Рабочая программа по информатике 10-11 класс (Поляков, углубленка)

СОДЕРЖАНИЕ

13 TOC \o "1-1" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc470259976" 14ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 13 PAGEREF _Toc470259976 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc470259977" 14СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc470259977 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc470259978" 14УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 13 PAGEREF _Toc470259978 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc470259979" 14КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 13 PAGEREF _Toc470259979 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc470259980" 14ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 13 PAGEREF _Toc470259980 \h 14221515
13 LINK \l "_Toc470259981" 14ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ 13 PAGEREF _Toc470259981 \h 14271515
13 LINK \l "_Toc470259982" 14СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ 13 PAGEREF _Toc470259982 \h 14301515
13 LINK \l "_Toc470259983" 14УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 13 PAGEREF _Toc470259983 \h 14321515
15 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по курсу «Информатика и ИКТ» 10-11 класс
(углубленный уровень)


Нормативно-правовое и программно--методическое обеспечение:
Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету «Информатика и ИКТ» 2004г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (http://window.edu.ru/resource/206/37206/files/09-1-s.pdf)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России).
Об утверждении областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области (Приказ ГУОиН Челябинской области от 01.07.2004г. №02-678).
«О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» (приказ МОиН Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839).
О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо МОиН Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404.
Приложение к письму МОиН Челябинской области № 03-02/5361 от 17.06.2016 г. «О преподавании учебных предметов «Информатика и ИКТ» и «Информатика» в 2016-2017 учебном году».
Учебный план МАОУ «Гимназия №100 г.Челябинска» на 2016-2017 учебный год.
Локальный акт: «Положение о рабочей программе» (решение педагогического совета № 1 от 30.08.2012).


Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям и рассчитана на 280 часов (10 класс – 4 часа в неделю, 11 класс – 4 часа в неделю).
В качестве основы для разработки рабочей программы принята примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям.





Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне и ориентирована на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
Основы информатики
Алгоритмы и программирование
Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Основными целями курса являются:
развитие интереса учащихся к изучению новых информационных технологий и программирования;
изучение фундаментальных основ современной информатики;
формирование навыков алгоритмического мышления;
формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью средств современной вычислительной техники;
приобретение навыков работы с современным программным обеспечением.
В современных условиях программа школьного курса информатики должна удовлетворять следующим основным требованиям:
обеспечивать знакомство с фундаментальными понятиями информатики и вычислительной техники на доступном уровне;
иметь практическую направленность с ориентацией на реальные потребности ученика;
допускать возможность варьирования в зависимости от уровня подготовки и интеллектуального уровня учащихся (как группового, так и индивидуального).
Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Включено повторение основных разделов информатики для подготовки к итоговой аттестации. Изменение часов объясняется основными целями и задачами, обозначенными в Федеральном компоненте государственного стандарта. Однако ЕГЭ, предполагаемый как проверка основных знаний учащихся, заставляет увеличить количество часов на все темы курса.
В каждой теме предусмотрено выделение часов на изучение теории, выполнение работ компьютерного практикума и решение задач. Обязательные практические работы сохранены в полном объеме.




Перечень средств ИКТ, необходимый для реализации программы:

Аппаратные средства:
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяют вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.) одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства:
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Web-страниц.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(10 КЛАСС)

Тема
(количество часов)
Содержание

1
Повторение
(2ч.)
Правила техники безопасности. Правила поведения в кабинете информатики. Повторение изученного за курс 5-9 класса. Вводный контроль.

2
Информация и
информационные процессы
(7ч.)
Информатика и информация. Информационные процессы. Измерение информации. Структура информации. Иерархия. Деревья. Графы.

2
Кодирование информации
(14ч.)
Двоичное кодирование и декодирование. Дискретность. Алфавитный подход к оценке количества информации. Системы счисления. Кодирование текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.

4
Логические основы
компьютера
(12ч.)
Логические операции. Диаграммы Эйлера-Венна. Упрощение и синтез логических выражений. Предикаты и кванторы. Логические элементы компьютера.

5
Компьютерная арифметика
(6ч.)
Хранение целых и вещественных чисел в памяти компьютера и операции с ними.

6
Устройство компьютера
(9ч.)
История и перспективы развития компьютерной техники. Архитектура компьютеров. Магистрально-модульный принцип. Процессор. Память. Устройства ввода и вывода.

7
Программное обеспечение
(13ч.)
Прикладные программы. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных.

8
Компьютерные сети
(7ч.)
Топология сетей. Локальные сети. Сеть Интернет. Адреса в Интернете. Всемирная паутина. Электронная почта. Электронная коммерция. Интернет и право. Нетикет.

9
Алгоритмизация и
программирование
(45ч.)
Переменные и арифметические выражения. Ветвления. Циклы. Процедуры и функции. Рекурсия. Массивы. Перебор элементов. Поиск элемента в массиве. Сортировка. Символьные строки. Преобразования «строка-число». Матрицы. Использование файлов для ввода и вывода данных.

10
Методы вычислений
(13ч.)
Точность вычислений. Решение уравнений. Дискретизация. Оптимизация. Статистические расчеты. Обработка результатов эксперимента.

11
Информационная безопасность
(8ч.)
Вредоносные программы и защита от них. Шифрование. Хэширование и пароли. Стеганография. Безопасность в Интернете.

12
Систематизация и
обобщение материала
(3ч.)
Повторение изученного за курс 5-10 класса. Итоговый контроль.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(11 КЛАСС)


Тема
(количество часов)
Содержание

1
Повторение
(2 ч)
Правила техники безопасности. Правила поведения в кабинете информатики. Повторение изученного за курс 5-10 класса. Вводный контроль.

2
Информация и
информационные процессы
(12ч.)
Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона. Передача информации. Помехоустойчивые коды. Сжатие информации без потерь. Алгоритм Хаффмана. Сжатие информации с потерями. Информация и управление. Системный подход. Информационное общество.

2
Моделирование
(13ч.)
Модели и моделирование. Системный подход в моделировании. Использование графов. Этапы моделирования. Моделирование движения. Дискретизация. Математические модели в биологии. Модель «хищник-жертва». Обратная связь. Саморегуляция. Системы массового обслуживания.

4
Базы данных
(18ч.)
Информационные системы. Таблицы. Иерархические и сетевые модели. Реляционные базы данных. Запросы. Формы. Отчеты. Нереляционные базы данных. Экспертные системы.

5
Создание web-сайтов
(16ч.)
Веб-сайты и веб-страницы. Текстовые страницы. Списки. Гиперссылки. Содержание и оформление. Стили. Рисунки на веб-страницах. Мультимедиа. Таблицы. Блочная верстка. XML и XHTML. Динамический HTML. Размещение веб-сайтов.

6
Элементы теории алгоритмов
(8ч.)
Уточнение понятие алгоритма. Универсальные исполнители. Алгоритмически неразрешимые задачи. Сложность вычислений. Доказательство правильности программ.

