Методическая разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме Базы данных. СУБД, 9 класс


Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Базы данных. Системы управления базами данных»
9 класс
Резниченко Е.А., учитель информатики
Цели урока:
Обобщить и систематизировать теоретические знания учащихся по разделам: «Базы данных», «Системы управления базами данных», актуализировать практические навыки работы с СУБД Access.
Формирование коммуникативных умений в процессе групповой и фронтальной работы.
Развитие познавательного интереса, умения отбирать информацию, объяснять понятия.
Педагогические технологии, реализуемые на уроке: технология обучения в сотрудничестве; информационные технологии; элементы технологии уровневой дифференциации.
План урока:
Актуализация знаний в формате коллективной работы с выполнением заданий устно или на доске. Основные вопросы, требующие актуализации:
Понятие БД, СУБД;
Типология баз данных;
Структурные элементы реляционных БД (понятие записи, поля, первичного ключа);
Типы данных в реляционной БД;
Правила организации запросов к БД, организация сложных условий отбора данных в БД.
Мини самостоятельная работа (выполнение заданий из КИМ ГИА по информатике).
Актуализация основных понятий при работе в СУБД Access, этапов разработки базы данных.
Коллективная творческая работа «Разработка базы данных «Домашняя библиотека»
Практическая работа (работа с записями БД, создание отчетов, форм, запросов к БД)
Подведение итогов урока.
Ход урока.
Актуализация теоретических знаний в форме коллективной работы:
Учащиеся совместно выполняют следующие задания (задания предъявляются на доске в виде подготовленных плакатов или в виде слайдов презентации):
№ Задание Форма предъявления Примечание
1 Сопоставьте понятие и определение этого понятия: Слайды презентации с перечисленными понятиями и их определениями
(см. образец в приложении 1) База данных
Система управления базами данных
Поле
Запись
Первичный ключ Определенным образом организованная совокупность данных, относящихся к определенной предметной области.
Поле (или совокупность полей), значение которого у разных записей не повторяется.
Строка таблицы в реляционной БД
Столбец реляционной БД
Программное обеспечение, предназначенное для работы с БД. 2 Восстановите схему (заполните пропуски)
См. схему в приложении 2 Плакаты на доске 3 Определите структуру и тип полей для БД «Одноклассники», «Библиотека»
(учащимся необходимо определить перечень полей базы данных, их тип, а также первичный ключ). Задания на карточках
(см. в приложении 3) Группа разбивается на 2 подгруппы (4-5 человек). 1 группа работает с БД «Одноклассники», 2 группа — с БД «Библиотека». На работу 5 минут, 1 человек от группы озвучивает ответ.
4 Имеется база данных о результатах спартакиады. Каким образом организовать в этой база данных поиск следующих данных:
Поиск всех спортсменов-мужчин в возрасте до 20 лет, выступающих за Россию
Поиск спортсменок, преодолевших дистанцию в беге менее, чем за 15 секунд. Слайды презентации (см. образец в приложении 4) Мини самостоятельная работа - выполнение заданий ГИА:
1 вариант:
Задание 1. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных о стоимости машин:
Номер Марка Цвет Год Пробег Стоимость
1 Лада 2110 черный 2003 17386 75000
2 Волга зеленый 1990 56972 60000
3 Лада 2110 красный 2005 48563 120000
4 Нива красный 2009 112345 100000
5 Ока белый 2004 178956 50000
6 Лада 2101 красный 1990 112963 15000
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию:
((Стоимость ≥90000) ИЛИ (Цвет=красный) ) И (Пробег>18000)
В ответе укажите количество записей, удовлетворяющих условию.
Задание 2. Дан фрагмент базы данных, которая содержит сведения о воспитанниках спортивной школы.
№ ФИО Спорт Пол Возраст Рост Масса
1 Петров И.В. лыжи муж 15 170 60
2 Кузин В.М. биатлон муж 15 171 59
3 Трутнева М.Т. теннис жен 15 164 52
4 Иванов Д.Л. лыжи муж 16 175 62
5 Лютнева И.Г. биатлон жен 14 167 55
Запишите условие поиска, дающее сведения обо всех теннисистках старше 13 лет и только о них.
2 вариант:
Задание 1. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Медицинская карта учащихся».
№ Фамилия Имя Класс Рост Вес
1 СедушМаксим 9 158 54
2 Самохин Алексей 9 172 62
3 КиряхинГлеб 10 165 60
4 Самойлов Николай 9 152 47
5 Остролист Мария 9 169 52
6 АфонинаАлёна 10 162 44
7 Калинин Вадим 10 158 42
Какие записи в данном фрагменте удовлетворяют условию
(Рост>165 ИЛИ Рост<160) И Класс=10 И Вес<60
В ответе укажите номера записей в порядке возрастания.
Задание 2. Дан фрагмент базы данных, которая содержит сведения о воспитанниках спортивной школы:
№ ФИО Спорт Возраст Рост Вес
1 Петров И.В. лыжи муж 15 170
2 Кузин В.М. биатлон муж 15 171
3 Трутнева М.Т. теннис жен 15 164
4 Иванов Д.Л. лыжи муж 16 175
5 Лютнева И.Г. биатлон жен 14 167
Запишите условие поиска сведений о всех лыжниках старше 13 лет и выше 170 см.

