Конкурсное занятие Введение в социологию


Мастер - класс по истории
Педагог дополнительного образования: Богинская И. В.
Обучающиеся образовательных организаций: 7 - 8 класс
Тема: Церковный раскол. Противостояние: Никон и Аввакум.
Компетентностный подход сегодня является ведущим в построении гражданского воспитания. Он связывает воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. При изучении данной темы возможно выбрать форму учебного занятия как семинар, в котором преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении материала, обобщение, систематизация. На семинар выносятся вопросы и проблемы, не имеющие однозначных суждений. Этот тематический семинар посвящен важной теме в истории нашей страны.
На занятии необходимо отработать методику работы с историческими документами, сравнения позиций разных ученых, умения делать необходимые выводы и представить свою систему доказательств.
Цели мастер - класса:
Обобщить знания обучающихся о реформе Никона и церковном расколе;
Дать представление о причинах, сущности и результатах церковной реформы XVII в;
Охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном и сторонниками Аввакума;
Сделать историографический анализ церковно-обрядовой реформы Никона;
Показать, что тема церковного раскола связана с идеологией «Третьего Рима» и идеалом «Святой Руси»;
Выявить суть конфликта между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном;
Продолжить работу по формированию умения характеризовать деятельность исторической личности (патриарха Никона, протопопа Аввакума).
Опережающее задание:
Ознакомится с содержанием темы по учебнику.
Обратить внимание на вопросы семинарского занятия.
По учебнику В. В. Буряковой, Е.Н.Захаровой, С.Н.Пищулина «Введение в обществознание. От мифологии к религии и философии», изд. АО «Московские учебники» М.2002 г. повторить материал о сущности идеологии «Третьего Рима», об идеале «Святой Руси», о византийской «симфонии власти».
План мастер - класса.
I. Организационный момент
II. Проведение семинара:
1. Реформа патриарха Никона в русской православной церкви в XVII веке.
1) Сущность теории «Москва – третий Рим» и идеала «Святой Руси».
2) Кружок ревнителей истинного благочестия и их идеи.
3) Этапы церковных споров.
4) Причины реформы церкви при патриархе Никоне.
5) Сравнение точек зрения «ревнителей истинного
благочестия» и руководителей церкви на реформу.
6)Русская православная церковь до и после реформы. Работа с текстом: В.О.Ключевский «Курс русской истории» том 3, с.268-269.
Выводы: взгляд на реформу с разных сторон жизни общества.
2. Раскол в русской православной церкви.
1) Оценка лидеров старообрядческого движения.
2) Причины раскола в церкви при патриархе Никоне.
3) Отношение к расколу:
а) социальных низов;
б) служителей церкви;
в) боярской аристократии.
3.Взаимоотношение церкви и государства в XVII веке. Конфликт между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем.
1) причины конфликта.
2) итоги этого конфликта.
Выводы о самодержавии 2-ой половины XVII века.
4.Выводы по теме семинара.
III. Подведение итогов занятия. Оценка работы обучающихся на семинаре.
IV. Список литературы.
Ход мастер - класса.
Вводное слово педагога, подчеркивается актуальность данной темы и ставятся задачи для работы на семинаре.
Работа обучающихся под руководством педагога на занятии.
1.Обучающиеся вспоминают сущность теории «Москва - третий Рим», обоснованную старцем Филофеем.
Основные принципы данной теории:
падение «первого Рима» от язычества и «второго Рима» от мусульман за прегрешения против веры;
наступление эпохи «третьего Рима», после которого «четвертому» не быть;
ответственность Руси за весь православный мир;
борьба за чистоту веры, укрепление власти духовной и светской в их взаимной « симфонии», как тесного сотрудничества при разделении функций.
Делается вывод о том, что московские государи получили идейное обоснование своей власти и аргумент для борьбы с врагами России.
