Программа дополнительного образования художественно-эстетического направления

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Караваинский филиал

Утверждена методическим советом Директор МБОУ «Инжавинская СОШ»:
МБОУ «Инжавинская СОШ» _______________________И.Ю.Хурцилава
Протокол ____ от ___.___._____ г.









Дополнительная образовательная программа
«ОСНОВЫ ВОКАЛА И ХОРЕОГРАФИИ»
возраст детей: 12-14 лет
15-17 лет
срок реализации программы: 2 года




Составитель: Агапова М.Н. учитель музыки








2008 г

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Основы вокала и хореографии» художественно-эстетической направленности является средством изучения теоретических и практических основ музыкального воспитания детей и направлена на всестороннее развитие личности ребенка.
Отличительные особенности данной программы заключаются в непрерывном дополнительном образовании, которое осуществляется по возрастным ступеням.
1 год рассчитан на обучение детей 6-8 классов;
2 год обучения рассчитан на детей 9-11 классов.
Такая модель музыкального воспитания по возрастным ступеням позволяет через сложение частного в целое создать действенную систему непрерывного развивающего музыкального образования. Внимание школьников акцентируется на конкретном музыкальном жанре, а полученные знания соотносятся со стилистикой эпохи композитора и исполнителя.
Использование вокально-хоровой работы с элементами хореографии составляют новизну программу. Образовательная программа модифицированная, так как внесены модификации в ранее существующую программу министерства образования.
Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в необходимости музыкального просвещения детей в изучении закономерностей развития голоса, хорового искусства, движения, в познании грамотного, рационального использования голосового аппарата мышц тела. Поэтому музыкальное образование очень важно и перспективно.
Цель программы:
Воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала.
Задачи программы 1-го года обучения:
Обучающие
Формирование певческой установки (сидя, стоя);
Сохранение устойчивого положения гортани;
Ясно и правильно выговаривать слова;
Познакомить с основными позициями рук и ног;
Развивающие
Развитие музыкального слуха, певческого голоса, накопление музыкально-слуховых представлений.
Воспитательные
Воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся, эстетического вкуса, культуры движений и пластики.
Задачи программы 2-го года обучения:
Обучающие
Освоение знаний о музыке, о наследии отечественных и зарубежных композиторов. Проследить историю возникновения того или иного танца, его видоизменения во времени.
Пение с ориентацией на нотную запись;
Развивающие
Формирование музыкальной памяти, образного мышления, чувства ритма, координации движений. Развитие навыков двухголосого пения;
Воспитательные
Воспитывать через образное содержание музыкальных произведений лучшие качества детей.
Формы и режим работы:
1-й год обучения рассчитан на детей 12-14 лет
72 часа в год (2 часа в неделю)
2-й год обучения рассчитан на детей 15-17 лет
72 часа в год (2 часа в неделю)

Формы занятий:
Беседы;
Объяснения;
Рассказы;
Практические работы;
Концерты;
Музыкально-литературные гостиные.

Методы обучения
Словесные: рассказ, беседа, объяснение с показом, объяснение без показа;
Наглядные: иллюстрации, просмотр видеозаписей, показ;
Практические: слушание музыки, упражнения, тестирование, прослушивание;
Игровые: музыкальные игры, конкурсы, инсценировки.

Работа над репертуаром.
При отборе репертуара решаются все основные задачи: развитие вокально-хоровых навыков и формирование музыкального вкуса. Предпочтение при этом отдается произведениям высокохудожественным, доступным по пониманию. Репертуарная направленность отражает музыку различных эпох, стилей, жанров.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Каждый год обучения направлен на формирование различных типов умений и навыков по вокально-хоровой деятельности и хореографии. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, дуэтами, трио.

Ожидаемые результаты

знать и уметь: основные жанры народной и композиторской музыки, многообразие музыкальных образов и способов их развития, правила пения,
определять название и характер танца, выразительно исполнять соло, свою партию в хоре и в простейших двухголосных произведениях, ориентироваться на нотную запись, исполнять сюжетные танцы.
использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности на внеклассных и внешкольных праздниках, литературных вечерах, районных и школьных фестивалях;
участвовать в концертах, выступлениях перед родителями и перед своими сверстниками.