Актуализация основных понятий при работе в СУБД Access, этапов проектирования базы данных.
Учащимся задаются следующие вопросы в ходе фронтальной беседы:
Назовите основные структурные элементы базы данных, созданной в СУБД Access.
Определите их назначение.
Назовите основные этапы разработки базы данных (от постановки задачи до реализации ее в СУБД на компьютере).
Коллективная творческая работа по проектированию БД «Домашняя библиотека».
а) Коллективное обсуждение задач создаваемой БД (Какие данные мы могли бы хранить в этой БД? Для чего нам понадобиться эта база данных? )б) Формирование структуры БД (Какие поля мы включим в эту базу данных? Какого типа будут данные, содержащиеся в этих полях? Какое поле мы определим ключевым полем? Почему?)* Параллельно один из учащихся (или несколько учащихся поочередно) выполняет эту работу в СУБД Access с выводом результатов работы на экран с помощью проектора.
в) Повторение основных этапов работы с БД:
У нас есть готовая структура БД. Опишите последовательность ваших дальнейших действий по работе с ней для решения следующих задач:
- отбор данных, удовлетворяющих определенным условиям;
- просмотр и редактирование данных в более наглядном виде;
- вывод результатов отбора на печать;
Практическая работа:
В БД, структура которой была коллективно разработана классом выполнить следующие действия:
а) В БД с разработанной структурой добавить 5-10 записей в режиме таблицы;
б) Создать форму с использованием мастера форм и с ее помощью занести в БД еще 5 записей;
в) Организовать поиск данных в созданной БД. Для этого должны быть созданы отчеты на выборку: с простым условием, со сложным условием, запрос с параметром;
г) Создать отчеты на основе сформированных запросов;
д*) Сформировать дополнительно вторую таблицу в БД, определить перечень и тип ее полей. Организовать связи между таблицами. Заполнить таблицу данными. Сформировать запрос со сложным условием на основе связанных таблиц. На основе этого запроса сформировать отчет.
Базовая часть задания включает в себя задания а-г. По желанию учащиеся могут выполнить задания повышенного уровня д*.
Подведение итогов урока. Домашнее задание:
Подготовиться к итоговому тесту и проекту по теме: «Технологии хранения, поиска и сортировки данных в СУБД Access»
Для этого учащиеся выбирают одну из ниже перечисленных тем:
1. Железнодорожный вокзал
2. Книжный магазин
3. Поликлиника
4. Интернет-кафе
Разработать дома структуру БД (определить перечень полей, типы полей). Подготовить материал для заполнения базы данными.

118110302260Приложение 1:
Базы данных
?
По характеру хранимой информации
Централизованные
Распределенные
?
?
?
Реляционные
?
?

Приложение 2:
Приложение 3.
Группа № 1
Вам необходимо разработать структуру базы данных «Одноклассники», содержащую информацию об учащихся вашего класса.
Подумайте, какие поля должна содержать база данных, чтобы она отражала наиболее существенную информацию, а также данные какого типа будут содержаться в БД. Группа №2
Вам необходимо разработать структуру базы данных «Библиотека», содержащую информацию о книгах, хранящихся, например, в школьной библиотеке.
Подумайте, какие поля должна содержать база данных, чтобы она отражала наиболее существенную информацию, а также данные какого типа будут содержаться в БД.
Приложение 4.
413385127000