Программа элективного курса «Введение в ЕГЭ» 10 класс



Программа элективного курса «Введение в ЕГЭ» 10 класс

Пояснительная записка
Элективный курс «Введение в ЕГЭ (русский язык)» может быть использован
в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10 - х классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа составлена в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение элективного курса.
В соответствии с учебным планом МКОУ Евстратовская СОШ на изучение курса в 10 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов

ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, ДОН, ККИДППО по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.

Программа рассчитана на 70 часов: 2 часа в неделю.
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.


Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.

Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.

Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).

Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

Срок реализации программы – 1 год.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
изучения элективного курса «Введение в ЕГЭ (русский язык)».


п/п
Тематика курса
кол-во часов
теорети
ческая часть
практи
ческая
часть
формы итоговой работы


10 класс





1
Введение в курс. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ
2
1
1


2
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.
1
0,5
0,5


3
Орфоэпические нормы русского языка
1

1


4
Словообразовательные нормы
2

2


5
Лексические нормы
3

3
ТДР

6
Морфологические нормы и орфография
10

10
ТДР

7
Синтаксические нормы и пунктуация
15

15
ТДР

8
Повторение трудных тем орфографии и пунктуации
3

3


9
Микротекст. Изобразительно-выразительные средства языка
10

10
ТДР

10
Исходный текст (проблемы, авторская позиция)
5

5


11
Коммуникативная компетенция выпускника. Предупреждение ошибок при написании сочинения.
10
0,5
9,5


12
Итоговая проверочная работа (репетиционный ЕГЭ)
4

4
Пробный ЕГЭ

13
Анализ и редактирование письменных экзаменационных работ.
Обобщающее повторение
4

4
Мини-сочинение


И т о г о
70
2
70




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.

Литература для учителя

1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. ЕГЭ-2009. Русский язык. ГиА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. А.Ю.Бисеров. изд. «Эксмо»,
2009 г. В книге помещён «Свод правил русской орфографии и пунктуации (1956 г.)».
3. Е.П. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Краснодар, 2007г.
4. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2008 года в
Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2009 года. Р.М.Гриценко,
Е.Л.Николаевская;
5. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2009 года в
Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2010 года. Р.М.Гриценко,
Е.Л.Николаевская.
6. Методические рекомендации ККИДППО для ОУ Краснодарского края о преподавании
русского языка в 2009-2010 учебном году;
7. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
8. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
9. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».


Литература для учащихся

1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним. Приложение 1
«Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ »: 2008, 2009 гг.
2. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Учебное пособие. Краснодар, 2007 г.
3. Образцы сочинений, получивших по оценке экспертов наибольшее количество баллов.
Приложение 2 «Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ »: 2008, 2009 гг.
4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.
6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».
7. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».

Учебно – методическое обеспечение

Таблицы
Комплекты карточек
Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы





















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программного материала элективного курса «Введение в ЕГЭ (русский язык)»


№№
занят.
Дата по лану

Дата по факту


Тема занятия
форма заня-тия /соответ- ствие зада-
ниям ЕГЭ

1
03.09

Введение.
Особенности ЕГЭ по русскому языку
лекция

2
05.09

Спецификация, кодификатор и демонстрационная
версия экзаменационной работы.
практикум

3
10.09

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.
Словари русского языка.
лекция
практикум

4
12.09

Орфоэпические нормы. Основные правила орфо-эпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
работа с тестами
А1

5-6
17.09
19.09

Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология.
Речевые ошибки на лексическом уровне.
практикум
А2, А11

7
24.09

Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по орфоэпии и лексике.
самост.работа
А3

8-9
26.09
01.10

Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.
работа с тестами
В1

10
03.10

Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.
практикум
А3

11
08.10

Морфологический анализ слов разных частей речи.
исслед.работа
А10, В2

12
10.10

Грамматические и речевые ошибки на морфологи-ческом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии.
самост.работа
А10