Формы проведения итогов реализации программы
дополнительного образования следующие:

участие в фестивалях детского творчества. Творческий отчет проводится один раз в конце учебного года. Он позволяет рассказать о творческой индивидуальности каждого ребенка, что удалось более, что менее.
Выставка фотоматериала из выступления учащихся.
Концерты и выступления
Концертная программа режиссируется с учетом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Желательно, чтобы хоровые песни перемежались с ансамблевыми и сольными номерами, менялись по характеру, по настроению. Важно найти драматургически единую программу из песен и танцев одного жанра, например, календарных колядок, веснянок и т.д.








































Учебно-тематический план.
1-й год обучения.

Содержание работы
Общее кол-во часов
теория
практика



·. Диагностика музыкальных данных


·
·. Вокально-хоровая работа
1.Пение учебно-тренировочного материала;
Певческая установка, дыхание, атака звука.
Артикуляция, дикция, звукообразование и звуковедение.
2.Песни учебно-тренировочного материала;
Ансамбль и строй.
3. Пение произведений:
Русская народная песня
Песни и хоры современных композиторов
Классика
Духовная музыка.

2


7
3

4
3
3

34
7
13
7
7

-


1
1

-
1
1

4
1
1
1
1

2


6
3

3
2
2

30
6
12
6
6



·
·
·. Слушание музыки.


5

1

4


IV. Элементы хореографии
Введение
Хоровод
Пляска
Вальс

16
1
5
5
5

4
1
1
1
1

12
-
4
4
4

V. Диагностика сформированности ЗУН
2
-
2


V
·. Мероприятия воспитательно-познавательного характера.


3

-

3

Итого:
72
11
61












Содержание программы.
1-й год обучения.

· Раздел: Диагностика музыкальных данных
Индивидуальный подход при выявлении вокально-хореографических данных учащихся: диапазона, музыкальный слуха, чувства ритма и т.д.

·
· Раздел: Вокально-хоровая работа.
тема. Учебно-тренировочный материал.
Теория. Устройство голосового аппарата. Охрана голосового аппарата. Значение дирижера в хоре.
Практика. Певческая установка. Дыхание: грудное, брюшное, смешанное. Певческая атака звука: твердая, мягкая. Вокально-хоровые упражнения.
Артикуляция, формирование гласных звуков, устойчивое положение гортани, высокое звучание, звукообразование, звуковедение.
2 тема. Песни учебно-тренировочного материала.
Теория. Дирижер. Дирижерские жесты.
Практика. Ансамбль. Строй. Интонационная слаженность. Звуковедение. Ритмическая, темповая слитность. Значение нотной записи.
тема. Пение произведений
Русская народная песня.
Теория. Фольклор. Жанры музыкального народного творчества.
Практика. Специфические особенности народных песен. Распевы. Анализ мелодии, текста.
Песни и хоры современных композиторов.
Теория. Автор музыки, текста, биография, творческая позиция, тематика.
Практика. Распевание. Анализ музыкального поэтического текста. Темп. Голосоведение. Характер.
Классика.
Теория. Композиторы прошлых веков. Биография. Историческая эпоха
Практика. Распевание. Анализ музыкального текста. Чистота интонации. Дыхание.
Духовная музыка.
Теория. История развития.
Практика. Распевание. Чистота интонации. Дыхание. Проникновенность, трепетность звучания.
I
·I Раздел: Слушание музыки.
Теория. Рассказ о музыкальных произведениях. Формирование культуры восприятия.
Практика. Народные песни. Фрагменты из опер. Симфонические произведения. Исполнение профессиональных певцов.

·V. Раздел. Элементы хореографии
Введение
Теория. Термин «Танец». Направления. Исполнители.
Хоровод
Теория. Видеозапись танцевальных коллективов. Коллектив Игоря Моисеева.
Практика. Основные движения хоровода: Ручей», «Воротца», «Корзиночка», «Улитка», «колонны» и т.д, составление и разучивание танца.
Пляска
Теория. Часть русского фольклора – пляска.
Практика. Основные движения: присядки различных видов, кружения, переменный шаг, ковырялочка, веревочка, простые притопы, поклоны.
Вальс
Теория. Время возникновения вальса. Видоизменения. Слушание музыки.
Практика. Разучивание основных движений вальса.Составление и разучивание танца.

V Раздел: Диагностика сформированности ЗУН
Контроль знаний, умений, навыков на конец учебного года.
VI Раздел: Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
Практика. Творческие концерты. Школьные смотры. Районные фестивали. Отчетный концерт. Встреча с односельчанами.




























Цели и задачи обучения
Первый год обучения.


