Презентация по учебной дисциплине Введение в проектно-исследовательскую деятельность на тему Методологические основы познания


С тех пор как мир возник во мглеЕще никто на всей земле Не предавался сожаленью О том, что отдал жизнь ученью.(Рудаки)1 Методологические основы познанияСущность познания и его характеристики2 Понятия «познание» и «процесс познания». Знания и их роль в жизни человека.Основные виды познанияНаучное познаниеПлан:3 вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире;отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого являются знания о мире, процесс поиска истины;процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.Познание - это4 Процесс познания5 Зачем нам нужно познавать окружающий мир?6
Вся история человечества - это ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний - от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования компьютерных массивов информации7
Виды знаний1 классификацияЗнания об объектах (что такое автомобиль?)Знания о действии (как сварить суп?, сшить костюм?)Знания о свойстве (зачем ученому компьютер?)2 классификацияПерцептивные знания (восприятие) и эмпирические (опыт)Обыденно-практическое знание человек черпает из опыта повседневной жизни, из практики – это элементарные сведения о природе, о людях (появление туч на небе предвещает дождь)Научное знание – знание о сущности предметов и явлений, о связях между ними; используются доказательства, теоретические объяснения (знания о строении атома, о химическом составе раствора)8 Виды знаний3 классификацияФундаментальные знания – теоретические знания об основных закономерностях строения и развития человека, общества, природыПрикладные знания – знания, направленные на достижение практических целей и решение конкретных задач4 классификацияЕстественнонаучные знания – сведения из наук: химия, физика, биология, география и др.Гуманитарные знания – исторические, философские, психологические9 «Знание – сила» Ф. Бэкон«Знания – гимнастика и пища для ума» Леонид СухоруковЗнание — это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим Д. АддисонКто боится знания, тот пропал В. БелинскийУмные среди дураков всегда странны В. БелинскийАфоризмы10 ГносеологияГносеология (от греч.)gnosislogos+Раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности11 Основныепроблемы гносеологииПознаваем ли мир?12 Познаваем ли мир?13 Скептики АгностицизмКонвенционализм14 «Есть два вида познания, одно посредством чувств, другое с помощью мысли» ДемокритКак человек познает мир?15 ВкусСлухЗрениеОбоняниеОсязание16 ПознаниеРациональноеОсуществляется органами чувств: осязанием, вкусом, зрением, слухом, обоняниемПрисуще только человеку, является более сложным отражением действительности, который осуществляется посредством мышления17 Эксперимент !!!18 Формы чувственного познанияОщущение Элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предметаОщущение вкуса, цвета, запаха, звука (кислый, жёлтый)Восприятие Целостное отражение предметов в многообразии их свойствПредставление Чувственный образ предмета, возникающий в сознании в отсутствие этого предметаКогда мы не видим лимон, но можем его представить и даже поморщится при этом19 Можно ли только при помощи чувственного познания познать окружающий мир?20 При помощи чего можно познать законы мира, сущность предметов и явлений и т.п.?21 Формы рационального познанияПонятие Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещейПонятия «человек», «стол» и др.Суждение Отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий«Золото есть металл»Умозаключение Рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие1.Золото – металл.2.Все металлы электропроводны.Вывод: Золото проводит электрический ток.22 Перед вами находится цветок «красная роза», проанализируйте этот предмет как ощущение, восприятие, представление, понятие.23 обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное. Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.24Виды познания Руководствуется принципом объективности (отражение объекта таким, каков он есть на самом деле).Обладает признаком – рационалистическая обоснованность.Системность знания (знания упорядочены и выражаются в форме теории или понятия).Научное знание проверяемо (наблюдение, логические рассуждения).25Научное познание Уровни научного познанияЭмпирическийОтражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов.Отражение внешних признаков, сторон, связейТеоретическийИмеет дело с логической моделью изучаемого объекта, выраженной специальным научным языком.Отражение существенных связей, открытие законов26 это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактовособый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.27Научное познание - это Научный факт - отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.Научная проблема - осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.Гипотеза - научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.28Формы научного познания Спасибо за внимание!29