Методическое пособие Тема: Пальчиковые игры


Министерство образования и науки Челябинской области
Снежинский филиал ГБПОУ
«Озерский технический колледж»
Пальчиковые игры в ДОО
Методическое пособие
для обучающихся по специальности
СПО 440201 Дошкольное образование

2016г.
Организация-разработчик: Снежинский филиал ГБПОУ «Озерский технический колледж»
Разработчик:
Гаврилаш Е.А. , преподаватель Ф.И.О. должность подпись
Рекомендована цикловой комиссией педагогического профиля
Протокол заседания ЦК № от « » 201 6 г.
Председатель ЦК О.С. Кокотееваподпись Ф.И.О.
Согласовано:
Председатель ЦК / О.С. Кокотеева /
Зав. отделением /С.В. Елина/
Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи.
Пособие предлагает методические рекомендации и конспекты с использованием нетрадиционных способов развития мелкой моторики рук.
Пояснительная записка
Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.
В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Используя в работе методические пособия «Развитие мелкой моторики», которые являются синтезом поэтического слова и движения. Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.
Данное методическое пособие реализуется через социальные занятия. Входящие в вариативную часть базисного плана. Предлагается, что закрепление знаний полученных на занятии будет происходить через дидактические игры, игровые упражнения, ситуации, в уголке пальчиковых игр, индивидуальная работа, на прогулке. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, памяти, мышления, внимания, воображения, - а так же готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Цель: Развитие тонких движений пальцев рук.
Задачи:
1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.
3.Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.
4.Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.
5.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
Ожидаемый результат:
1.Совершенствование развития мелкой моторики рук. 2.Эмоциональное развитие ребенка. 3.Совершенствование творческих способностей. 4.Совершенствование познавательных способностей.
Принцип построения программы:
- Общекультурная: формирование у детей общей культуры через мировую и национальную культуру.
- Целостность и непрерывность: педагогического процесса воспитания и обучения от младенчества до поступления в школу.
- Системность и последовательность: материала усложнения от возраста к возрасту, от простого к сложному.
- Интегрированный подход: тесная связь с изодеятельностью, игрой, художественной литературой, развитием речи, сенсорно-математическим представлением, физической культурой.
- Игровой принцип: принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, все занятия построены на играх.
Перспективный план, задачи пальчиковых игр в 1-й младшей группе
Задачи: 1-й младшей группы.
1.Учить детей простым упражнениям пальчиковых игр.
2.Развивать мелкую моторику рук в игре с предметами. 3.Стимулировать развитие чувственного восприятия, развивать подвижность пальцев. 4.Учить детей учитывать сенсорные свойства предмета в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, изобразительной, конструктивной.
№ Тема Программное содержание Вне занятий
Сентябрь
1. «Сорока-сорока» 1. Активизировать движения
пальцев рук, развивать речь.
2. Побуждать проговаривать
окончание строчки.
3. Доставить удовольствие детям. Пальчиковые упражнения
«Утенок», «Замочек».
2. «Ладушки - ладушки» 1. Формировать положительный
эмоциональный настрой детей
на совместную работу.
2. Развивать ощущение
собственных движений.
3. Развивать мелкую моторику
пальцев рук. «Замочек», «Полетели птички».
Октябрь
1. «Этот пальчик - бабушка» Активизировать движения
пальцев рук.
Активно развивать речевой запас слов
3.Формировать у ребенка
положительный
эмоциональный настрой «Полетели птички», «Сорока- сорока».
2. «Этот пальчик хочет спать» 1. Развивать моторику пальцев
рук. 2.Сочетать игру и упражнения
для тренировки пальцев с
речевой деятельностью детей «Водичка, водичка…»,
«Утенок».
3.
«Поехали - поехали» 1.Учить ребенка совершать
действия руками в
соответствии со стихотворным
текстом.
2.Развивать мелкую моторику
рук. «Ладушки - ладушки», «Этот пальчик - бабушка».
4. «Колобок»
Развивать моторику
рук, повышать интерес
малышей к упражнениям.
2.Сочетать игру и упражнения