цели
задачи


обучающие
развивающие
воспитательные


Вокальные навыки

- Накопление музыкально-слуховых ощущений;
- Работа с солистами.
-Предварительная подготовка к двухголосному пению;
- Усвоение песенного материала.

- Формирование певческой установки (сидя, стоя);
- Сохранение устойчивого положения гортани;
- Петь только легкой атакой звука, легким звуком, тянуть без напряжения;
- Ясно и правильно выговаривать слова.
- Развитие диапазона
ре1-до2;
- развитие слуха.
- Умение контролировать себя;
- Воспитание эстетического вкуса учащихся, певческой культуры.


Хоровые навыки


- Петь чисто и слаженно несложные песни в унисон.
- Понимать элементарные дирижерские жесты: внимание, вдох, начало пения, его окончание, характер голосоведения.
- Формирование вокальной артикуляции.
- Работа над метром и ритмом.
- развитие музыкальной памяти.
- Выявление лучших качеств звучания голоса.
- Работа над широким дыханием.
- Воспитывать дружеские отношения в коллективе, чувство взаимопомощи, взаимоуважения.

- знакомство с элементами хореографии, культурой танца.
- Развитие кругозора.

Элементы хореографии


- Выработка правильной осанки, умения легко, бесшумно двигаться, «держать спину».
-Познакомить с основными позициями рук и ног.
-Развитие пластики, музыкальности, слияния движения и музыки.
- Воспитывать культуру движения, поведения.









Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Первый год обучения.
Для подготовки и проведения занятий используется:
Техническое оснащение
Аккордеон;
Фортепиано;
Музыкальный центр;
Магнитофон;
Видеомагнитофон;
Мультимедийный проектор;
Костюмы для концертных выступлений;
Помещение для занятий и выступлений.

Музыкальный репертуар
Упражнения для распевания;
Скок, скок. Русская народная попевка;
Барашечки. Музыкальная скороговорка;
Золотая осень. Музыка М.Красева, слова Н.Френкеля;
На горе - то калина. Русская народная песня;
Как пошли наши подружки. русская народная песня;
Все мы делим пополам. Музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского;
Высокий дуб. Русская народная песня;
Край, в котором ты живешь. Музыка Г.Гладкова, слова В.Дементьева;
Не громкая песня. Музыка Я Флярковского;
Крылатые качели. Музыка Е.Крылатого, слова Ю.Энтина;
Благослови душе моя Господи. Греческий напев;
Хвали душе моя Господи. Греческий напев;
Богородице Дево радуйся. Основной распев;
Уж ты, сад. Русская народная песня, обработка В.Калитратова;
В горнице. Музыка А.Морозова, слова Н.Рубцова;
Серенада. Музыка Ф.Шуберта, слова Л.Рельштаба, перевод Н. Огарева.














Темы занятий
Форма проведения
Методы и приемы
Подведение итогов

1

2
Диагностика музыкальных данных

Вокально-хоровая работа
1.Пение учебно-тренировочного материала;
2.Песни учебно-тренировочного материала;
3. Пение произведений:
Практическое занятие
Лекция
Беседа
Практическое занятие
Прослушивание

Наглядный
Словесный
Слушание музыкальных примеров
тестирование






Отчетный концерт


3

Слушание музыки.

Беседа

Слушание
музыки
Контрольная работа


4

Элементы хореографии

Лекция
Практическое занятие
Наглядный
Просмотр видеозаписи
Отчетный концерт

5
Диагностика сформированности ЗУН
Практическое занятие
Прослушивание

тестирование



6

Мероприятия воспитательно-познавательного характера.

Концерты
Музыкально-литературные гостиные



Концерт
Выставка фотоматериала






















Учебно-тематический план.
2-й год обучения.

Содержание работы
Общее кол-во часов
теория
практика



·. Диагностика музыкальных данных


·
·. Вокально-хоровая работа
1.Пение учебно-тренировочного материала;
Певческая установка, дыхание, атака звука.
Артикуляция, дикция, звукообразование и звуковедение
2.Песни учебно-тренировочного материала;
Ансамбль и строй.
3. Пение произведений:
Русская народная песня
Песни и хоры современных композиторов
Классика
Духовная музыка.

2

3
1

2

3
3

35
9
16
5
5

-

1
-

-

1
1

4
1
1
1
1

2

2
1

1

2
2

30
8
15
4
4



·
·
·. Слушание музыки.


