела не бывай!
Соотнеси пословицы 2 вариант
Проголодается, ----------------а лень портит.
На Бога уповай, ---------------так сам догадается. 
Труд кормит, ------------------без дела не бывай! Соотнеси пословицы 2 вариант
Проголодается, ----------------а лень портит.
На Бога уповай, ---------------так сам догадается. 
Труд кормит, ------------------без дела не бывай! Соотнеси пословицы 2 вариант
Проголодается, ----------------а лень портит.
На Бога уповай, ---------------так сам догадается. 
Труд кормит, ------------------без дела не бывай!
Соотнеси пословицы 2 вариант
Проголодается, ----------------а лень портит.
На Бога уповай, ---------------так сам догадается. 
Труд кормит, ------------------без дела не бывай! Соотнеси пословицы 2 вариант
Проголодается, ----------------а лень портит.
На Бога уповай, ---------------так сам догадается. 
Труд кормит, ------------------без дела не бывай! Соотнеси пословицы 2 вариант
Проголодается, ----------------а лень портит.
На Бога уповай, ---------------так сам догадается. 
Труд кормит, ------------------без дела не бывай!
972820111125
975995-85090