7
Алгоритмизация и
программирование
(25ч.)
Решето Эратосфена. Длинные числа. Структуры (записи). Динамические массивы. Списки. Использование модулей. Стек. Очередь. Дек. Деревья. Вычисление арифметических выражений. Графы. Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала). Поиск кратчайших путей в графе. Динамическое программирование.

8
Объектно-ориентированное
программирование
(14ч.)
Что такое ООП? Объекты и классы. Скрытие внутреннего устройства. Иерархия классов. Программы с графическим интерфейсом. Работа в среде быстрой разработки программ. Модель и представление.

9
Компьютерная графика и
анимация
(12ч.)
Ввод цифровых изображений. Кадрирование. Коррекция фотографий. Работа с областями. Фильтры. Многослойные изображения. Каналы. Подготовка иллюстраций для веб-сайта. GIF-анимация.

10
3d моделирование и анимация
(16ч.)
Проекции. Работа с объектами. Сеточные модели. Модификаторы. Контуры. Материалы и текстуры. Рендеринг. Анимация. Язык VRML.

11
Систематизация и
обобщение материала
(3ч.)
Повторение изученного за курс 5-11 класса. Итоговый контроль.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



темы
Название темы или урока по теме
Всего
часов
Практическая
часть


10 класс



1
Повторение
3
0

2
Информация и информационные процессы
7
4

3
Кодирование информации
14
2

4
Логические основы компьютера
12
2

5
Компьютерная арифметика
6
3

6
Устройство компьютера
9
2

7
Программное обеспечение
13
9

8
Компьютерные сети
7
2

9
Алгоритмизация и программирование
45
36

10
Методы вычислений
13
11

11
Информационная безопасность
8
4

12
Систематизация и обобщение материала
3
0


Количество за год
35
75







11 класс



1
Повторение
3
0

2
Информация и информационные процессы
12
4

3
Моделирование
13
7

4
Базы данных
18
12

5
Создание web-сайтов
16
11

6
Элементы теории алгоритмов
8
5

7
Алгоритмизация и программирование
25
21

8
Объектно-ориентированное программирование
14
5

9
Компьютерная графика и анимация
12
8

10
3d моделирование и анимация
16
14

11
Систематизация и обобщение материала
3
0


Количество за год
35
87


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(10 КЛАСС)
№урока по
программе
за год
Название темы или урока по теме
Практическая
часть
Знать/
понимать
Уметь
Опыт познавательской и практической деятельности
Коррек-тировка


1. Повторение (3ч.)
0






Инструктаж ОТ и ТБ. Организация рабочего места. Повторение. Подготовка к к/р.

опасности для здоровья при работе на компьютере;
правила техники безопасности;
правила поведения в кабинете информатики.





Вводный контроль.







Анализ вводного контроля. Работа над ошибками.







2. Информация и информационные процессы (7ч.)
4






Информатика и информация. Информационные процессы. ПР №1. Оформление документа.

понятия «информация», «данные», «знания»;
понятия «сигнал», «информационный процесс»;
понятие «бит»;
основные единицы количества информации;
понятия «список», «дерево», «граф».

определять количество бит, необходимых для выбора из заданного количества вариантов;
переводить количество информации из одних единиц в другие;
структурировать текстовую информацию в виде таблицы, графа, дерева;
определять длину маршрута по весовой матрице графа;
находить кратчайший путь в графе с небольшим числом вершин.




Измерение информации.







Структура информации (простые структуры). ПР №2. Структуризация информации (таблица, списки).







Иерархия. Деревья. ПР №3. Структуризация информации (деревья).







Графы. ПР №4. Графы. Подготовка к к/р.







Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







3. Кодирование информации (14ч.)
2






Язык и алфавит. Кодирование. Декодирование. ПР №5. Декодирование.

понятия «язык», «алфавит», «кодирование», «декодирование»;
дискретный принцип кодирования данных в современных компьютерах; принципы дискретизации;
принципы построения позиционных систем счисления;
принципы кодирования символов в однобайтовых кодировках и UNICODE;
определять количество информации, используя алфавитный подход;
записывать числа в различных системах счисления и выполнять с ними арифметические действия;
определять информационный объем текста, графических данных, звука и видеоданных при различных способах кодирования.




Дискретность.







Алфавитный подход к оценке количества информации.







Системы счисления. Позиционные системы счисления.







Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления.







Арифметические действия в системах счисления.







Другие системы счисления. ПР №6. Необычные системы счисления. Подготовка к/р.







Контрольная работа по теме «Системы счисления».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







Кодирование символов.







Кодирование графической информации.

принципы растрового и векторного кодирования графических изображений;
принципы кодирования графических данных, звука и видеоданных.





Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации. Подготовка к к/р.







Контрольная работа по теме «Кодирование информации».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







4. Логические основы компьютера (12ч.)
2






Логика и компьютер. Логические операции. ПР №7. Тренажёр «Логика».

понятия «логическое выражение», «предикат», «квантор»;
основные логические операции;
правила преобразования логических выражений;
принципы работы триггера, сумматора.

вычислять значение логического выражения при известных исходных данных;
упрощать логические выражения;
синтезировать логические выражения по таблице истинности;
использовать логические выражения для составления запросов к поисковым системам;
использовать диаграммы Эйлера-Венна для решения задач;
строить схемы на логических элементах по заданному логическому выражению.




Логические операции.







Практикум: задачи на использование логических операций и таблицы истинности.







Диаграммы Эйлера-Венна. ПР №8. Исследование запросов для поисковых систем.







Законы логики.







Упрощение логических выражений.







Синтез логических выражений.







Предикаты и кванторы.







Логические элементы компьютера.







Логические задачи. Подготовка к к/р.







Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







5. Компьютерная арифметика (6ч.)
3






Хранение в памяти целых чисел. ПР №9. Целые числа в памяти.

особенности хранения целых и вещественных чисел в памяти компьютера;
нормализованное представление вещественных чисел;
битовые логические операции и их применение.
строить двоичное представление в памяти для целых и вещественных чисел;
выполнять арифметические действия с нормализованными числами;
уметь выполнять битовые логические операции с двоичными данными.




Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. ПР №10. Арифметические операции.







Хранение в памяти вещественных чисел. ПР №11. Логические операции и сдвиги.







Выполнение арифметических операций с нормализованными числами.







Контрольная работа по теме «Компьютерная арифметика».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







6. Устройство компьютера (9ч.)
2






История и перспективы развития вычислительной техники.







Принципы устройства компьютеров.







Магистрально-модульная организация компьютера.

основные этапы развития вычислительной техники и их характерные черты;
принципы устройства компьютеров, понятие «архитектура»;
принципы обмена данными с внешними устройствами.
получать информацию об аппаратных средствах с помощью операционной системы и утилит;
использовать стандартные внешние устройства.




Процессор.







Моделирование работы процессора. ПР №12. Моделирование работы процессора.







