Методическая разработка к уроку географии по теме «Ветер» 6 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №1 г. Пролетарска
Предмет: география
Класс: 6
Тема урока: Ветер
Форма урока: урок открытия новых знаний
Технология: элементы критического мышления
Автор: Зивенко Наталья Валентиновна

2013г
Цели и задачи урока:
1)Образовательные: создание условий, при которых обучающиеся смогут
сформировать представление об образовании ветра и причинах его возникновения;
силе, направлении, значении ветра в жизни нашей планеты и хозяйственной деятельности человека;
ознакомление с видами ветров и графическим изображением наблюдений за направлением ветра;
2) Развивающие: создать условия для:
развития критического мышления, коммуникативных умений и речи;
творческих способностей;
развития у обучающихся умения анализировать, систематизировать и обобщать знания, полученные из различных источников информации (опытным путем, географических карт, энциклопедий и др.)
3) Воспитательные: создать условия, при которых обучающиеся смогут,
осознать ответственность за общий результат при работе в малых группах, в парах
для развития взаимопомощи и взаимовыручки;
умения распределять роли, организовывать учебное сотрудничество в минигруппах, презентовать результаты своей деятельности,
обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;
обучение рефлексии учебной деятельности;
Оборудование: свеча, спички, полоска тонкой бумаги, воздушные шары, раздаточный материал, интерактивная доска SMART BOART, компьютер с выходом в Интернет, проектор, плакаты, фломастеры, маркеры, рабочие листы к уроку.Ход урока
Этап урока Методические рекомендации Деятельность детей
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята!
Необычный день у нас
И гостями полон класс
Что сказать гостям нам надо?
Видеть Вас мы очень рады.
Я очень хочу, чтобы Вы улыбались!
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок порадует всех.
И каждый из Вас ощутит свой успех! (сл.№1) Данный прием позволяет создать комфортную среду обучения. Стихотворение содействует созданию в классе доверительных отношений и позитивной обстановки, дает эмоционально – позитивный настрой на совместную работу на уроке. Приветствуют гостей и друг друга.
II. Стадия вызова (Вхождение или погружение в тему)
-Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Откуда можно получить информацию о состоянии тропосферы на ближайшее время?
-Я предлагаю вам, познакомится с прогнозом погоды на сегодня в городе Пролетарске.
Учитель использует с изображением прогноза погоды на текущий день в городе Пролетарске, без показаний ветра (Сл.№2)
-Какие элементы погоды и почему в такой последовательности отражены в прогнозе?
-Кто составляет прогноз погоды?
-Давайте побываем в роли метеорологов и определим, какими приборами они пользовались при составлении прогноза погоды и в каких единицах записывали результаты наблюдений (сл.№3). Идет повторение основных понятий: влажность, атмосферное давление, чему равно нормальное, повышенное, пониженное атмосферное давление).-Какого явления не достает? ВЕТЕР – у древних славян это слово означало веять. В дословном переводе «дуновение». Наши предки поклонялись великому Стрибогу - богу ветра. В русском языке есть много пословиц и поговорок, крылатых выражений о ветре. Какие известны вам? (Сл.№4-5)
(Против ветра не надуешься, Ветром море колышет, а молвой народ, Ветер не подует, осока не зашумит, Не море топит корабли, а ветер, Что ветер приносит, то и уносит). Многие русские художники, музыканты использовали образ ветра в своих произведениях. Учитель демонстрирует фрагмент из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и предлагает отгадать, о каком произведении идет речь, кто его автор? (сл.№6-7). Благодаря используемому приему обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока, повторяют необходимые определения и понятия.
Данный прием позволяет на уроке провести интеграцию с историей и литературой, повышает интерес к изучаемой теме. Определяют взаимосвязь и зависимость компонентов погоды, определяют тему урока. Начинают заполнять рабочие листы к уроку, записывают тему урока. Отвечают на вопросы, выполняют задание сл.№2 интерактивной доски. Записывают тему урока в рабочие листы. Приводят примеры найденных пословиц и поговорок о ветре, объясняют значение крылатых выражение, представленных на сл.№6. Смотрят фрагмент мультфильма, определяют название произведения и его автора.
С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.
Задание: Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.
-Коллективное обсуждение завершилось. Прочитайте, что получилось, сверимся с информацией на слайде (вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно).