для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. «Водичка, водичка», «Заборчик».
Ноябрь
1.
«Веселые маляры». 1. Развивать моторику рук,
выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
2.Обогащать словарь ребенка, развивать память. «Погладим котенка», «Этот пальчик хочет спать».
2. «Повар». Развивать мелкую моторику
обеих рук.
2.Активизировать словарь детей, развивать память. «Стул», «Сорока - сорока».
3. «Пила - пила». Развивать моторику
рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
2.Развивать речь детей, активизировать словарь. «Этот пальчик - бабушка», «Полетели - полетели».
4. «Зайкины ушки». Развивать мелкую моторику
рук.
2.Побуждать ребенка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения всопровождении стихотворного текста. «Ладушки - ладушки», «Колобок».
Декабрь
1. «Сидит белка на тележке».
1.Развивать мелкую моторику обеих рук.
2.Закрепить умение четко и правильно произносить текст. «Стол», «Стул».
2. «Бумажный мячик».
Развивать моторику обеих рук.
Учить ребенка совершать
действия руками.
3.Формировать у ребенка
положительный эмоциональный
настрой. «Зайчик в норке», «Веселые маляры».
3. «В гости». Учить выполнять игровые
задания с использованием тактильных дорожек.
2.Развивать мелкую моторику рук. «Повар», «Стол».
4. «Следы».
Формировать у детей контроль
над мышечными ощущениями.
Развивать моторику рук.
3.Вызывать эмоционально-
положительный настрой. «Пила - пила», «Зайкины ушки».
Январь
1. «Разные следы». Продолжать формировать
контроль над мышечными ощущениями.
Закрепить знания детей о
животных.
3. Вызывать эмоционально-положительный настрой. «Сидит белка на тележке»
«Веселые маляры».
2. «Снег идет», пальчиковая гимнастика: «Прогулка». Учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы.
Закрепить умение сжимать и
разжимать пальцы в кулачок.
Развивать мелкую моторику
рук.
4.Развивать речевое дыхание, силу потока воздуха. «В гости», «Зайчик в норке».
3. «Мостик», Пальчиковая гимнастика: «Дорожка». Учить детей работать пообразцу, выкладывая фасоль.
Развивать мелкую моторику
пальцев рук.
3.Активизировать речь детей,
побуждая проговаривать все слова
игры. «В гости», «Пила - пила».
4. «Улитка, улитка».
1.Учить детей четко проговаривать
потешку.
2.Развивать мелкую моторику рук.
3.Активизировать речь детей. «Прогулка» «Ладушки - ладушки».
Февраль
1. «Стираем платочки». Учить детей выполнять
упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста.
2.Развивать моторику рук. «Дорожка», «Зайка и барабан».
2. «Ежата в корзине». Пальчиковая гимнастика: «Ежик». Формировать пространственно –
образное мышление чувственного восприятия.
Развивать мелкую моторику
пальцев рук.
3.Активизировать речь детей. «Улитка, улитка», «Мышка мылом мыла лапку…».
3. «Как у нашего кота». Учить детей выполнять
движения рук, сопровождая чтением потешки.
Развивать моторику пальцев
рук.
3.Создать радостное настроение. «Стираем платочки», «1,2,3,4,5 – начинаем мы считать».
4. «Змейка», пальчиковая гимнастика: «Эй-ка, эй-ка, голубая змейка». 1.Учить выкладывать пуговицу по размеру.
2.Расширять словарный запас
детей.
3.Развивать моторику пальцев рук. «Этот пальчик - дедушка», «Мышка мелом мыла лапку…».
Март
1. «Сделаем матрешке бусы», пальчиковая гимнастика: «Бусинки-горошинки». Учить детей нанизывать
деревянные бусы на нити.
2.Закрепить умение чередовать
предметы по цвету.
3.Развивать моторику пальцев рук. «1,2,3,4,5 – начинаем мы считать», «Как у нашего кота».
2. «В гостях у Шептунчика».
1.Учить детей группировать
однородные предметы, различающиеся по величине.
2.Стимулировать развитие чувственного восприятия, подвижность пальцев.
3. Развивать мелкую моторику. «Повстречал ежонка еж…», «Зайка и ушки».
3. «Поможем зайке», пальчиковая гимнастика: «Зайчик». 1.Учить выкладывать дорожку из фасоли.
2.Формировать зрительно – двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги.
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.
4.Создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания. «Бусинки – горошинки», «Пальчики здороваются».
4. «Покормим птичек», пальчиковая гимнастика:
«Птенчики в гнезде».
Учить детей рисовать
указательным пальчиком на крупе.
Способствовать формированию
умения рисовать способом примакивания.
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук. «Зайчик», «Как у нашего кота».
Апрель