2. Проводится беседа о кружке "ревнителей истинного благочестия". Обучающиеся делают вывод о том, что существовала крайняя модель спасения (молитвенный уход, полный разрыв с "греховным миром"). Другие - искали спасение "греховного мира" в активном его исправлении. Формируется новый тип русского подвижника, ревнителя -проповедника, который действует через распространение душеспасительной литературы.
Члены кружка, сплотившиеся вокруг царского духовника Вонифатьева, первоочередной мерой в достижении праведной жизни.
Вопрос об этапах церковных споров крайне сложен для обучающихся.
Необходимо пояснить, что исторически расхождения с греческой церковью вызваны тем, что в русской митрополии к моменту падения Константинополя не успел утвердиться Новоиерусалимский устав, вытеснивший в византийской церкви прежний, Константинопольский, который был воспринят восточными славянами в момент крещения. Московская церковь постепенно стала воспринимать свой обряд как более правильный.
Обучающиеся рассказывают о попытках исправления церковных книг и в 1-ой четверти XVI века, начале XVII века, 40-50-х годах XVII века и о прибытии в Москву восточных патриархов.
Какие еще причины реформы вы можете назвать?
Причины церковных реформ:
Образование единого Российского государства и более сильной власти государя.
Установление церковных связей с южнославянскими народами после воссоединения Украины с Россией.
Необходимость единообразия церковных обрядов и богослужебных книг.
Рукописный характер большинства церковных книг.
Множество разночтений, искажений в церковной литературе.
Острые споры относительно образцов, по которым следует исправлять церковные книги и церковные обряды.
5. В процессе работы обучающиеся сравнивают позиции "ревнителей истинного благочестия" и руководителей церковной реформы.
Общее:
Выступали против многогласия в церковном обиходе
За искоренение в народе игрищ и суеверий
За необходимость исправления богослужебных книг
За единообразие церковной службы
Ревнители истинного благочестия:
Образцы для исправления - древнерусские книги, переведенные с греческого языка еще в то время, когда Византия сохраняла политическую независимость (до 1453г).
Патриарх Никон:
так как одинаковых древнерусских текстов не существовало, то решено взять греческие оригиналы.
Различия
Какие позиции в русской православной церкви мы можем выделить до реформы, а какие внесены после нее?
Какие позиции вы можете дополнить, работая с учебником?
Возможно составление таблицы.
«Русская православная церковь до и после реформы Никона».
До преобразований Никона
После преобразований Никона
1.Крестное знамение двумя перстами.
2.Двоекратное пение «аллилуйя».
3.Движение по-Солонь( по Солнцу) во время крестного хода.
4.Написание имени Христа как Иисус.
5. Разночтения в богослужебных книгах.
6.Использование в иконописи некоторых канонов католической живописи.
7.Служение литургии на семи просфорах.
8.Произнесение в церкви определенных текстов проповедей.
1.Крестное знамение тремя перстами.
2.Троекратное пение «аллилуйя».
3.Движение против часовой стрелки (до середины XVII в. В церкви ходили «посолонь»).
4.Написание имени Христа как Иисус.
5.Унификация текстов богослужебных книг по греческим образцам.
6.Написание икон по греческим образцам. Уничтожение старых икон.
7.Служение литургии на 5 просфорам.
8.Произнесение проповедей собственного сочинения.
9.Поясные поклоны вместо земных.
10. Возвращение к единогласию за счет сокращения церковной службы.
Выводы:
Церковная реформа имела множество тесно переплетенных между собой смыслов.
Реформаторы стремились все привести к образцу.
Идеологически реформа «обустраивала «внешнеполитические планы правительства: не просто освобождение единоверцев на Украине, а соединение их в едином Православном царстве, прочность которого – в единых и единообразных обрядах и уставах.
В культурологическом смысле церковная реформа создавала условия для более тесных контактов с греческой и украинско-белорусской «образованностью». Реформа становилась средством преодоления изоляции от иноверцев, однако, без утраты прежде высокого взгляда на предназначение Московского царства.