Память.







Устройства ввода и вывода. ПР №13. Процессор и устройства вывода.







Контрольная работа по теме «Устройство компьютера».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







7. Программное обеспечение (13ч.)
9






Программное обеспечение. Виды программного обеспечения. Прикладные программы.

классификацию современного ПО;
функции и состав операционных систем;
понятия «драйвер» и «утилита»;
устройство современных файловых систем;
состав и функции систем программирования.
создавать документы с помощью текстовых процессоров;
использовать онлайн-офисы для совместного редактирования документов;
выполнять несложные операции в редакторах звуковой и видеоинформации;
устанавливать программы в одной из операционных систем.




Текстовые процессоры. Создание резюме. ПР №14. Использование возможностей текстовых процессоров.







Текстовые процессоры. Проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски. ПР №15. Использование возможностей текстовых процессоров.







Работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников. ПР №16. Оформление рефератов.







Набор и оформление математических текстов. ПР №17. Оформление математических текстов.







Настольно-издательские системы. ПР №18. Знакомство с системой (Scribus).







Аудиоредакторы. ПР №19. Знакомство с аудиолредактором (Audacity).







Видеоредакторы. ПР №20. Знакомство с видеоредактором.







Системное программное обеспечение. Способы сканирования и распознавания текста. ПР №21. Сканирование и распознавание текста.







Системы программирования. Инсталляция программ. ПР №22. Инсталляция программ.







Правовая охрана программ и данных. Подготовка к к/р.







Контрольная работа по теме «Программное обеспечение».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







8. Компьютерные сети (7ч.)
2






Компьютерные сети. Основные понятия. Виды компьютерных сетей.

понятия «компьютерная сеть», «сервер», «клиент», «протокол»;
классификацию компьютерных сетей;
принципы пакетного обмена данными;
принципы построения проводных и беспроводных сетей;
принципы построения и адресацию в сети Интернет.
выполнять простое тестирование сетей;
определять IP-адрес узла по известному доменному имени;
использовать поисковые системы;
использовать электронную почту.




Локальные и глобальные компьютерные сети.







Сеть Интернет. Адреса в Интернете.







Принципы работы компьютерных сетей. ПР №23. Тестирование сети.







Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете. ПР №24. Сравнение поисковых систем.







Контрольная работа по теме «Компьютерные сети».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







9. Алгоритмизация и программирование (45ч.)
36






Простейшие программы.

основные типы данных языка программирования;
правила вычисления арифметических и логических выражений;
правила использования базовых конструкций языка программирования: оператора присваивания, условных операторов и операторов цикла;
понятие «процедура», «функция», «рекурсия», «массив», «строка»;
правила обращения к файлам для ввода и вывода данных.
составлять программы, использующие условный оператор, операторы цикла, процедуры и функции;
составлять программы, использующие рекурсивные алгоритмов;
составлять программы для обработки массивов и символьных строк;
составлять программы, использующие файлы для ввода и вывода данных;
выполнять отладку программ.




Вычисления. Стандартные функции. ПР №25. Простые вычисления.







Условный оператор. ПР №26. Ветвления.







Сложные условия. ПР №27. Сложные условия.







Множественный выбор. ПР №28. Множественный выбор.







Использование ветвлений. ПР №29. Задачи на ветвления.







Контрольная работа «Ветвления».







Цикл с условием. ПР №30. Циклы с условием.







Цикл с условием. ПР №31. Циклы с условием.







Цикл с переменной. ПР №32. Циклы с переменной.







Вложенные циклы. ПР №33. Вложенные циклы.







Контрольная работа «Циклы».







Процедуры. ПР №34. Процедуры.







Изменяемые параметры в процедурах. ПР №35. Процедуры с изменяемыми параметрами.







Функции. ПР №36. Функции.







Логические функции. ПР №37. Логические функции.







Рекурсия. ПР №38. Рекурсия.







Стек. ПР №39. Стек.







Контрольная работа «Процедуры и функции».







Массивы. Перебор элементов массива. ПР №40. Перебор элементов массива.







Линейный поиск в массиве. ПР №41. Линейный поиск.







Поиск максимального элемента в массиве. ПР №42. Поиск максимального элемента массива.







Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг). ПР №43. Алгоритмы обработки массивов.







Отбор элементов массива по условию. ПР №44. Отбор элементов массива по условию.







Сортировка массивов. Метод пузырька. ПР №45. Метод пузырька.







Сортировка массивов. Метод выбора. ПР №46. Метод выбора.







Сортировка массивов. Быстрая сортировка. ПР №47. Быстрая сортировка.







Двоичный поиск в массиве. ПР №48. Двоичный поиск.







Контрольная работа «Массивы».







Символьные строки. ПР №49. Посимвольная обработка строк.







Функции для работы с символьными строками. ПР №50. Функции для работы со строками.







Преобразования «строка-число». ПР №51. Преобразования «строка-число».







Строки в процедурах и функциях. ПР №52. Строки в процедурах и функциях.







Рекурсивный перебор. ПР №53. Рекурсивный перебор.







Сравнение и сортировка строк. ПР №54. Сравнение и сортировка строк.







Практикум: обработка символьных строк. ПР №55. Обработка символьных строк: сложные задачи.







Контрольная работа «Символьные строки».







Матрицы. ПР №56. Матрицы.







Матрицы. ПР №57. Обработка блоков матрицы.







Файловый ввод и вывод. ПР №58. Файловый ввод и вывод.







Обработка массивов, записанных в файле. ПР №59. Обработка массивов из файла.







Обработка смешанных данных, записанных в файле. ПР №60. Обработка смешанных данных из файла.







Систематизация и обобщение материала по теме. Подготовка к к/р.







Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







10. Методы вычислений (13ч.)
11






Точность вычислений. Решение уравнений. Метод перебора. ПР №61. Решение уравнений методом перебора.

понятие «погрешность вычислений»;
источники погрешностей при вычислениях на компьютере;
численные методы решения уравнений;
принципы дискретизации вычислительных задач;
понятия «минимум» и «максимум», «оптимальное решение»;
метод наименьших квадратов.
оценивать погрешность полученного результата;
решать уравнения, используя численные методы;
выполнять дискретизацию вычислительных задач, выбирать шаг дискретизации;
находить оптимальные решения с помощью табличных процессоров;
обрабатывать результаты эксперимента.




Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам. ПР №62. Решение уравнений методом деления отрезка пополам.







Решение уравнений в табличных процессорах. ПР №63. Решение уравнений в табличных процессорах.







Дискретизация. Вычисление длины кривой. ПР №64. Вычисление длины кривой.







Дискретизация. Вычисление площадей фигур. ПР №65. Вычисление площади фигуры.







Оптимизация. Метод дихотомии. ПР №66. Оптимизация. Метод дихотомии.







Оптимизация с помощью табличных процессоров. ПР №67. Оптимизация с помощью табличных процессоров.