1. «Светит солнышко в окошко», пальчиковая гимнастика: «Солнышко».
1.Учить детей рисовать пальчиком руки на крупе.
2.Продолжать закрепление формы (круглая).
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.
4.Активизировать речь детей. «Птички в гнезде», «Полетели птички».
2. «Поможем Незнайке»,
пальчиковая гимнастика: «Шнуровка». 1.Учить детей продевать шнурки в отверстие сапожка.
2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3.Активизировать словарь, развивать речь, мышление детей. «Солнышко», «Замочек».
3. «Бабочки», пальчиковая гимнастика: «Бабочка».
1.Продолжать учить детей шнуровке.
2.Закрепить умение правильно продевать тесьму в отверстие.
3.Формировать умение правильно проговаривать слова игры.
4.Развивать моторику пальцев рук. «Пальчики здороваются», «На двери висит замок».
4. «Зонтик для зайки», пальчиковая гимнастика: «Зайчик». 1.Учить детей выкладывать спички по образцу.
2.Развивать моторику пальцев
рук.
3.Закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту. «Бабочка», «Солнышко».
Май
1. «Домик для ежика», пальчиковая гимнастика:
«Ежик».
Продолжать учить детей
работать со спичками, выкладывать домик по образцу.
Закрепить названия
геометрических фигур.
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук. «Зайчик», «Как у нашего кота».
2. «Разноцветные крышки»,
пальчиковая гимнастика: «Пальчики».
1.Учить детей строить постройки
из крышек, закреплять цвет крышек.
2.Формировать внимание, воображение, творческие способности.
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук. «Зайчик», «Ежик».
3. «Бусинки рассыпались», пальчиковая гимнастика:
«На работу». Учить детей перебирать
предметы (бусинки) по цвету. Закрепить название цветов.
Развивать мелкую моторику
пальцев рук.
3.Создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания. «Погладим котенка», «Водичка, водичка…».
4. «Поиграем с пальчиками».
1.Закрепить умение детей сочетать
пальчиковую игру с речевой деятельностью детей.
2.Развивать мелкую моторику пальцев рук. «Пальчики», «На работу».
Алгоритмы занятий пальчиковых игр в 1-й младшей группе
Занятие № 1
Тема: «Сорока-сорока».
Цель: активизировать движения пальцев рук, развивать речь. Побуждать проговаривать окончания строчки. Доставить удовольствие детям.
Оборудование: картинка с изображением сороки, или игрушка.
Методические приемы:
Сюрпризный момент - воспитатель приносит игрушку или картинку.
Воспитатель проводит беседу. Предлагает поиграть с пальчиками. Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:
Сорока–сорока кашу варила, Деток кормила. ( воспитатель загибает пальчики ребенка). Этому дала – мизинец,
Этому дала – безымянный, Этому дала – средний, Этому дала – указательный, Этому дала – большой.Занятие № 2
Тема: «Ладушки – ладушки».
Цель: формировать у детей положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений, развивать речь детей, мелкую моторику пальцев рук. Доставлять удовольствие детям.
Методические приемы:
Воспитатель предлагает детям поиграть с ручками. Предложить испечь оладушки как бабушка.
Воспитатель хлопает своей ладонью по ладошке ребенка, сопровождая собственные действия стихотворным текстом, побуждая детей к ответным действиям.
Ладушки – ладушки! Пекла бабушка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Хороши оладушки У нашей милой бабушки!
Занятие № 3
Тема: «Этот пальчик - бабушка».
Цель: активизировать движения пальцев рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.
Методические приемы:
Воспитатель проводит беседу с детьми о семье. Предлагает детям поиграть с пальчиками.
Воспитатель загибает и разгибает пальчики ребенка попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами. Повторить со всеми детьми.
Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!
Занятие № 4
Тема: «Этот пальчик хочет спать».
Цель: развивать моторику пальцев рук. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Методические приемы:
Воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками, говорит, что пальчики наши тоже ложатся спать, как мы.
Воспитатель загибает и разгибает пальчики ребенка попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами. Воспитатель играет с одним ребенком, затем всей группой.
Этот пальчик хочет спать, Это пальчик – прыг в кровать! Это пальчик прикорнул, Это пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!

