Методическая разработка урока географии по теме «Ветер» (6 класс)


Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме «Ветер».
Учитель истории, географии и обществознания Иванова Алевтина Михайловна.
Аннотация.
Урок географии в 6 классе по теме «Ветер» разработан в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе рабочей программы по географии в 6 классе. Урок рассчитан на 1 час и является включенным в тему «Атмосфера». Урок предполагает изучение нового материала на основе имеющихся знаний учащихся об атмосфере. Урок раскрывает проблему причинно - следственных связей в природе, значение и роль ветров в природе и в жизни человека. Урок направлен на развитие интереса к предмету, на применение полученных знаний в практической жизни, так как большое внимание на уроке уделяется развитию навыков практической деятельности. Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического, личностно- ориентированного и здоровьесберегающего обучения.
Цель урока: сформировать представление о ветре как элементе погоды.
Задачи:
Сформировать понятия “ветер”, ”роза ветров”
Сформировать представления о причинно – следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением , видах ветров;
Раскрыть значение ветров для природы и жизнедеятельности человека.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:  учебник, картины русских художников, карта мира, карта России, воздушные шары, музыка- шум ветра, прибор флюгер.Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята!
Необычный день у нас
И гостями полон класс
Что сказать гостям нам надо?
Видеть вас мы очень рады.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались!
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок порадует всех.
И каждый из нас ощутит свой успех!
II. Повторение пройденного материала
Вопрос. Какую оболочку Земли вы сейчас изучаете?
Вопрос. Что такое атмосфера?
Вопрос. Каковы свойства воздуха?
Вопрос. От чего зависит температура воздуха?
Вопрос. Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит?
Ученик - дежурный по классу дает сведения о погоде сегодняшнего дня
III. Переход к изучению новой темы (мотивация к уроку)
Ветер, причина образования
Учитель. А теперь, послушайте меня, пожалуйста!
В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт, но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров.
Вопрос. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько?
Ответ детей. 757 мм. рт. ст.
Вопрос. И что же вы видите? Где воздух испытывал большее давление?
Ответ детей. У основания трубы, внизу.
Вопрос. А на верхнем конце трубы какое давление?
Ответ детей. Меньшее давление.
Вопрос. А теперь подумайте и продолжите мой рассказ дальше.
Ответ детей. Воздух устремляется снизу вверх и уносит с собой листовки. Возникло движение воздуха.
Вопрос. А как это движение воздуха можно назвать? Почему же листовки летали? Кто их распространял по воздуху?
Ответ детей. Ветер.
Учитель. Вот мы и подошли к теме нашего урока: «Ветер»
Вашей задачей является: выявить причины образования ветра на Земле. Какие ветры дуют на Земле.
Запись темы урока на доске.
Вопрос. Итак, какое самое главное условие необходимо для того, чтобы возникло движение воздуха – ветер?
Ответ детей. Разница в атмосферном давлении.
Вопрос. Теперь вам понятно, почему заводские, фабричные трубы, трубы на котельных делают очень высокими?
Ответ детей. Да! Нужна хорошая тяга! Она возникает из-за разницы в атмосферном давлении у земной поверхности и на большой высоте. Ветер будет выносить вредные загрязняющие вещества и разносить их высоко, не загрязнять воздух у земной поверхности в городе – экологическая проблема.
Вопрос. Что же такое ветер, дайте его определение ( учебник стр.137).
Многие русские художники, музыканты использовали образ ветра в своих произведениях. ( картина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», отгадать, какое произведение , чтение вместе - ветер, ветер, ты могуч…
Вывод: Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже. Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.
Задание на доске
Определить в каком направлении будет дуть ветер? В каком случае ветер будет дуть сильнее?
А 740 мм – Б 750 мм (из Б в А, сильнее)А 763мм – Б 758мм (из А в Б) А 754мм – Б 752 мм (из А в Б)
Задание классу: Я предлагаю смоделировать ветер в условиях класса. Для этого давайте воспользуемся воздушными шарами, которые лежат у вас на партах.
Опыт с воздушными шариками.
Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из- за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.