5

1

4



·V.Элементы хореографии
Введение
Хоровод
Пляска
Вальс

19
1
5
5
8

4
1
1
1
1

15
-
4
4
7

V. Диагностика сформированности ЗУН
2
-
2


VІ. Мероприятия воспитательно-познавательного характера.


3

-

3

Итого:
72
11
61











Содержание программы.
2-й год обучения.

· Раздел: Диагностика музыкальных данных
Вокально-хореографические данные учащихся: диапазон, музыкальный слух, чувство ритма ит.д.

·
· Раздел: Вокально-хоровая работа.
тема. Учебно-тренировочный материал.
Теория. Значение дирижера в хоре. Хор и составляющее его голоса. Виды двухголосия.
Практика. Культура речи в хоровом пении. Певческая установка. Дыхание цепное. Певческая атака звука: твердая, мягкая. Распевание.
Артикуляция, виды произношения, формирование гласных звуков, устойчивое положение гортани, высокое звучание, звукообразование, звуковедение.
2 тема. Песни учебно-тренировочного материала.
Теория. Разнообразие форм хорового исполнительства. Дирижер. Дирижерские жесты.
Практика. Ансамбль. Виды ансамбля. Строй. Интонационная слаженность. Звуковедение. Ритмическая, темповая слитность. Элементы двухголосия. Распевание. Пение по нотной записи.
3 тема. Пение произведений
Русская народная песня.
Теория. Фольклор. Жанры музыкального народного творчества. Государственный народный хор имени Пятницкого.
Практика. Специфические особенности народных песен. Распевы. Широкая фраза. Анализ мелодии, текста. Пение без сопровождения. Пение по нотной записи.
Песни и хоры современных композиторов.
Теория. Автор музыки, текста, биография, творческая позиция, тематика.
Практика. Анализ музыкального поэтического текста. Темп. Голосоведение. Характер.
Классика.
Теория. Композиторы прошлых веков. Биография. Историческая эпоха
Практика. Анализ музыкального текста. Чистота интонации. Дыхание.
Духовная музыка.
Теория. История развития. Клирос. Регент. Чесноков П.Г.
Практика. Чистота интонации. Дыхание. Проникновенность, трепетность звучания. Двухголосие. Пение без сопровождения. Пение по нотной записи.


I
·I Раздел: Слушание музыки.
Теория. Рассказ о музыкальных произведениях. Формирование культуры восприятия.
Практика. Народные песни. Фрагменты из опер. Симфонические произведения. Исполнение профессиональных певцов.

·V. Раздел. Элементы хореографии
Введение
Теория. Термин «Танец». Направления. Исполнители.
Хоровод
Теория. Видеозапись танцевальных коллективов. Тамбовский танцевальный коллектив «Ивушка».
Практика. Виды хоровода. Повторение основных движения хоровода: Ручей», «Воротца», «Корзиночка», «Улитка», «колонны» и т.д, составление и разучивание танца.
Пляска
Теория. Часть русского фольклора – пляска. Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии им.А.В.Александрова.
Практика. Повторение основных движения: присядки различных видов, кружения, переменный шаг, ковырялочка, веревочка, простые притопы, поклоны. Составление и разучивание танца.
Вальс
Теория. Время возникновения вальса. Видоизменения. Слушание музыки. Штраус- король вальса.
Практика. Повторение основных движений вальса. Составление и разучивание танца.

V Раздел: Диагностика сформированности ЗУН
Контроль знаний, умений, навыков на конец учебного года.
VI Раздел: Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
Практика. Творческие концерты. Школьные смотры. Районные фестивали. Отчетный концерт. Встреча с односельчанами.
Цели и задачи обучения
Второй год обучения.


цели
задачи


обучающие
развивающие
воспитательные


Вокально-хоровые навыки

- Закрепление и дальнейшее совершенствование навыков полученных в 1-й год обучения.
- Работа с солистами и вокальными группами.
- Петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосные песни.
- Соблюдать певческую установку.
- Петь чистым естественным звуком.
- Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы. Уметь пользоваться цепным дыханием.
- Обучение пению без сопровождения.
- Уметь слушать себя и своих товарищей при пении.
- Развитие диапазона: первые голоса до1-ре2.
Вторые си-до2.
- Развитие мелодического, гармонического, ритмического, динамического слуха учащихся.
- Добиваться выразительного художественного исполнения.
- Воспитывать через образное содержание музыкальных произведений лучшие качества детей.