Реформа потенциально призвана была еще более возвысить положение московских государей. Это был внутриполитический и светский подтекст реформ.
Стараниями Никона реформа приобрела еще один смысл, призванный возвысить церковную, а точнее патриаршую власть.
2 вопрос занятия: Раскол в русской православной церкви.
1. Старообрядчество и характеристика их лидеров.
Какие общие черты вы выделили? (см. мировоззрение, поступки, человеческие качества, особенности характера и др.).
- Они - лидеры по натуре. Их биографии постоянно сталкиваются.
- Сталкиваются потому что харизматичные герои раскола и их противники не мыслили себя вне борьбы и страданий за веру.
Это губительный пример фанатизма, и желания во что бы то не стало спасти и осчастливить. Какие различия в характере, судьбе, проявлении личностных качеств вы увидели в Никоне и Аввакуме?
2. Рассмотрим причины раскола в русской православной церкви.
Можно составить таблицу.
Интерпретация церковно - обрядовой реформы Патриарха Никона.
Религиозная Православная (официальная) Реформа Никона была исповеднической защитой исконной русской идеологии (религии), возвращением к истинному православию.
Старообрядческая гибель Московского православного царства и наступление царства Антихриста (с 1666 г.).
Историко - материалистическая Недовольство официальной церковью народных низов. Социальный протест, вылившийся в религиозное противостояние.
Либерально - историческая Патриарх Никон хотел поставить церковную власть над светской - тем самым приблизить православную церковь к западному образцу.
Локально - историческая Акматическая фаза этногенеза, для которой характерны интеллектуальные споры (Л. Н. Гумилев). Стране предстоял троякий выбор: изоляции (путь Аввакума); создание теократического вселенско- православной империи (путь Никона); вхождение в "концерн" европейских держав (выбор Петра I).
2 вариант работы по данному вопросу.
Это работа с текстами:
Милюков П.Н. "Очерки по истории русской культуры" СПб., 1899, 1901.
Щапов А.П. "Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в" Казань, 1859
Никольский Н. М. "История русской церкви" М., 1988
Каптерев Н. Ф. "Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов" М., 1887г
Ключевский В. О. "Курс русской истории" М., 1988
Подборка составлена О. Г. Набатовой. "Конспекты уроков для учителя истории" М., Владос - Пресс, 2004г.
Вопрос: Какие причины раскола называют авторы публикаций? Почему противостояние сторон приобрело такую острую форму? Групповая форма работы.
Можно выделить следующие позиции:
Причины раскола
Милюков П.Н. Национальные корни, формализм русского благочестия, превращение религии в магические формулы
Щапов А.П. Раскол - проявление социального протеста низов против государственной политики
Каптерев Н. Ф. Консерватизм русского общества, сила провинциальной веры
Никольский Н. М. Причина раскола в разнице социального статуса церковных служителей, стремление к очищению церкви
Ключевский В. О. Консерватизм, инерция русского религиозного сознания, боязнь западных влияний
III.Итоги занятия:
Противоречия в церковной среде.
Психологическая неготовность части верующих к восприятию религиозных новшеств.
Момент в п. 2 Обучающиеся показывают отношение разных слоев общества к реформе и расколу. См. репродукции картин. Работа проводится по группам. 1-я группа делает выводы об отношении к реформе и расколу простого народа; 2-я группа делает выводы об отношении к данному вопросу служителей церкви; 3-я группа - об отношении аристократии к реформе.
IV. Список литературы
В. И. Буганов "Мир истории: Россия в 17 столетии", М., 1989г
В.О. Ключевский "Курс истории истории", 1987г, с. 268-269
С. Ф. Платонов "Учебник русской истории", Спб, 1994г
А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов "История России 17 - 19 вв", М., 2006г
С. М. Соловьев "Чтение и рассказы по истории", М., 1989г