Образовательная программа ДО детей творческого объединения «Северные россыпи» художественно-эстетического направления ханты кружок


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОСЯХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
629648 Ямало-Ненецкий автономный округ
Шурышкарский район, с.Восяхово, ул.Лесная 1 т. (64) 3-27
Факс 8349-94-64-3-27
vosyahovo@mail.ru
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Директор «МБОУ Восяховская СОШ «ОЦ»
_________________ Л.А. Конева
Утверждено
на Педагогическом Совете
протокол №____ от____20___г.
Образовательная программа дополнительного образования детей
творческого объединения
«Северные россыпи»
художественно-эстетического направления
Программа ориентирована на детей от 7 до 14 лет
Срок реализации – 1год
Автор: педагог дополнительного образования
Конева Р.А.
с. Восяхово

Пояснительная записка
Для нашего интерната проблема изучения национальной культуры малочисленных народов Севера, в частности ханты, является современной и актуальной. Изучение национальной культуры ханты позволит прививать уважение к другой культуре.
В интернате семейного типа проблема развития национального творчества детей встает наиболее остро, так как там проживают дети оленеводов, которые не видят своих родителей по полгода.
Поэтому мы, воспитатели, должны создать все условия, направленные на сохранение традиций коренных жителей нашего региона. С этой целью я организовала и провожу кружок «Северные россыпи». Воспитание должно содержать в себе комплекс мероприятий, способствующих дальнейшей социализации воспитанников, формированию у них определенных профессиональных навыков. Эти цели и преследует работа кружка.
Искусство любого народа отражает мировосприятие и духовное видение окружающего его мира. Народное искусство — явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их трудовая деятельность, обряды и праздники. Результаты художественно-творческой деятельности народа отражают его жизнь, воззрения, идеалы, поэтому в произведениях народного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения.
Народное искусство может служить эффективным средством воспитания и обучения детей в интернате, если оно тесно связано с образами родной природы, с отражением жизненного уклада народа, с его национальной культурой. Декоративно – прикладное искусство ханты, в котором отражается окружающая природа, жизнь, быт, культура, является богатым источником для формирования различных сторон личности воспитанников, для развития творческих способностей.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по истории, географии, трудовому обучению. На занятиях ребята знакомятся с культурой народа ханты, с разными видами декоративно – прикладного искусства.
Одной из направлений моей работы является тактичное, тонкое, ненавязчивое стремление вызвать у ребёнка восхищение и радость от своей творческой работы, помочь ему испытать чувство восторга от созданной красоты. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Северные россыпи» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Данная программа является адаптированной, учитывает особенности образовательного учреждения, возраст и уровень подготовки обучающихся.
Цель программы – формирование интереса к национальному творчеству народов Севера, возрождение этнокультурных традиций, приобщение воспитанников к нравственным, духовным ценностям, в частности, через изучение народного творчества.
Задачи программы
Обучающие:
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, истории, географии Ямала, родного языка, культуры народов Ямала и т.д., и способствовать их систематизации;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства;
формировать трудовые умения и навыки в изготовлении традиционных видов изделий;
раскрывать истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника;
формировать творческие способности, уровень духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству; к самобытности своего народа;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
воспитание культуры восприятия региональных ценностей, богатства природы родного края, уклад жизни народов севера;
 Организация деятельности кружка
Программа работы творческого объединения рассчитана на 1год обучения. Количество детей в группе для освоения программы - 14 человек, из них девочек – 5, мальчиков – 9, возраст 7-14 лет.
Режим работы кружка
4,5 часа в неделю:
1занятие- 2 часа, 2 занятие-1 час, 3 занятие -1,5 часа
всего 162 часа в год за 35 недель
 Структура программы
Программа кружка «Северные россыпи» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Предполагает расширение знаний о жителях севера, о культуре быта народа, культуре человеческих отношений, форме жилища северных народов, народной одежде, ее зависимости от национальных традиций. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности в виде законченных творческих работ. Благодаря сотрудничеству с родителями педагог имеет также возможность более глубоко и систематически наблюдать за личностным и творческим ростом детей.
В программу включены следующие разделы:
Знакомство с народным творчеством.
Организация быта ханты семьи в тундровых условиях.
Знакомство с техникой изготовления циновок из соломы.
Изготовление предметов быта.
Пошив одежды, аксессуаров.
Защита творческого проекта.
Выставка работ.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Методические рекомендации по проведению занятия
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Во вступительной части проводится беседа, рассказ с использованием местного колорита.
Во время основной части дети должны, как можно больше проявлять самостоятельность.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ.
Условия реализации программы
 Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
Занятия будут проходить в после урочное время в интернате.
Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.
 Дидактический материал:
 журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из бисера, сукна и техник работы с другими материалами. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
 Характеристика ожидаемых результатов
В результате обучения в кружке учащиеся должны получить
знания:
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
о видах декоративно - прикладного искусства (плетение из бисера, вышивка, резьба и т.п.);
о национальных промыслах народов Севера;
в области композиции, формообразовании;
о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, сукно, кожа, мех, бисер);
о проектной деятельности;
 умения:
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать карандашом элементы растительного орнамента);
выполнять работу по дереву, бересте, ткани, сукна, кожи и меха;
работать в программе PowerPoint;
изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, человека, фрагментов природы, интерьера, архитектурных сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Изготовление изделий в стиле художественных промыслов;
Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставка работ.
Тематическое планирование содержания программы по темам и объему.
№ Тема Всего часов Теоретических Практических
1 Вводная беседа
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц, бумаги, бисера, сукна, меха.
Беседа.
2 2 -
 