Задание классу: На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:
Что такое ветер, каковы причины его возникновения ?Узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра.
Выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают результаты.
Каково значение ветра в природе и жизни человека (сл.№8-9) Цель использования приема –актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу, позволил подвести учащихся к формулировке цели урока. Заполняют таблицу №1 (рабочий лист к уроку)
Несколько учащихся называют, что они вписали в первую колонку таблицы.
Ребята сами формируют план изучения темы (по колонке «знаю» и задачи урока на основе содержания колонки (хочу узнать).III. Стадия осмысления
Попытаемся сформулировать определение ветра.
Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении (сл.№10).
Выделим ключевое слово и признаки.
Предлагаю найти ответ на вопрос: Почему дует ветер? Для этого хочу продемонстрировать простой опыт.
Демонстрация опыта №1: Над зажженной свечей (в данном опыте свеча выступает в роли солнца) помещается тонкая полоска бумаги, которая под действием теплого воздуха поднимается вверх. Вывод: при нагревании теплый воздух поднимается вверх, его давление понижается, возникает разность давления с окружающим воздухом, результат: перемещение, движение воздуха – ветер.
Для объяснения учитель задает следующие вопросы:
Почему возникает разное а.д?
Почему поверхность Земли нагревается неравномерно?
Что является основным источником тепла для нашей планеты? (сл.№11).
Обобщение по данному этапу урока:
Игровое задание «Цепочка».
К доске вызываются четыре ученика. Каждому учитель выдаёт табличку (звено цепи) и просит учащихся стать так, чтобы получилась цепочка причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра.
Солнечное излучение Разный нагрев поверхности
Учитель предлагает заполнить логическую опору урока (сл.№12).
-Мы рассмотрели причины образования ветра. Отмечаем их на логической опоре.
-Если причина ветра – разность в атмосферном давлении, так куда дует ветер?
-Чтобы ответить на этот вопрос учитель предлагает смоделировать ветер в условиях класса.
Задание классу: Я предлагаю смоделировать ветер в условиях класса. Для этого давайте воспользуемся воздушными шарами, которые лежат у вас на партах.
Опыт№2 с воздушными шариками.
Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из- за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении (сл. №13).Обобщение по данному этапу урока: выполнение задания №3 рабочей тетради (парная работа) с взаимопроверкой по выполненному заданию у доски (сл.№14).
Виды ветра.
На нашей планете дует много ветров, но на сегодняшнем уроке мы познакомимся только с двумя: бризом и муссоном.
Бриз – ветер, который меняет свое направление два раза в сутки. Дует на границе моря и суши, например у берегов Черного или Азовского моря (показ географических объектов на карте)
Для изучения изменения направления этого ветра в течение суток учитель использует задание №4 к уроку (сл.№15).
Задание классу: Внимательно рассмотрите рисунок. Определите, на каком из рисунков №1,№2 дневное время суток, а на каком ночное стрелочками покажите, как будет двигаться ночной и дневной бриз.
На основе выполненного задания дается определение бриза.
Творческое задание для закрепления по данному этапу урока:
Учитель предлагает ученикам пофантазировать и представить себя в роли следователя детективного агентства, который расследует дело об убийстве, совершённом днём в нескольких километрах от берега моря. На допросе один из подозреваемых, разъясняя своё алиби, утверждал, что в момент убийства гулял по набережной моря и затратил почти час, пытаясь достать из воды унесённую лёгким ветерком с его головы шляпу, которую отгоняло всё дальше от берега.
-Поверите ли вы подозреваемому или усомнитесь в его алиби?(Дневной бриз дует с моря на сушу, поэтому он не мог унести шляпу в море.)
Учитель подчеркивает необходимость знаний по географии в различных профессиях, в том числе: полицейского.
Муссон – ветер, который меняет свое направление два раза в год. Дует на границе суши и океана, например, восточное побережье России. С помощью сл.№16 обсуждается схема движения муссона.
Закрепление: Весной в нашей местности на севере области наблюдается половодье. Вспомним, что такое половодье? Что является его причиной?
-Так вот, река Амур, протекающая на востоке нашей страны выходит из берегов летом. Почему? Ведь снег давно растаял.
Задание классу: Устно заполнить сравнительную таблицу по ветрам: Бриз и Муссон (сл.№17-18).
Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия.
Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления.