Статистические расчеты. ПР №68. Статистические расчеты.







Условные вычисления. ПР №69. Условные вычисления.







Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. ПР №70. Метод наименьших квадратов.







Восстановление зависимостей в табличных процессорах. ПР №71. Линии тренда. Подготовка к к/р.







Контрольная работа по теме «Методы вычислений».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







11. Информационная безопасность (8ч.)
4






Вредоносные программы. Виды вредоносных программ.

понятия «шифрование», «хэширование», «стеганография»;
правила составления паролей, устойчивых к взлому;
правила безопасного использования сети Интернет.
использовать антивирусные программы;
составлять надежные пароли;
использовать программное обеспечения для шифрования данных.




Защита от вредоносных программ. ПР №72. Использование антивирусных программ.







Что такое шифрование? Хэширование и пароли. ПР №73. Простые алгоритмы шифрования данных.







Современные алгоритмы шифрования. ПР №74. Современные алгоритмы шифрования и хэширования.







Стеганография. ПР №75. Использование стеганографии.







Безопасность в Интернете. Подготовка к к/р.







Контрольная работа по теме «Информационная безопасность».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







12. Систематизация и обобщение материала (3ч.)
0






Систематизация и обобщение материала по темам, пройденным в 10 классе. Подготовка к итоговой к/р.







Итоговая контрольная работа.







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







Количество за год: 140 часов
75








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(11 КЛАСС)
№урока по
программе
за год
Название темы или урока по теме
Практическая
часть
Знать/
понимать
Уметь
Опыт познавательской и практической деятельности
Коррек-тировка


1. Повторение (3ч.)
0






Инструктаж ОТ и ТБ. Организация рабочего места. Повторение. Подготовка к к/р.

опасности для здоровья при работе на компьютере;
правила техники безопасности;
правила поведения в кабинете информатики.





Вводный контроль.







Анализ вводного контроля. Работа над ошибками.







2. Информация и информационные процессы (12ч.)
4






Формула Хартли.

алфавитный и вероятностный подходы к оценке количества информации;
принципы помехоустойчивого кодирования;
принципы сжатия информации;
понятие «префиксный код», условие Фано;
принципы и область применимости сжатия с потерями;
понятия «обратная связь», «система»;
кибернетический подход к исследованию систем;
понятия «информационные технологии», «информационная культура»;
основные черты информационного общества.
вычислять вероятность события и соответствующее количество информации;
оценивать время, необходимое для передачи информации по каналу связи;
использовать помехоустойчивые коды.




Информация и вероятность. Формула Шеннона.







Передача информации.







Помехоустойчивые коды.







Сжатие данных без потерь. ПР №1. Алгоритм RLE.







Алгоритм Хаффмана. ПР №2. Сравнение алгоритмов сжатия.







Виды архиваторов. ПР №3. Использование архиваторов.







Сжатие информации с потерями. ПР №4. Сжатие с потерями.







Информация и управление. Системный подход.







Информационное общество. Подготовка к к/р.







Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







3. Моделирование (13ч.)
7






Модели и моделирование. ПР №5. Моделирование работы процессора.

понятия «модель», «оригинал», «моделирование», «адекватность модели»;
виды моделей и области их применимости;
использовать модели различных типов: таблицы, диаграммы, графы;
использовать готовые модели физических явлений;




Системный подход в моделировании.







Использование графов.







Этапы моделирования.







Моделирование движения. Дискретизация. ПР №6. Моделирование движения.

понятия «диаграмма», «сетевая модель»;
этапы моделирования;
особенности компьютерных моделей;
понятие «саморегуляция»;
особенности моделирования систем массового обслуживания.
выполнять дискретизацию математических моделей;
исследовать модели с помощью электронных таблиц и собственных программ.




Модели ограниченного и неограниченного роста. ПР №7. Моделирование популяции.







Моделирование эпидемии. ПР №8. Моделирование эпидемии.







Модель «хищник-жертва». ПР №9. Модель «хищник-жертва».







Обратная связь. Саморегуляция. ПР №10. Саморегуляция.







Системы массового обслуживания.







Практическая работа: моделирование работы банка. ПР №11. Моделирование работы банка. Подготовка к к/р.







Контрольная работа по теме «Моделирование».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







4. Базы данных (18ч.)
12






Информационные системы.

понятия «информационная система», «база данных», СУБД, «транзакция»;
понятия «ключ», «поле», «запись», «индекс»;
различные модели данных и их представление в табличном виде;
принципы построения реляционных баз данных;
типы связей между таблицами в реляционных базах данных;
основные принципы нормализации баз данных;
принципы построения и использования нереляционных баз данных;
принципы работы экспертных систем.
представлять данные в табличном виде;
разрабатывать и реализовывать простые реляционные базы данных;
выполнять простую нормализацию баз данных;
строить запросы, формы и отчеты в одной из СУБД;




Таблицы. Основные понятия.







Модели данных.







Реляционные базы данных.







Операции с таблицей. ПР №12. Работа с готовой таблицей.







Создание таблицы. ПР №13. Создание однотабличной базы данных.







Запросы. ПР №14. Создание запросов.







Формы. ПР №15. Создание формы.







Отчеты. ПР №16. Оформление отчета.







Язык структурных запросов (SQL). ПР №17. Язык SQL.







Многотабличные базы данных. ПР №18. Построение таблиц в реляционной БД.







Формы с подчиненной формой. ПР №19. Создание формы с подчиненной.







Запросы к многотабличным базам данных. ПР №20. Создание запроса к многотабличной БД.







Отчеты с группировкой. ПР №21. Создание отчета с группировкой.







Нереляционные базы данных. ПР №22. Нереляционные БД.







Экспертные системы ПР №23. Простая экспертная система. Подготовка к к/р.







Контрольная работа по теме «Базы данных».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







5. Создание web-сайтов (16ч.)
11






Веб-сайты и веб-страницы.

понятия «гипертекст», «гипермедиа», «веб-сервер», «браузер», «скрипт»;
принцип разделения содержания (контента) и оформления сайта;
основные тэги языка HTML;
принципы построения XML-документов;
понятия «динамический HTML», DOM.
строить веб-страницы, содержащие гиперссылки, списки, таблицы, рисунки;
изменять оформление веб-страниц с помощью стилевых файлов;
выполнять простую блочную верстку;
использовать Javascript для простейшего программирования веб-страниц.




Текстовые страницы.







Оформление текстовой веб-страницы. ПР №24. Создание текстовых веб-страниц.







Списки. ПР №25. Создание списков.







Гиперссылки. Страница с гиперссылками. ПР №26. Гиперссылки.







Содержание и оформление. Стили.







Использование CSS. ПР №27. Использование CSS.







Рисунки на веб-страницах. ПР №28. Вставка рисунков в документ.







Мультимедиа. ПР №29. Вставка звука и видео в документ.







Таблицы. ПР №30. Табличная верстка.