Занятие № 5
Тема: «Поехали – поехали».

Цель: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладошки широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом. Развивать моторику рук.
Оборудование: картинки изображающие деда с репкой, зайки, мяч или игрушки.
Методические приемы:
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и сказать, что они видят на картинках. Воспитатель сообщает, что они сейчас отправятся к ним в гости.
Поехали – поехали, С орехами, с орехами, К дедушке за репкой, Жёлтой, большой, вот какой! (показывает, разводя ладони в стороны). Поехали – поехали, К зайцу за мячиком, За мячиком твоим, Круглым и большим, вот каким! (показывает, разводя ладони в стороны).

Занятие № 6
Тема: «Колобок».
Цель: развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Методические приемы:
Сюрпризный момент - в гости приходит колобок. Рассматривание колобка, сравнение с кулачком, что он тоже круглый. Предложить детям погладить кулачок и поиграть с ним.
Кулачок – как колобок. Мы сожмем его разок. Вот так – вот так, мы сожмем его разок. (пальчики сжимаем в кулачок и разжимаем).


Занятие № 7
Тема: «Веселые маляры».
Цель: развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Обогащать словарь ребенка, развивать память.
Методические приемы:
Воспитатель предлагает поиграть с нашими ручками. Ручки наши превратятся в маляров, и будут красить дом.
Ребенок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх – вниз, слева – направо (локти на уровне груди) под чтение педагогом двустишия. Можно менять имена детей.
Мы покрасим этот дом,
Жить Ванюша будет в нем.
Занятие № 8
Тема: «Повар».
Цель: развивать мелкую моторику обеих рук. Активизировать словарь детей, развивать память.
Методические приемы:
Сюрпризный момент - воспитатель приносит картинку или игрушку – куклу-повара. Дети рассматривают и отвечают на вопросы. Воспитатель предлагает детям поиграть с ручками.
Ребенок выполняет круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее в сопровождении стихотворного текста, произносимого воспитателем. Имена можно менять.
Варим, варим, варим щи. Щи у Вовы хороши.


Занятие № 9
Тема: «Пила – пила».
Цель: развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Развивать речь детей, активизировать словарь.
Оборудование: мелкие или резиновые игрушки–звери.
Методические приемы:
Сюрпризный момент - в гости приходят звери и рассказывают детям, что в лесу стало холодно и им негде жить. Воспитатель предлагает детям поиграть нашими ручками и построить для зверей домик. В конце игры можно поставить готовый домик и дети будут самостоятельно играть.
Ребенок выполняет скользящие движения ребром ладони по поверхности стола.
Пила, пила, Пили быстрей, Мы строим домик для зверей.
Занятие № 10
Тема: «Зайкины ушки».
Цель: развивать мелкую моторику рук. Побуждать ребенка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения стихотворного текста.
Оборудование: игрушка-зайка.
Методические приемы:
Сюрпризный момент - в гости приходит зайка.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает зайку, какие у него длинные ушки. Воспитатель предлагает поиграть с нашими ручками. Пальчики зажаты в кулачке. Ребенок выставляет вверх указательный и средний пальчики, шевелит ими в стороны и вперед под стихотворный текст.
Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит.
Занятие № 11
Тема: «Сидит белка на тележке».
Цель: развивать мелкую моторику обеих рук. Закрепить умение четко и правильно произносить текст.
Оборудование: игрушки: белочка, лисичка, птичка, мишка, зайка.
Методические приемы:
В гости к ребятам приходят игрушки. Они хотят поиграть с ними. Воспитатель предлагает поиграть с нашими пальчиками.
Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого.

Сидит белка на тележке, продает она орешки: Лисичке – сестричке, (загибает большой палец), Воробью, ( загибает указательный), Синичке, (загибает средний), Мишке толстопятому, (загибает безымянный), заиньке усатому. (загибает мизинец).
Занятие № 12
Тема: «Бумажный мячик».
Цель: развивать моторику обеих рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Учить ребенка совершать действия руками.
Методические приемы:
Ребенку дается лист бумаги, и воспитатель предлагает скомкать этот лист, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).
Виды упражнений:
1. Кистью руки отталкивать мячик. 2. Перекатывать мячик по столу.
Занятие № 13
Тема: «В гости».
Цель: учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: игрушки или картинки с изображением кошки или зайки, тактильные дорожки из объемной тесьмы, шелковой ленты, полоски наждачной бумаги на каждого ребенка.
Методические приемы:
На листе бумаги наклеены две дорожки (гладкая и шершавая). В конце дорожек разложены картинки, или игрушки с изображением кошки или зайки. Воспитатель предлагает детям выбрать нужную дорожку для того, чтобы пойти в гости к зайке (кошке) и провести все свои пальчики по очереди. Ребенку можно предложить игровые задания с использованием тактильных дорожек.

Занятие № 14
Тема: «Следы».
Цель: формировать у детей контроль над мышечными ощущениями. Развивать моторику рук. Вызывать эмоционально-положительный настрой.
Оборудование: игрушка-собачка, картинка с изображением домика и размягченный пластилин.
Методические приемы:
В гости приходит щенок, он заблудился потому, что еще маленький. Воспитатель предлагает детям помочь щенку. Она объясняет детям, что если кто-нибудь подойдет, на дорожке останутся следы и по следам щенок отыщет свой дом.
Воспитатель показывает, как оставить следы на пластилине. Упражнения проводятся последовательно:
* Каждым пальцем отдельно; * Каждой парой пальцев обеих рук
(большими, указательными, средними). * Указательным и средним пальцами каждой руки.