2 Организация быта ханты семьи в тундровых условиях
Знакомство с жилищем ханты.
Презентация «Внутреннее устройство чума».
Заготовка шестов для чума.
Обработка шестов.
Выкройка и пошив из брезента покрытия чума.
Выкройка и пошив сукна покрытия чума.
Сборка чума. 36 4 32
 
3 Знакомство с техникой изготовления циновок из соломы
Экскурсия в лес.
Заготовка соломы.
Изготовление циновок для постели.
Изготовление циновок под подушки (осам тахар). 14 2 12
 
4 Изготовление предметов быта
Изготовление столов, стульев (табуретов).
Изготовление половых досок.
Изготовление оленеводческой нарточки.
Изготовление люльки из бересты. 40 4 36
 
5 Пошив одежды, аксессуары
Знакомство с мастерами ДПИ народа ханты.
Беседа, показ образцов, иллюстраций.
Подготовка к работе, полезные советы.
Работа со схемами (изучение знаков, условных обозначений).
Выкройка и пошив платья, платков, обуви. Выкройка и пошив балагана.
Выкройка и пошив суконной ягушки.
Выкройка и пошив национальной подушки (Осам хир).
Выкройка и пошив женских сумочек (Нуй хир),(Тутчан).
Зарисовка орнаментов для подушек, сумочек, ягушки.
Плетенье нагрудных украшений из бисера. 40 4 36
 
6
Защита творческого проекта
Этапы проекта.
Требования к мультимедийному проекту.
Проект «Северные россыпи» 20
3 17
 
7 Выставка работ
10 1 9
  Итого: 162 25 137
 
Материальное обеспечение
сукно для покрытия чума
брезент для покрытия чума
сукно для пошива аксессуаров
материал для платьев, платков
тесьма, нитки швейные
бисер, леска
ножницы, нож, топор
клей ПВА
береста
карандаши, краски
иглы швейные
солома для циновок
шесты для сборки чума
Литература
1.Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия. Составители Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002 г.
2.Я родом из тундры: повесть, рассказы, воспоминания, публицистика. Тюмень «Софт Дизайн», 1995 г.
3.Культура народов Ямала – г. Салехард ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2007 г.
4.Родная литература Л.В. Федорова – Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН, 1995 г.
5.Молданов Тимофей. Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов. Томск: Издательство Томского университета, 1999 г.
6.Северные родники / Автор составитель Л.В. Федорова. Тюмень: Издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2001 г.
7.Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. / учебник 5-7 классов. Тюмень: Издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2002 г.
8.Ю.Н. Афанасьев главный редактор «Обская радуга» общественно – политический литературно – художественный альманах. Салехард, 2002 г.
9.Кружинов В.М. Тюмень: вехи истории. Средне-Уральское кн. издательство, Свердловск, 1999 г.
10.Кулемзин В.М, Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: Наука, 1992 г.
11.Лапина М.А. Этика и этикет хантов. Томск, 1998 г.
12.Лапина М.А. правила поведения хантов в отношении предметов их быта / Интеграция археологических и этнографических исследований: тезисы докладов. Новосибирск; Омск, 1996 г.
13.Лапина М.А. Современное состояние этических традиций ханты /Этносы Сибири: язык и культура: Материалы международной конференции (ч.1). Томск, 1997 г.
14.Лукина Н.В. Культурные традиции в хозяйственной деятельности хантов / Культурные традиции народов Сибири. Л.: Наука, 1986 г.
15.Крупник И.А. Арктическая этнология. М.: Наука, 1989 г.
16.Вольхина М.Г. и др. Творчество народов Тюменской области. Москва, 1999 г.