Блоки. Блочная верстка.







Практическая работа: блочная верстка.31. Блочная верстка.







XML и XHTML. ПР №32. База данных в формате XML.







Динамический HTML.







Использование Javascript. ПР №33. Использование Javascript.







Размещение веб-сайтов. ПР №34. Сравнение вариантов хостинга.







6. Элементы теории алгоритмов (8ч.)
5






Уточнение понятие алгоритма. ПР №35. Машина Тьюринга.

понятия «алгоритм», «универсальный исполнитель»;
понятие «алгоритмически неразрешимая задача»;
понятие «сложность алгоритма»;
принципы доказательства правильности программ.
составлять простые программы для одного из универсальных исполнителей;
оценивать вычислительную сложность изученных алгоритмов;
доказывать правильность простых программ.




Универсальные исполнители. ПР №36. Машина Поста.







Универсальные исполнители. ПР №37. Нормальные алгорифмы Маркова.







Алгоритмически неразрешимые задачи. ПР №38. Вычислимые функции.







Сложность вычислений.







Доказательство правильности программ. ПР №39. Инвариант цикла. Подготовка к к/р.







Контрольная работа по теме «Элементы теории алгоритмов».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







7. Алгоритмизация и программирование (25ч.)
21






Решето Эратосфена. ПР №40. Решето Эратосфена.

алгоритм поиска простых чисел с помощью «решета Эратосфена»;
понятие «длинного числа», принципы хранения и выполнения операций с «длинными» числами;
понятие структуры (записи), основные операции со структурами;
понятия «динамический массив», «список», «стек», «очередь», «дек» и операции с ними;
понятие «дерево» и области применения этой структуры данных;
понятия «граф», «узел», «ребро»;
простые алгоритмы на графах;
принцип динамического программирования.
использовать решето Эратосфена;
программировать простые операции с «длинными» числами;
использовать различные структуры, грамотно выбирать структуру для конкретной задачи;
программировать простые алгоритмы на графах;
программировать алгоритмы, использующие динамическое программирование.




Длинные числа. ПР №41. «Длинные числа».







Структуры (записи). ПР №42. Ввод и вывод структур.







Структуры (записи). ПР №43. Чтение структур из файла.







Структуры (записи). ПР №44. Сортировка структур с помощью указателей.







Динамические массивы. ПР №45. Динамические массивы.







Динамические массивы. ПР №46. Расширяющиеся динамические массивы.







Списки. ПР №47. Алфавитно-частотный словарь.







Использование модулей. ПР №48. Модули.







Стек. ПР №49. Вычисление арифметических выражений.







Стек. ПР №50. Проверка скобочных выражений.







Очередь. Дек. ПР №51. Заливка области.







Деревья. Основные понятия.







Вычисление арифметических выражений. ПР №52. Вычисление арифметических выражений.







Хранение двоичного дерева в массиве. ПР №53. Хранение двоичного дерева в массиве.







Графы. Основные понятия.







Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала). ПР №54. Алгоритм Прима-Крускала.







Поиск кратчайших путей в графе. ПР №55. Алгоритм Дейкстры.







Поиск кратчайших путей в графе. ПР №56. Алгоритм Флойда-Уоршелла.







Динамическое программирование. ПР №57. Числа Фибоначчи.







Динамическое программирование. ПР №58. Задача о куче.







Динамическое программирование. ПР №59. Количество программ.







Динамическое программирование. ПР №60. Размер монет. Подготовка к к/р.







Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







8. Объектно-ориентированное программирование (14ч.)
5






Что такое ООП?

принципы ООП;
понятия «объект», «класс», «абстракция», «инкапсуляция», «наследование», «полиморфизм», «виртуальный метод»;
как строится иерархия классов.
выполнять объектно-ориентированный анализ несложных задач;
строить иерархию объектов;
программировать простые задачи с использованием ООП;
строить программы с графическим интерфейсом в одной из RAD-сред.




Создание объектов в программе.







Скрытие внутреннего устройства. ПР №61. Скрытие внутреннего устройства объектов.







Иерархия классов.







Классы логических элементов.







Программы с графическим интерфейсом.







Работа в среде быстрой разработки программ.







Объекты и их свойства. ПР №62. Создание формы в RAD-среде.







Использование готовых компонентов. ПР №63. Использование компонентов.







Использование готовых компонентов. ПР №64. Компоненты для ввода и вывода данных.







Совершенствование компонентов. ПР №65. Разработка компонентов.







Модель и представление. Подготовка к к/р.







Контрольная работа по теме «Объектно-ориентированное программирование».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







9. Компьютерная графика и анимация (12ч.)
8






Основы растровой графики.

характеристики цифровых изображений;
принципы сканирования и выбора режимов сканирования;
понятия «слой», «канал», «фильтр».
выполнять коррекцию фотографий (уровни, цвет, яркость, контраст);
работать с областями;
работать с многослойными изображениями;
использовать каналы;
выбирать формат для хранения различных типов изображений;




Ввод цифровых изображений. Кадрирование. ПР №66. Ввод и кадрирование изображений.







Коррекция фотографий. ПР №67. Коррекция фотографий.







Работа с областями. ПР №68. Работа с областями.







Фильтры.







Многослойные изображения. ПР №69. Многослойные изображения.







Каналы. ПР №70. Каналы







Иллюстраций для веб-сайтов. ПР №71. Иллюстрации для веб-сайтов.


создавать анимированные изображения.




GIF-анимация. ПР №72. GIF-анимация







Контуры. ПР №73. Контуры. Подготовка к к/р.







Контрольная работа по теме «Компьютерная графика и анимация».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







10. 3d моделирование и анимация (16ч.)
14






Введение в 3D-графику. Проекции. ПР №74. Управление сценой.

основные принципы работы с 3D-моделями.
выполнять преобразования объектов;
строить и редактировать сеточные модели;
использовать текстуры, модификаторы, контуры;
выполнять рендеринг, выбирать его параметры;
строить простые сцены с помощью языка VRML.




Работа с объектами. ПР №75. Работа с объектами.







Сеточные модели. ПР №76. Сеточные модели.







Модификаторы. ПР №77. Модификаторы.







Контуры. ПР №78. Пластина.







Контуры. ПР №79. Тела вращения.







Материалы и текстуры. ПР №80. Материалы.







Текстуры. ПР №81. Текстуры.







UV-развертка. ПР №82. UV-развертка.







Рендеринг. ПР №83. Рендеринг.







Анимация. ПР №84. Анимация.







Анимация. Ключевые формы. ПР №85. Анимация. Ключевые формы.







Анимация. Арматура. ПР №86. Анимация. Арматура.







Язык VRML. ПР №87. Язык VRML. Подготовка к к/р.







Контрольная работа по теме «3d моделирование и анимация».







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







11. Систематизация и обобщение материала (3ч.)
0






Систематизация и обобщение материала по темам, пройденным в 10 классе. Подготовка к итоговой к/р.