Совершенствование навыков хореографии полученных в 1-й год обучения
Элементы хореографии


- Изучение различных видов хоровода.
- Освоение основных фигур вальса, пляски.
- Развитие эмоциональности, чувства ритма, плавности и легкости в исполнении движений.
- Воспитывать культуру общения, уважения между партнерами.


Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы.
Второй год обучения.
Для подготовки и проведения занятий используется:
Техническое оснащение
Аккордеон;
Фортепиано;
Музыкальный центр;
Магнитофон;
Видеомагнитофон;
Мультимедийный проектор;
Костюмы для концертных выступлений;
Помещение для занятий и выступлений.

Музыкальный репертуар
Упражнения для распевания;
Скок, скок. Русская народная попевка;
Барашечки. Музыкальная скороговорка;
Картинка. Музыка К.Волкова, слова Э.Успенского;
Рыжий, рыжий, конопатый. Музыка Е.Ботярова, слова Э.Успенского;
Песенка-азбука. Музыка Г. Воронова, слова Б.Заходера;
Белоснежка моя. Музыка Ю. Чичкова, слова В.Арчакова;
Ровесницы наши. Музыка Ю. Чичкова, слова М.Пляцковского;
Всё, что сердцу дорого. Музыка Ю. Чичкова, слова М.Пляцковского;
Верит людям земля. Музыка Е.Птичкина, слова Р.Рождественского;
Офицеры. Музыка Р. Хозака, слова Е.Агроновича;
Колыбельная. Музыка Р.Паулса, слова Аспазии;
Вей, вей, ветерок. Латышская народная песня;
Журавли. Музыка М.Бернеса, слова Я. Френкеля;
Средь шумного бала. Музыка П Чайковского;
Я помню чудное мгновение. Музыка М. Глинки;











Темы занятий
Форма проведения
Методы и приемы
Подведение итогов

1

2
Диагностика музыкальных данных

Вокально-хоровая работа
1.Пение учебно-тренировочного материала;
2.Песни учебно-тренировочного материала;
3. Пение произведений:
Практическое занятие
Лекция
Беседа
Практическое занятие
Прослушивание

Наглядный
Словесный
Слушание музыкальных примеров
тестирование






Отчетный концерт


3

Слушание музыки.

Беседа

Слушание
музыки
Контрольная работа


4

Элементы хореографии

Лекция
Практическое занятие
Наглядный
Просмотр видеозаписи
Отчетный концерт

5
Диагностика сформированности ЗУН
Практическое занятие
Прослушивание

тестирование



6

Мероприятия воспитательно-познавательного характера.

Концерты
Музыкально-литературные гостиные



Концерт
Выставка фотоматериала



























Литература для учителя
В.Агафонников. За плетнем плетень. Русские народные песни и хороводы. М.1977.
Апраскина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.1983.
Апраскина О.А. Из истории музыкального воспитания. М.1990.
Н.А.Белян. Репертуар школьных хоров. Выпуск 17. М.1970.
Н.А.Белян. Репертуар школьных хоров. Выпуск 20.М.1971.
Р.Г.Бойко. Песни и хоры для детей. М.1982.
А. Гречанинов. Хоры для детей в сопровождении фортепиано. М.1977.А.Климов. Основы русского народного танца. М.1981.
Т.Науменко. Жаворонушки. русские народные песни, прибаутки, скороговорки. М.1975.
В.Попов. Детские и юношеские хоры. Волшебная свирель. М.1978.
В.Попов, Л. Тихеева. Школа хорового пения. Выпуск 1.М.1986.
Г. Струве. Репертуар школьных хоров. Выпуск 21. М.1986.
Г. Струве. Репертуар школьных хоров. Выпуск 22. М.1987.
Л.Уколова, М.Осеннева. Музыка в школе. Выпуск 3.М.2005.
В.Федоров. Споемте, друзья! Выпуск 9.М.1988.
В.Федоров. Споемте, друзья! Выпуск 10.М.1989.
Ю.М.Чичков. Солнечные маршруты. М.1972.
Ю.М.Чичков. Все что сердцу дорого. М.1981.

Литература для детей
1.А.Алексеев. Античная музыкальная эстетика. М.1960.
2.Н.Ветлугина. Музыкальный букварь. М.1988.
3. Гусельки. Выпуск 90. М.1991.
4. Играем и танцуем. М.1984.
5.С.Коллинз. Классическая музыка от и до. М. 2001.
6.Н.Н.Кондратюк. Музыка в школе. М. 2005.
7.Е.И.Юдина. Азбука музыкально- творческого образования. М. 2005.










15