2.Скорость и направление ветра
Ветер имеет 2 главные характеристики: скорость и направление. Скорость ветра измеряется м/с, км/ч. Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра. Первый такой прибор изобрел в XVII веке итальянский врач С.Санторио. Он представлял собой пластину, по отклонению которой от вертикального положения судили о силе ветра и его скорости. Современные анемометры устроены намного сложнее. Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Но лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала Бофорта 12-ти бальная. Если сила ветра 0 баллов, т.е. ветра нет, то это штиль. Ветер называется умеренным, если скорость возрастает до 7 м/с, а сила- до 4 баллов. Ураган это ветер со скорость более 33 м/с и силой в 12 баллов. Направление ветра определяется той стороной горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с севера на юг, то это северный ветер, если с запада на восток – то западный. Для определения направления ветра используют флюгер (показ прибора), который устанавливают на высоте 10 м. он состоит из металлической пластины, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. График, на котором показаны направления ветров, господствующих у данной местности называют розой ветров. Основной для розы ветров служат линии, обозначающие ветер. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо (вращение руками),Закачалось дерево (наклоны в разные стороны),Ветерок все тише, тише (приседания),Дерево все выше, выше (потягивание вверх).
3.Виды ветров
Бывают разные ветры на Земле.(стр.137 учебник) Бриз-это ветер, который образуется у моря и меняет свое направление два раза в сутки. Днём суша прогревается быстрее, чем вода. Воздух от прогреваемой поверхности суши поднимается вверх, над сушей его становится меньше и сила, с которой он давит на сушу – уменьшается. Следовательно, давление тоже уменьшается. Тёплый воздух уносится к морю, там он охлаждается, опускается к поверхности моря и давление повышается. Ветер дует с моря на сушу.
(стр.139) Существуют ветры схожие с бризами, дующие на побережьях океанов, но меняющие направления два раза в год. Это муссоны.
Сообщение ученика. Ещё в древние века, когда морские и океанские просторы бороздили только парусники, многие арабы отправлялись в июне – июле в сказочно богатую Индию. В это время юго-западный ветер надувал паруса кораблей, и они довольно быстро проходили весь путь от берегов Южной Аравии до полуострова Индостан. В зимние месяцы корабли грузились необходимыми товарами и шли обратно. И попутный ветер, но теперь уже дующий в обратном направлении, подгонял суда. Ветер, который так помогал морякам, арабы назвали «маусин», что означает «время года, сезон». Название ветру дали очень меткое, ведь он действительно меняет свой направление по сезонам.  Впоследствии французы это слово стали произносить на свой лад - муссон. Такие ветры наблюдаются в Юго-Восточной и Южной Азии, а также на востоке России.(Работа с картой)
Практическая работа- построение розы ветров (учебник стр.139-140)
Закрепление. А теперь давайте проверим, достигли мы цели нашего урока или нет. Проверим, как хорошо вы запомнили сегодняшний материал? Продолжите фразу:
– Ветер это – … (горизонтальное движение воздуха).– Главная причина образования ветра – … (разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности).– ветер дует из областей высокого давления в… (области низкого давления).– чем больше разница в атмосферном давлении, тем… (сильнее ветер).– бриз – это… (ветер, меняющий направление дважды в сутки, возникает на берегу морей).– ветер характеризуется показателями… (направлением, силой, скоростью).– прибор для определения направления ветра называется… (флюгер).– сила ветра определяется по шкале… (Бофорта).– человек использует силу ветра для… (выработки электроэнергии).– в природе ветер может создать… (новые формы рельефа).
Домашнее задание п.42, задание 2-6, по выбору:
1) составить кроссворд по теме: «Ветер»;
2) подготовить дополнительное сообщение о других видах ветра (например, фен, бора);
3) составить собственные четверостишия или загадки о ветре (например: Летит без крыльев и поет, прохожих задирает, одним проходу не дает, других он подгоняет).4) создать макет флюгера
5) сделать сообщения о положительном и отрицательном значении ветра
Итог урока
Какие новые знания получили на уроке?
Что из изученного ранее повторили?
Где в жизни могут пригодиться полученные знания?
Пожелание!
Пусть не будет в вашем доме ветров раздора.
Пусть сопутствуют Вам – ветра счастья, весны и любви.
Попутного Вам ветра!
Используемая литература:
А.И.Алексеев. Академический школьный учебник «Полярная звезда». География 5-6 класс.
В.В.Николина «Мой тренажер» 5-6 класс.
В.В.Николина. География. Поурочные разработки 5-6 класс.
http://festival.1september.ru/