Итоговая контрольная работа.







Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.







Количество за год: 140 часов
87






ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
(10 КЛАСС)
№ п/п
№ урока по
порядку
Раздел
Тема урока
Практическая работа


4
Информация и
информационные процессы
Информатика и информация. Информационные процессы.
ПР №1. Оформление документа.


6

Структура информации (простые структуры).
ПР №2. Структуризация информации (таблица, списки).


7

Иерархия. Деревья.
ПР №3. Структуризация информации (деревья).


8

Графы.
ПР №4. Графы.


11
Кодирование
информации
Язык и алфавит. Кодирование. Декодирование.
ПР №5. Декодирование.


17

Другие системы счисления.
ПР №6. Необычные системы счисления.


25
Логические
основы компьютера
Логика и компьютер. Логические операции.
ПР №7. Тренажёр «Логика».


28

Диаграммы Эйлера-Венна.
ПР №8. Исследование запросов для поисковых систем.


37
Компьютерная арифметика
Хранение в памяти целых чисел.
ПР №9. Целые числа в памяти.


38

Арифметические и логические (битовые) операции. Маски.
ПР №10. Арифметические операции.


39

Хранение в памяти вещественных чисел.
ПР №11. Логические операции и сдвиги.


47
Устройство
компьютера
Моделирование работы процессора.
ПР №12. Моделирование работы процессора.


49

Устройства ввода и вывода.
ПР №13. Процессор и устройства вывода.


53
Программное
обеспечение
Текстовые процессоры. Создание резюме.
ПР №14. Использование возможностей текстовых процессоров.


54

Текстовые процессоры. Проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски.
ПР №15. Использование возможностей текстовых процессоров.


55

Работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников.
ПР №16. Оформление рефератов.


56

Набор и оформление математических текстов.
ПР №17. Оформление математических текстов.


57

Настольно-издательские системы.
ПР №18. Знакомство с системой (Scribus).


58

Аудиоредакторы.
ПР №19. Знакомство с аудиолредактором (Audacity).


59

Видеоредакторы.
ПР №20. Знакомство с видеоредактором.


60

Системное программное обеспечение. Способы сканирования и распознавания текста.
ПР №21. Сканирование и распознавание текста.


61

Системы программирования. Инсталляция программ.
ПР №22. Инсталляция программ.


68
Компьютерные
сети
Принципы работы компьютерных сетей.
ПР №23. Тестирование сети.


69

Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете.
ПР №24. Сравнение поисковых систем.


73
Алгоритмизация и программирование
Вычисления. Стандартные функции.
ПР №25. Простые вычисления.


74

Условный оператор.
ПР №26. Ветвления.


75

Сложные условия.
ПР №27. Сложные условия.


76

Множественный выбор.
ПР №28. Множественный выбор.


77

Использование ветвлений.
ПР №29. Задачи на ветвления.


79

Цикл с условием.
ПР №30. Циклы с условием.


80

Цикл с условием.
ПР №31. Циклы с условием.


81

Цикл с переменной.
ПР №32. Циклы с переменной.


82

Вложенные циклы.
ПР №33. Вложенные циклы.


84

Процедуры.
ПР №34. Процедуры.


85

Изменяемые параметры в процедурах.
ПР №35. Процедуры с изменяемыми параметрами.


86

Функции.
ПР №36. Функции.


87

Логические функции.
ПР №37. Логические функции.


88

Рекурсия.
ПР №38. Рекурсия.


89

Стек.
ПР №39. Стек.


91

Массивы. Перебор элементов массива.
ПР №40. Перебор элементов массива.


92

Линейный поиск в массиве.
ПР №41. Линейный поиск.


93

Поиск максимального элемента в массиве.
ПР №42. Поиск максимального элемента массива.


94

Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг).
ПР №43. Алгоритмы обработки массивов.


95

Отбор элементов массива по условию.
ПР №44. Отбор элементов массива по условию.


96

Сортировка массивов. Метод пузырька.
ПР №45. Метод пузырька.


97

Сортировка массивов. Метод выбора.
ПР №46. Метод выбора.


98

Сортировка массивов. Быстрая сортировка.
ПР №47. Быстрая сортировка.


99

Двоичный поиск в массиве.
ПР №48. Двоичный поиск.


101

Символьные строки.
ПР №49. Посимвольная обработка строк.


102

Функции для работы с символьными строками.
ПР №50. Функции для работы со строками.


103

Преобразования «строка-число».
ПР №51. Преобразования «строка-число».


104

Строки в процедурах и функциях.
ПР №52. Строки в процедурах и функциях.


105

Рекурсивный перебор.
ПР №53. Рекурсивный перебор.


106

Сравнение и сортировка строк.
ПР №54. Сравнение и сортировка строк.


107

Практикум: обработка символьных строк.
ПР №55. Обработка символьных строк: сложные задачи.


109

Матрицы.
ПР №56. Матрицы.


110

Матрицы.
ПР №57. Обработка блоков матрицы.


111

Файловый ввод и вывод.
ПР №58. Файловый ввод и вывод.


112

Обработка массивов, записанных в файле.
ПР №59. Обработка массивов из файла.


113

Обработка смешанных данных, записанных в файле.
ПР №60. Обработка смешанных данных из файла.


117
Методы
вычислений
Точность вычислений. Решение уравнений. Метод перебора.
ПР №61. Решение уравнений методом перебора.


118

Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам.
ПР №62. Решение уравнений методом деления отрезка пополам.


119

Решение уравнений в табличных процессорах.
ПР №63. Решение уравнений в табличных процессорах.


120

Дискретизация. Вычисление длины кривой.
ПР №64. Вычисление длины кривой.


121

Дискретизация. Вычисление площадей фигур.
ПР №65. Вычисление площади фигуры.


122

Оптимизация. Метод дихотомии.
ПР №66. Оптимизация. Метод дихотомии.


123

Оптимизация с помощью табличных процессоров.
ПР №67. Оптимизация с помощью табличных процессоров.


124

Статистические расчеты.
ПР №68. Статистические расчеты.


125

Условные вычисления.
ПР №69. Условные вычисления.


126

Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов.
ПР №70. Метод наименьших квадратов.


127

Восстановление зависимостей в табличных процессорах.
ПР №71. Линии тренда.


131
Информационная безопасность
Защита от вредоносных программ.
ПР №72. Использование антивирусных программ.


132

Что такое шифрование? Хэширование и пароли.
ПР №73. Простые алгоритмы шифрования данных.


133

Современные алгоритмы шифрования.
ПР №74. Современные алгоритмы шифрования и хэширования.


134

Стеганография.
ПР №75. Использование стеганографии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
(11 КЛАСС)
№ п/п
№ урока по
порядку
Раздел
Тема урока
Практическая работа


5
Информация и информационные процессы
Сжатие данных без потерь.
ПР №1. Алгоритм RLE.