13
15.10

Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.
практикум
А12

14
17.10

Правописание корней и приставок.
практикум
А13, А14

15
22.10

Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени.
исслед.работа
А15

16
24.10

Правописание суффиксов различных частей речи
(кроме –Н- и –НН-).
тренинг
А16

17
29.10

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.
работа с тестами
А17

18
31.10

Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов.
исслед.работа
А18

19
12.11

Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.
самост.работа

20-21
14.11
19.11

Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.
тренинг
А5, В3

22
21.11

Предложение. Порядок слов в предложении. Грам-матическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предло-жения, способы их выражения.
практикум
А8

23
26.11

Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.
практикум
А9, В4

24
28.11

Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласова-ние определений с определяемым словом)
тренинг
А5

25
03.12

Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчи-ненных предложений.
практикум
А5, А19, А20

26
05.12

Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.
практикум
А4

27
10.12

Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы» ( А19-А26).
самост.работа
А26

28-29
12.12
17.12

Знаки препинания в простом предложении (с од-нородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения)
работа с тестами
А19,А20, А22
В5, В6

30
19.12

Предложения со словами и конструкциями, грам-матически не связанными с членами предложения
работа с тестами
А21

31
24.12

Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях
практикум
А23, А24

32
26.12

Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью
работа с тестами
А25

33-34
26.12

Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26,
В1-В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы)


35
14.01

Повторение (орфоэпические, лексические, морфологические нормы)
тренинг
А1-А11

36
16.01

Повторение трудных тем орфографии
тренинг
А12-А18

37
21.01

Повторение трудных тем синтаксиса
тренинг
А19-А26

38
23.01

Микротекст (структура, смысловая и композиции-
оная целостность текста). Логико-смысловые отно-шения между частями текста.
работа / текст
А6, А7

39
28.01

Основная и дополнительная информация текста.
Информационная обработка текста.
исслед.работа
А27, А28

40
30.01

Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические).
работа / текст
В7

41
42
43
04.02
06.02
11.02

Функционально-смысловые типы речи, их отличи-тельные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте.
практикум.
А29

44
13.02

Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
практикум
А29

45
46
18.02
20.02

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора)
мини-исслед.
В8

47
48
25.02
27.02

Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония
и др.) Умение находить их в тексте.
мини-исслед.
В8

49
04.03

Стилистические фигуры, их роль в тексте.
В8

50
06.02

Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст» (А6, А7, А27-А30, В8).
А6, А7, А27-
30, В8

51
11.03

Коммуникативный уровень выполнения экзаме-национной работы. Требования к письменной работе выпускника ( критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)
лекция
практикум

52
13.03

Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста.
работа / текст

53
18.03

Формулировка проблем исходного текста. Пробле-матика текстов предыдущих лет. Варианты форму-лировок проблемы. Анализ текстов и проблем
лучших экзаменационных работ прошлых лет.
практикум
К1

54
20.03


Проблема и её комментарий. Способы коммен-тария проблемы, его письменное оформление.
мини-сочин.
К2

55
01.04


Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника.
мини-сочин.
К3

56
03.04

Аргументация собственного мнения по проблеме.
Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.
мини-сочин.
К4, К11

57
58
08.04
10.04

Анализ письменных работ выпускников предыду-щих лет с точки зрения правильности и убедитель-ности приводимых аргументов.
исслед.работа
К4


59
15.04

Смысловая цельность, речевая связность и после-довательность изложения письменной работы
практикум
К5


60
17.04

Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки.
практикум
К6, К12


61
62
22.04
24.04

Тренировочно-диагностическая работа (написа-ние сочинения)
сочинение
К1-К12


63
64
29.04
06.05

Анализ и редактирование своих работ
самост.работа


65
66
08.05
13.05

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ.
тренинг


67
15.05

Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ
А, В, С


68
20.05

Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ
мини-исслед.
К1-К12

69
22.05

Психологическая подготовка к ЕГЭ («Я справлюсь с работой на .. баллов») - письменная работа с аргументацией уверенности.
психологич. практикум,
мини-сочинение

70


Резервное занятие









15