Игровое задание позволяет обобщить знания по данному этапу урока, определить причинно – следственную связь, объясняющую образование ветра.
Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей. Учитывая первое знакомство учащихся с данным приемом, возрастные особенности учащихся, используется поэтапная работа с кластером. Прием позволяет обобщить знания по данному этапу урока.
В ходе выполнения опыта , обучающие отрабатывают закономерность возникновения ветра и его направления.
.
Задание используется в качестве изучения бриза, изменения его направления по временам суток, отрабатывает причинно – следственные связи образования и направления ветра.
Задание используется в качестве обобщения, выявления знаний по изменению направления бриза в течении суток, для определения важности знания данной темы для других профессий.
Прием используется для отработки основных знаний по причинам и направлению ветра.
Заполнение таблицы сл.№17 позволяет найти общие и отличительные черты бриза и муссона, сделать обобщения по данному этапу урока. Используя собственный опыт дают определение понятию ветер, определяют его ключевые признаки, записывают определение в рабочий лист.
Комментируют проведение опыта, записывают его результаты в рабочие листы к уроку.
Ребята составляют «цепочку», объясняют логическую последовательность своего положения, взаимосвязь компонентов в цепи ( в случае необходимости учащиеся класса делают поправки, оказывают помощь).
Дети по ходу изучения нового материала заполняют логическую опору урока в рабочих листах.
Надувают шары. Объясняют, в каком направлении дует ветер. Делают вывод, записывают его в рабочий лист к уроку.
Выполняют задание №3, проводят в парах взаимопроверку.
Выполняют задание №4 рабочего листа по ходу совместной работы с учителем, записывают определение понятия бриз.
Высказывают свою точку зрения по поставленному вопросу.
Принимают участие в обсуждении.
Делают сравнительный анализ по предложенным вопросам. Заполняют логическую опору к уроку.
Физкультминутка (сл.№19)
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише…
Деревце все выше, выше Выполняет здоровье сберегающую функцию и является отправной точкой в изучении основных параметров ветра Выполняют физические упражнения.
-О каких параметрах ветра говорилось в только – что прочитанном мною стихотворении?
Используя сл. №21-28 учитель знакомит обучающихся с направлением и силой ветра, приборами, с помощью которых они измеряются.
Для закрепления использует задание №5 рабочего листа. Прием мультимедийной презентации позволил визуализировать изучаемый материал. Определяют основные параметры ветра, заполняют логическую опору к уроку. Выполняют задание №5 рабочего листа, самостоятельно с последующей взаимопроверкой, заполняют логическую опору
IV. Стадия рефлексия. Учитель предлагает обучающимся побывать в роли метеорологов, разделиться на 4 группы, распределить каждому свои функции в группе, выполнить предложенные задания (Раздаточный материал к уроку)
-У какой группы было самое творческое, трудное, интересное, задание?
-Защита, чьей группы на Ваш взгляд оказалась наиболее удачной? Цель: формирование команд, создание рабочей атмосферы и позитивного настроя, установление контакта внутри групп. Формулирование разностороннего подхода к теме, активизация познавательной деятельности. Результаты работы групп представляются на ватманах – заготовках в соответствии с полученным заданием.
Обобщение по теме проводится с помощью заполнения 3-ей колонки таблицы «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал» (сл.№29).
Подведение итогов урока учитель проводит совместно с детьми:
-Кто на уроке был самым активным?
-Кто, на Ваш взгляд заслуживает хорошей оценки? И т.д.
Данный прием помогает сделать обобщение по изученному материалу. Выясняют, что узнали на уроке. Нет ли вопросов, на которые на уроке не были даны ответы.
Подводят итоги, принимают участие в оценивании совместно с учителем.
Домашнее задание (сл.№30):
§25, с.141-144, в. 8 параграфа, (письменно);
По выбору:
1) составить кроссворд по теме: «Ветер»;
2) подготовить дополнительное сообщение о других видах ветра (например, фен, бора);
3) составить собственные четверостишия или загадки о ветре (например, загадка «Летит без крыльев и поет, прохожих задирает. Одним проходу не дает, других он подгоняет.)4) создать макет флюгера (например, для дома, лицея);
-Пусть не будет в вашем доме ветров раздора.
-Пусть сопутствуют Вам – ветра счастья, весны и любви.
- Попутного Вам ветра! ( сл.№31) При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся. Знакомятся с домашним заданием