6

Алгоритм Хаффмана.
ПР №2. Сравнение алгоритмов сжатия.


7

Виды архиваторов.
ПР №3. Использование архиваторов.


8

Сжатие информации с потерями.
ПР №4. Сжатие с потерями.


13
Моделирование
Модели и моделирование.
ПР №5. Моделирование работы процессора.


17

Моделирование движения. Дискретизация.
ПР №6. Моделирование движения.


18

Модели ограниченного и неограниченного роста.
ПР №7. Моделирование популяции.


19

Моделирование эпидемии.
ПР №8. Моделирование эпидемии.


20

Модель «хищник-жертва».
ПР №9. Модель «хищник-жертва».


21

Обратная связь. Саморегуляция.
ПР №10. Саморегуляция.


23

Практическая работа: моделирование работы банка.
ПР №11. Моделирование работы банка.


30
Базы данных
Операции с таблицей.
ПР №12. Работа с готовой таблицей.


31

Создание таблицы.
ПР №13. Создание однотабличной базы данных.


32

Запросы.
ПР №14. Создание запросов.


33

Формы.
ПР №15. Создание формы.


34

Отчеты.
ПР №16. Оформление отчета.


35

Язык структурных запросов (SQL).
ПР №17. Язык SQL.


36

Многотабличные базы данных.
ПР №18. Построение таблиц в реляционной БД.


37

Формы с подчиненной формой.
ПР №19. Создание формы с подчиненной.


38

Запросы к многотабличным базам данных.
ПР №20. Создание запроса к многотабличной БД.


39

Отчеты с группировкой.
ПР №21. Создание отчета с группировкой.


40

Нереляционные базы данных.
ПР №22. Нереляционные БД.


41

Экспертные системы
ПР №23. Простая экспертная система.


46
Создание web-сайтов
Оформление текстовой веб-страницы.
ПР №24. Создание текстовых веб-страниц.


47

Списки.
ПР №25. Создание списков.


48

Гиперссылки. Страница с гиперссылками.
ПР №26. Гиперссылки.


50

Использование CSS.
ПР №27. Использование CSS.


51

Рисунки на веб-страницах.
ПР №28. Вставка рисунков в документ.


52

Мультимедиа.
ПР №29. Вставка звука и видео в документ.


53

Таблицы.
ПР №30. Табличная верстка.


55

Практическая работа: блочная верстка.
ПР №31. Блочная верстка.


56

XML и XHTML.
ПР №32. База данных в формате XML.


58

Использование Javascript.
ПР №33. Использование Javascript.


59

Размещение веб-сайтов.
ПР №34. Сравнение вариантов хостинга.


60
Элементы теории алгоритмов
Уточнение понятие алгоритма.
ПР №35. Машина Тьюринга.


61

Универсальные исполнители.
ПР №36. Машина Поста.


62

Универсальные исполнители.
ПР №37. Нормальные алгорифмы Маркова.


63

Алгоритмически неразрешимые задачи.
ПР №38. Вычислимые функции.


65

Доказательство правильности программ.
ПР №39. Инвариант цикла.


68
Алгоритмизация и программирование
Решето Эратосфена.
ПР №40. Решето Эратосфена.


69

Длинные числа.
ПР №41. «Длинные числа».


70

Структуры (записи).
ПР №42. Ввод и вывод структур.


71

Структуры (записи).
ПР №43. Чтение структур из файла.


72

Структуры (записи).
ПР №44. Сортировка структур с помощью указателей.


73

Динамические массивы.
ПР №45. Динамические массивы.


74

Динамические массивы.
ПР №46. Расширяющиеся динамические массивы.


75

Списки.
ПР №47. Алфавитно-частотный словарь.


76

Использование модулей.
ПР №48. Модули.


77

Стек.
ПР №49. Вычисление арифметических выражений.


78

Стек.
ПР №50. Проверка скобочных выражений.


79

Очередь. Дек.
ПР №51. Заливка области.


81

Вычисление арифметических выражений.
ПР №52. Вычисление арифметических выражений.


82

Хранение двоичного дерева в массиве.
ПР №53. Хранение двоичного дерева в массиве.


84

Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала).
ПР №54. Алгоритм Прима-Крускала.


85

Поиск кратчайших путей в графе.
ПР №55. Алгоритм Дейкстры.


86

Поиск кратчайших путей в графе.
ПР №56. Алгоритм Флойда-Уоршелла.


87

Динамическое программирование.
ПР №57. Числа Фибоначчи.


88

Динамическое программирование.
ПР №58. Задача о куче.


89

Динамическое программирование.
ПР №59. Количество программ.


90

Динамическое программирование.
ПР №60. Размер монет.


95
Объектно-ориентированное программирование
Скрытие внутреннего устройства.
ПР №61. Скрытие внутреннего устройства объектов.


100

Объекты и их свойства.
ПР №62. Создание формы в RAD-среде.


101

Использование готовых компонентов.
ПР №63. Использование компонентов.


102

Использование готовых компонентов.
ПР №64. Компоненты для ввода и вывода данных.


103

Совершенствование компонентов.
ПР №65. Разработка компонентов.


108
Компьютерная графика и анимация
Ввод цифровых изображений. Кадрирование.
ПР №66. Ввод и кадрирование изображений.


109

Коррекция фотографий.
ПР №67. Коррекция фотографий.


110

Работа с областями.
ПР №68. Работа с областями.


112

Многослойные изображения.
ПР №69. Многослойные изображения.


113

Каналы.
ПР №70. Каналы


114

Иллюстраций для веб-сайтов.
ПР №71. Иллюстрации для веб-сайтов.


115

GIF-анимация.
ПР №72. GIF-анимация


116

Контуры.
ПР №73. Контуры.


119
3d моделирование и анимация
Введение в 3D-графику. Проекции.
ПР №74. Управление сценой.


120

Работа с объектами.
ПР №75. Работа с объектами.


121

Сеточные модели.
ПР №76. Сеточные модели.


122

Модификаторы.
ПР №77. Модификаторы.


123

Контуры.
ПР №78. Пластина.


124

Контуры.
ПР №79. Тела вращения.


125

Материалы и текстуры.
ПР №80. Материалы.


126

Текстуры.
ПР №81. Текстуры.


127

UV-развертка.
ПР №82. UV-развертка.


128

Рендеринг.
ПР №83. Рендеринг.


129

Анимация.
ПР №84. Анимация.


130

Анимация. Ключевые формы.
ПР №85. Анимация. Ключевые формы.


131

Анимация. Арматура.
ПР №86. Анимация. Арматура.