Занятие № 15
Тема: «Разные следы».
Цель: продолжать формировать контроль над мышечными ощущениями. Закрепить знания детей о животных. Вызывать эмоционально-положительный настрой.
Оборудование: картинка с изображением домика и дорожки из размягченного пластилина.
Методические приемы:
Воспитатель предлагает проложить следы к домику на дорожке из пластилина (с учетом силы нажима пальцами - от слабого к сильному):
- Посмотрите, ребята, к домику прошла кошечка. Она маленькая, наступает легко. Потом прошла собачка. Она наступает сильнее. Таким же образом отрабатывать следы волка, медведя, слона. Ребенок действует щепотью.
Занятие № 16
Тема: «Снег идет».
Пальчиковая гимнастика: «Прогулка».
Цель: учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы. Закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок. Развивать мелкую моторику рук. Развивать речевое дыхание, силу потока воздуха. Вызвать желание играть в пальчиковую игру.
Оборудование: лист белой бумаги на каждого ребенка.
Методические приемы:
Воспитатель предлагает поиграть с пальчиками в игру «Прогулка».
Пошли пальчики гулять, А вторые догонять. Третьи пальчики бегом, А четвертые пешком, Пятый пальчик поскакал И, в конце пути упал.
(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз, и, как бы, прыжками двигаются по столу. Ритмичные движения по столу указательными пальцами. Движения средних пальцев в быстром темпе. Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола. Ритмичное касание поверхности стола обеими мизинцами. Хлопок обеими кулаками по поверхности). После игры воспитатель обращает внимание на то, что на улице идет такой крупный и пушистый. Предлагает детям, показать какой идет снег. Дети берут лист бумаги, рвут на кусочки, кладут кусочки на ладошку, дуют на листочки, показывая какой идет снег.
Занятие № 17
Тема: «Мостик».
Пальчиковая гимнастика: «Дорожка».
Цель: учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать речь детей, побуждая проговаривать все слова игры.
Оборудование: картинки с изображением ручейка на каждого ребенка, фасоль, мелкие игрушки: зайки или кошечки.
Методические приемы:
Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением ручейка. Говорит, что кошечка и зайчик пошли погулять, но не могут перейти ручеек. Предлагает детям построить мост из фасоли, что бы зайчик и кошечка могли перейти ручеек.
После выполнения задания дети имитируют движения игрушек по мосту, сопровождая текстом пальчиковой гимнастики:
Мы взяли фасолинки Выложить дорожку. Чтобы бегали по ней Зайчик или кошка.


Занятие № 18
Тема: «Улитка, улитка!».
Цель: учить детей четко проговаривать потешку. Развивать мелкую моторику рук. Активизировать речь детей.
Оборудование: картинка с изображением улитки.
Методические приемы:
Воспитатель показывает детям картинку с изображением улитки, читает потешку.
Улитка, улитка! Покажи рога - Дам кусок пирога, пышки, ватрушки, Сдобной лепешки, - высуни рожки!
Читает потешку еще раз, привлекает детей к повторению фраз, просит вместо улитки показать рожки. Затем воспитатель предлагает пальчикам поговорить, знакомит детей с пальчиковой игрой:
«Улитка, улитка!». Улитка, улитка ! (кулачок в кулачке, поменять руки). Покажи (руки от себя, ладошки вверх) рога - (поднять рожки к голове). Дам (руки от себя) кусок пирога (закрыть ладошки), Пышки (шарик из ладошек), ватрушки (прихлопываем левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки), Сдобой лепешки (прихлопываем левую ладошку сверху правой, затем меняем руки), - Высуни (руки от себя, ладошки вверх) рожки (поднять рожки к голове). Дети играют, запоминая движения и слова.
Занятие № 19
Тема: «Стираем платочки».
Цель: учить детей выполнять упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста. Развивать моторику рук.
Оборудование: игрушечные тазы, платочки, веревка и прищепки, кукла.
Методические приемы:
Сюрпризный момент - в гости приходит кукла Катя. Она приносит платочки. Кукла рассказывает детям, что она хочет помочь маме постирать платочки, но их столько много что она сама не справится. Катя просит детей помочь ей. Воспитатель предлагает детям помочь кукле.
Дети берут платочки, воспитатель читает стихотворный текст, дети выполняют движения руками.
Мама и дочка стирали платочки Вот так, вот так. (движения раскрытой ладонью по дну в направлении вперед назад). Мама и дочка полоскали платочки Вот так, вот так. (движения кистью в направлении слева – направо). Мама и дочка сушили платочки. Вот так, вот так. (Движения кистью вверх – вниз над тазиком).
– Ну, вот мы и помогли кукле постирать платочки, прополоскали, встряхнули теперь нужно их повесить. На растянутую веревку дети развешивают платочки и закрепляя их прищепками.
Занятия № 20
Тема: «Ежата в корзине».
Пальчиковая гимнастика «Ёжик».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать пространственно–образное мышление чувственного восприятия. Активизировать речь детей.
Оборудование: плоскостные ёжики на каждого ребенка, разноцветные бельевые прищепки, корзина, кукла - Бабка.
Методические приемы:
Сюрпризный момент - в гости приходит бабушка и приносит корзину. Из корзины доносится звуки: пых – пых – пых – пых.
Кто же это? Воспитатель достает из корзины ежат. Обращает внимание детей на то, что ежики без иголок. Предлагает сделать им иголки из прищепок. После выполнения задания играют в пальчиковую игру.
Пальчиковая игра: «Ёжики».
Маленький колючий ёж. До чего же он хорош!
Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелит прямыми пальчиками. В конце игры дети любуются симпатичными ежатами, играют с ними.
Занятие № 21
Тема: «Как у нашего кота».
Цель: учить детей выполнять движение рук, сопровождая чтением потешки. Развивать мелкую моторику рук. Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение.
Оборудование: картинка кота или игрушечный кот.
Методические приемы:
Дети рассматривают картинку кота. Обращают внимание на его шубку: - Шерсть мягкая, пушистая. Шубка очень хороша! (хоровое и индивидуальное высказывание).
Дети вместе с воспитателем рассматривают усы «Удивительной красы». Отмечают, что «Глазки смелые, а зубки белые». Появляется игрушечный котик, он предлагает полюбоваться на его шкурку, усы, глазки. Просит детей рассказать о нем пальчиками, показать каждое слово стихотворения жестами.
Воспитатель с детьми разучивают движения рук и пальчиков.