132

Язык VRML.
ПР №87. Язык VRML. Подготовка к к/р.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Выпускник на углубленном уровне научится:
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; понимать задачи построения кода, обеспечивающего по возможности меньшую среднюю длину сообщения при известной частоте символов, и кода, допускающего диагностику ошибок;
строить логические выражения с помощью операций дизъюнкции, конъюнкции, отрицания, импликации, эквиваленции; выполнять эквивалентные преобразования этих выражений, используя законы алгебры логики (в частности, свойства дизъюнкции, конъюнкции, правила де Моргана, связь импликации с дизъюнкцией);
строить таблицу истинности заданного логического выражения; строить логическое выражение в дизъюнктивной нормальной форме по заданной таблице истинности; определять истинность высказывания, составленного из элементарных высказываний с помощью логических операций, если известна истинность входящих в него элементарных высказываний; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать логические уравнения;
строить дерево игры по заданному алгоритму; строить и обосновывать выигрышную стратегию игры;
записывать натуральные числа в системе счисления с данным основанием; использовать при решении задач свойства позиционной записи числа, в частности признак делимости числа на основание системы счисления;
записывать действительные числа в экспоненциальной форме; применять знания о представлении чисел в памяти компьютера;
описывать графы с помощью матриц смежности с указанием длин ребер (весовых матриц); решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов, в частности задачу построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа и определения количества различных путей между вершинами;
формализовать понятие «алгоритм» с помощью одной из универсальных моделей вычислений (машина Тьюринга, машина Поста и др.); понимать содержание тезиса Черча–Тьюринга;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы и размер используемой памяти при заданных исходных данных; асимптотическая сложность алгоритма в зависимости от размера исходных данных); определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов;
анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений и при каких исходных значениях возможно получение указанных результатов;
создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы, связанные с анализом элементарных функций (в том числе приближенных вычислений), записью чисел в позиционной системе счисления, делимостью целых чисел; линейной обработкой последовательностей и массивов чисел (в том числе алгоритмы сортировки), анализом строк, а также рекурсивные алгоритмы;
применять метод сохранения промежуточных результатов (метод динамического программирования) для создания полиномиальных (не переборных) алгоритмов решения различных задач; примеры: поиск минимального пути в ориентированном ациклическом графе, подсчет количества путей;
создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе изученных алгоритмов и методов;
применять при решении задач структуры данных: списки, словари, деревья, очереди; применять при составлении алгоритмов базовые операции со структурами данных;
использовать основные понятия, конструкции и структуры данных последовательного программирования, а также правила записи этих конструкций и структур в выбранном для изучения языке программирования;
использовать в программах данные различных типов; применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки символьных строк; выполнять обработку данных, хранящихся в виде массивов различной размерности; выбирать тип цикла в зависимости от решаемой подзадачи; составлять циклы с использованием заранее определенного инварианта цикла; выполнять базовые операции с текстовыми и двоичными файлами; выделять подзадачи, решение которых необходимо для решения поставленной задачи в полном объеме; реализовывать решения подзадач в виде подпрограмм, связывать подпрограммы в единую программу; использовать модульный принцип построения программ; использовать библиотеки стандартных подпрограмм;
применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач;
выполнять объектно-ориентированный анализ задачи: выделять объекты, описывать на формальном языке их свойства и методы; реализовывать объектно-ориентированный подход для решения задач средней сложности на выбранном языке программирования;
выполнять отладку и тестирование программ в выбранной среде программирования; использовать при разработке программ стандартные библиотеки языка программирования и внешние библиотеки программ; создавать многокомпонентные программные продукты в среде программирования;
инсталлировать и деинсталлировать программные средства, необходимые для решения учебных задач по выбранной специализации;
пользоваться навыками формализации задачи; создавать описания программ, инструкции по их использованию и отчеты по выполненным проектным работам;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; анализировать соответствие модели реальному объекту или процессу; проводить эксперименты и статистическую обработку данных с помощью компьютера; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; выбирать конфигурацию компьютера в соответствии с решаемыми задачами;
понимать назначение, а также основные принципы устройства и работы современных операционных систем; знать виды и назначение системного программного обеспечения;
владеть принципами организации иерархических файловых систем и именования файлов; использовать шаблоны для описания группы файлов;
использовать на практике общие правила проведения исследовательского проекта (постановка задачи, выбор методов исследования, подготовка исходных данных, проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета); планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение графиков и диаграмм;
владеть основными сведениями о табличных (реляционных) базах данных, их структуре, средствах создания и работы, в том числе выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
использовать компьютерные сети для обмена данными при решении прикладных задач;
организовывать на базовом уровне сетевое взаимодействие (настраивать работу протоколов сети TCP/IP и определять маску сети);
понимать структуру доменных имен; принципы IP-адресации узлов сети;
представлять общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений (сайты, блоги и др.);
применять на практике принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; соблюдать при работе в сети нормы информационной этики и права (в том числе авторские права);
проектировать собственное автоматизированное место; следовать основам безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
применять коды, исправляющие ошибки, возникшие при передаче информации; определять пропускную способность и помехозащищенность канала связи, искажение информации при передаче по каналам связи, а также использовать алгоритмы сжатия данных (алгоритм LZW и др.);
использовать графы, деревья, списки при описании объектов и процессов окружающего мира; использовать префиксные деревья и другие виды деревьев при решении алгоритмических задач, в том числе при анализе кодов;
использовать знания о методе «разделяй и властвуй»;
приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи, которые имеют различную сложность; использовать понятие переборного алгоритма;
использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;
использовать второй язык программирования; сравнивать преимущества и недостатки двух языков программирования;
создавать программы для учебных или проектных задач средней сложности;
использовать информационно-коммуникационные технологии при моделировании и анализе процессов и явлений в соответствии с выбранным профилем;
осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и программного обеспечения для решения задач, возникающих в ходе учебы и вне ее, для своих учебных и иных целей;
проводить (в несложных случаях) верификацию (проверку надежности и согласованности) исходных данных и валидацию (проверку достоверности) результатов натурных и компьютерных экспериментов;
использовать пакеты программ и сервисы обработки и представления данных, в том числе – статистической обработки;
использовать методы машинного обучения при анализе данных; использовать представление о проблеме хранения и обработки больших данных;
создавать многотабличные базы данных; работе с базами данных и справочными системами с помощью веб-интерфейса.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными, тестовых или практическими заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания

Отметка


95% и более

отлично


80-94%%

хорошо


66-79%%

удовлетворительно


менее 66%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п,
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала);
«1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Опенка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность, устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4». если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
не смол ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
отказался отвечать на вопросы учителя.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. В ходе обучения есть возможность рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

Программа
Учебник
Методическое пособие
Контрольно-измерительные материалы

Бородин М.Б. Информатика. Программы для образовательных организаций. 2-11 классы / сост. М.Н.Бородин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Поляков К.Ю. Информатика. Программа для старшей школы: 10-11 классы. Углубленный уровень / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч./ К.Ю.Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч./ К.Ю.Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Бородин М.Н. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Тесты к учебнику «Информатика. Углублённый уровень» для 10-11 классов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/tests.htm)
Материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])













13PAGE 15


13PAGE 14115