Как у нашего кота шубка очень хороша,

Как у котика усы удивительной красы,

Глазки смелые, зубки белые.
После игры котик благодарит детей.
Занятие № 22
Тема: «Змейка».
Пальчиковая гимнастика: «Эй-ка, эй-ка, голубая змейка».
Цель: учить выкладывать пуговицу по размеру. Развивать моторику пальцев рук, творческую фантазию малыша. Расширять словарный запас детей.
Оборудование: картинка с изображением змейки на каждого ребенка, пуговицы зеленого и голубого цвета.
Методические приемы:
Воспитатель показывает змейку на картинке, задает вопросы: - Кто это? Как змейка шипит? Как она ползает? Воспитатель предлагает изобразить змейку рукой, сопровождая движения четверостишием.
Эй-ка, эй-ка, Голубая змейка! Объявись, покажись, Колесом покрутись!
Дети выполняют волнообразные движения рукой. Воспитатель предлагает подойти к столам, на которых лежат листы с контурным изображением змейки, и предлагает выложить змейку пуговицами. Дети любуются, змейка им улыбается.

Занятие № 23
Тема: «Сделаем матрешки бусы».
Пальчиковая гимнастика: «Бусинки-горошинки».
Цель: учить детей нанизывать деревянные (или любые другие) бусы на нити. Закрепить умение чередовать предметы по цвету. Развивать моторику пальцев рук.
Оборудование: деревянные или любые другие бусинки шести цветов, на каждого ребенка, силуэты матрешек, одетые в однотонные платья этих же цветов, нити или шнуры для нанизывания бус.
Методические приемы:
Сюрпризный момент - в гости пришли матрешки и принесли с собой бусинки и нити разного цвета. Воспитатель говорит, что матрешки хотят, что бы дети сделали им красивые бусы. Воспитатель просит детей выбрать бусинки, одного.
Когда дети выберут понравившиеся бусинки, ему дают нить и предлагают нанизывать на нее бусинки. Если ребенку трудно делать это, воспитатель помогает ему. Затем детям предлагается найти матрешку, для которых они сделали бусы. Воспитатель называет цвет бус и подчеркивает, что платье у матрешки должно быть такого же цвета. Воспитатель закрепляет цвет платья и бус у матрешки. После выполнения задания воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками и бусинками. Дети берут нить с бусинками и перебирают в руке, сопровождая действия с текстом:
Покатаю я в руках бусинки, горошки. Станьте ловкими скорей, пальчики ладошки.

Занятие № 24
Тема: «В гостях у Шептунчика».
Цель: учить детей группировать однородные предметы, различающиеся по величине: большие пуговицы - колеса у паровозика, маленькие пуговицы - дым из трубы колечком. Стимулировать развития чувственного восприятия, развивать подвижность пальцев, мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: игрушка «Шептунчик», лист с аппликацией паровоза на каждого ребенка, 5 больших и 5 маленьких пуговиц.
Методические приемы:
Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к «Шептунчику».
Дети проходят в группу, здороваются с «Шептунчиком» и садятся за столы. Воспитатель говорит что «Шептунчик» приготовил детям что–то интересное, и сейчас они посмотрят. Воспитатель вынимает из кармашка «Шептунчика» мешочек с пуговицами. Воспитатель показывает, как поставить колеса паровозу, заработал паровоз и пошел дым из трубы. Во время выполнения задания уточняется, какой формы колеса, окно машиниста, дым из трубы. Воспитатель читает стихотворения:
Загудел паровоз И вагончики повез, Чох – чох – чу – чу – чу Далеко я укачу.

«Шептунчик».
Занятие № 25
Тема: «Поможем зайке».
Пальчиковая гимнастика: «Зайчик».
Цель: учить детей выкладывать дорожку из фасоли. Формировать зрительно–двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаге. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Создавать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания.
Оборудование: картинка с изображением домика и зайки по количеству детей, фасоль, игрушка-зайка.
Методические приемы:
Сюрпризный момент - в гости приходит зайка. Он плачет, потому, что заблудился и не может найти дорогу домой. Воспитатель предлагает детям помочь зайчику, объясняет, что надо выложить дорожку на картинке от зайчика к домику из фасоли. Дети выкладывают дорожку: - вот и получилась дорожка к домику. Дети ведут зайчика по дорожке к домику. Зайчик благодарит детей за помощь. Воспитатель предлагает поиграть с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика: «Зайчик».
Зайка серый скачет ловко. В лапке у него морковка.
Локтем опирается на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны (ушки), остальные сжать в кулак. При произношении слов шевелить (ушками).


Занятие № 26
Тема: «Покормим птичек».
Пальчиковая гимнастика: «Птенчики в гнезде».
Цель: учить детей рисовать указательным пальчиком на крупе. Способствовать формированию умения рисовать способом примакивания. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: картинка или игрушка птички, подносы с крупой на каждого ребенка.
Методические приемы:
Сюрпризный момент в гости прилетает птичка. Дети вместе с воспитателем рассматривают ее. Воспитатель предлагает покормить птичку зернышками, но для этого их надо нарисовать на крупе, но рисовать мы будем пальчиками. Пальчики мы сожмем, а указательным будем рисовать. После выполнения задания воспитатель подходит с птичкой к каждому ребенку, и птичка клюет зернышки.
Пальчиковая гимнастика: «Птенчики в гнезде».
Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно. Обхватываем все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелим.

Занятие № 27
Тема: «Светит солнышко в окошко» (рисование на крупе).
Пальчиковая гимнастика: «Солнце».
Цель: учить детей рисовать пальчиком руки на крупе. Продолжать закрепление формы (круглое). Что бывает еще такой формы. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать речь детей: Круглой, радостное, веселое.
Оборудование: поднос с крупой на каждого ребенка.
Методические приемы:
Воспитатель предлагает детям посмотреть, как ярко светит солнышко. Спрашивает, какое оно? Круглое, желтое, яркое. Что еще бывает такой формы? Мячик, яблоко и т.д. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут рисовать солнышко, но не на бумаге, на крупе и не карандашами, а своими пальчиками. Воспитатель показывает, как правильно рисовать. После выполнения предлагает поиграть с ручками.
Пальчиковая гимнастика: «Солнышко».
Солнце утром рано встало, Всех детишек приласкало. (ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть образуя «солнышко с лучами».


Занятие № 28
Тема: «Поможем Незнайке».
Пальчиковая гимнастика: «Шнуровка».
Цель: учить детей продевать шнурки отверстие сапожка. Развивать моторику пальцев рук. Активизировать словарь, развивать речь, мышление детей.
Оборудование: кукла - Незнайка, сапожок со шнурками на каждого ребенка.
Методические приемы:
В гости приходит мальчик Незнайка, он хочет поиграть вместе с детьми. Воспитатель замечает, что у Незнайки развязаны шнурки. Незнайка признается детям, что он не может шнуровать ботинки. Воспитатель предлагает детям научить Незнайку как правильно шнуровать. При выполнении задания воспитатель читает стихотворение:
Пальчиковая гимнастика: «Шнуровка».
На глазах слезинки - Ведь свои ботинки
Шнуровать не может Маленький Сережа. Ты не плач Сережа, Пальчики шнуровка
Развивает ловко.

Незнайка благодарит детей за то, что они научили его шнуровать ботинки, за это он поиграет с ними в игры.

Занятие № 29
Тема: «Бабочки».
Пальчиковая гимнастика: «Бабочка».
Цель: продолжать учить детей шнуровке. Закрепить умение правильно продевать тесьму в отверстие. Закрепить цвета. Формировать умение правильно проговаривать слова игры. Развивать моторику пальцев рук.
Оборудование: шаблоны цветов с отверстиями, бабочки с отверстиями по количеству детей.
Методические приемы:
На ковре (это поляна) лежат цветы и бабочки. Воспитатель говорит детям:
- Ребята посмотрите, какая у нас красивая поляна, а сколько бабочек прилетело на нашу поляну. Воспитатель закрепляет цвет бабочек и цветов. Чтобы бабочки не улетели их надо зашнуровать к цветку, показывает как.
После выполнения задания детьми, воспитатель играет с детьми в пальчиковую игру.
Пальчиковая игра: «Бабочка».
Бабочка – коробочка, Улетай под облачко, Там твои детки
На березовой ветке.
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг друга. Пальцы прямые «бабочка сидит».

Занятие № 30
Тема: «Зонтик для зайки» (конструирование из спичек).
Пальчиковая гимнастика: «Зайчик».
Цель: учить детей выкладывать спички по образцу. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту. Воспитывать доброжелательное отношение, милосердие.
Оборудование: карточки с контурным изображением зонтика на каждого ребенка, спички.
Методические приемы:
В гости приходит зайка, говорит, что на улице идет дождь, он боится промокнуть, потому-то у него нет зонтика. Воспитатель предлагает детям помочь зайцу. Показывает, как правильно выложить из спичек по контуру зонтик. При выполнении задания воспитатель читает стихотворение:
Погода начала сердится - Весь день льет дождик за окном. И чтобы зайчику не простудится, Гулять он будет под зонтом.
Зайчик говорит детям спасибо, теперь ему не страшен дождь и предлагает поиграть с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика: «Зайчик».
Кто там скачет на лужайке? Это длинноухий зайка!
Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Удерживать пальцы в таком положении на счет до 5-10.

Занятие № 31
Тема: «Домик для ёжика».
Пальчиковая гимнастика: «Ёжик».
Цель: продолжать учить детей работать со спичками, выкладывать домик по образцу. Закрепить названия геометрических фигур из чего состоит домик. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Вызвать у детей желание обыгрывать постройку.
Оборудование: карточки с изображением контура домика, спички на каждого ребенка, плоскостные ёжики.
Методические приемы:
Сюрпризный момент - в гости приходи ёжик. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ёжику негде жить, предлагает детям выложить из спичек домик для ёжика, во время выполнения задания воспитатель читает стихотворения:
Дом я строю во вселенной. Есть в нем крыша и антенна. Есть в нем дверь, и есть окошко - Пусть живет в нем ёжик.
Дети закрепляют, из каких фигур состоит домик.
Пальчиковая игра: «Дом».
Посмотри на дом с трубой. В нем мы будем жить с тобой.
Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».
Занятие № 32
Тема: «Разноцветные крышки».
Пальчиковая гимнастика «Пальчики».
Цель: учить детей строить постройки из крышек, закреплять цвет крышек. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение, творческие способности.
Оборудование: крышки разного цвета, игрушка-кошка.
Методические приемы:
Сюрпризный момент в гости приходит кошечка, она хочет поиграть с детьми.
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики».
Большой пальчик сливы трясет, Второй их собирает. Третий в дом несет, Четвертый высыпает. Самый маленький – шалун Все, все, все съедает.
(Сгибать пальцы, по очереди, начиная с большого).
– Кошечке понравилось с нами играть, она хочет еще поиграть с разноцветными крышками.
Дети с помощью воспитателя выкладывают из крышек разные постройки, закрепляя цвет. В конце занятия обыгрывают свои постройки. Повторить пальчиковую гимнастику: «Пальчики».
Занятие № 33
Тема: «Бусинки рассыпались».
Пальчиковая гимнастика: «На работу».
Цель: учить детей перебирать предметы (бусинки) по цвету. Закрепить названия цветов. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.
Оборудование: разноцветные бусинки по 15-20 штук на каждого ребенка, игрушка-мышка.
Методические приемы:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в гостях у нас мышка, но она спряталась, потому что задела хвостиком поднос с бусинками. Они рассыпались и перемешались. Задание детям: перебрать бусинки по цвету, закрепить цвет бусинок. После выполнения задания воспитатель предлагает детям найти мышку и поиграть с ней.
Пальчиковая гимнастика: «На работу».
Большой палец встал один. Указательный – за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все – «Ура!» На работу им пора.
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все…..» - широко расставить пальцы в стороны.

Занятие № 34
Тема: «Поиграем с пальчиками».
Цель: закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой деятельностью детей. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Методические приемы:
Воспитатель предлагает поиграть с нашими пальчиками.
Пальчиковые игры: «По водицу».
Рассказать вам, где мы были? К речке по воду ходили, («человечки» обеими кистями). Принесли в ведре водицы, («ведро»). Чтоб детишкам всем умыться. (изобразить).


«Стирка».
Мылом мылю я носки, (водим кулачком по ладошке) Крепко трутся кулачки, (трем кулачки друг о друга) Сполосну носочки ловко (двигаем кистями рук вправо-влево) И повешу на веревку. (поднимаем руки вверх, кисти сгибаем).


«Подарок мишке».
Нитку тянем, отрываем (изобразить) И в иголку продеваем. (изобразить) Будем шить рубашку мишке (изобразить стежки) И сошьем ему штанишки. (провести ладонями по бедрам).


Список литературы
1.Аксенова М.Н. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. «Просвещение», 2005.
2.Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях по рисованию. М.: «Просвещение», 2006.
3.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка; М.: 2014.
4.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить; М., «Советская Россия», 1973.
5.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду; М.: «Просвещение».2012.
6.Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., «Кристалл»,2007.
7.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения; М.: «Просвещение», 2005.
8.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чипркина Г.В. Основы логопедии; М.: «Просвещение», 2009.