Исследовательская работа на тему: Взаимоотношение поколений



Исследовательская работа по теме:
«Взаимоотношение поколений»
Выполнила:
Преподаватель высшей квалификационной категории
по классу флейты МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Нижнекамска
Галаутдинова Лилия Махмутовнаг. Нижнекамск
Содержание:
Введение
Раздел I. Теоретико-методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий
1.1 Теоретико-методологические традиции изучения межпоколенных взаимодействий
1.2 Семья как институт социального наследования
Раздел ІІ. Проблема взаимоотношений поколений в семье
2.1 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье
2.2 Конфликт, его причины и типологизация2.3 Последствия семейных конфликтов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность работы. В ХХІ веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Проблема преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей» может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Она существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носит особенный конкретно-исторический характер. В современном обществе имеет место трансформация отношения младших возрастных групп к старшему поколению в направлении от традиционно-почтительного к нетрадиционному, не характерному для украинского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. В лучшем случае речь идёт об абсолютно безразличном отношении, как на государственном, так и на бытовом уровне.
Семья является первым и наиболее индивидуальным уровнем отношений между различными поколениями. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально-экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях. Поскольку семейные связи имеют всё меньшее значение, старики часто оказываются никому ненужными.
Дестабилизация в нашей стране, направленность сознания людей на выживание влияет на то, как молодое поколение воспринимает пожилых.
Молодёжь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение, порождая предрассудки и создавая стереотипы, что, в свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотношения. В массовом сознании как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения, в общественном сознании распространена модель, которая характеризуется утверждением стратегии вытеснения старости из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, периферийным положением их проблем.
Степень разработанности проблемы. Сложность изучения взаимоотношения поколений обусловливает необходимость мультидисциплинарного подхода к данной проблеме: изучением поколений занимаются такие науки, как социология, демография, генеалогия, педагогика, этнография и психология. Каждая из конкретных наук решает проблему в своём контексте.
Особое место в процессе изучения межпоколенных взаимоотношений принадлежит социологии, которая изучает особенности поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей, особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве).
Социокультурный подход включает в себя историко-культурологический анализ форм взаимоотношений поколений, изучение влияния социокультурной среды на дистанцированность поколений. Однако современный этап исследований проблемы межпоколенных взаимодействий характеризуется недостаточной разработанностью её некоторых аспектов. До настоящего времени не производились в полной мере исследования факторов, препятствующих успешным межпоколенным взаимодействиям, практик межпоколенных взаимодействий. Мало исследованными представляются механизмы социального конструирования образа старости, а также способы взаимодействия представителей разных возрастов внутри современной четырехпоколенной семьи. Семья конфликт взаимоотношения поколение
Раздел І. Теоретико-методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий
1.1 Теоретико-методологические традиции изучения межпоколенных взаимодействий.
цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность - это период ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества. Период зрелости - период, когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться). Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен.Понятие «поколение» включает в себя целый комплекс психологических, нравственных качеств как миллионов людей, так и личностных качеств наиболее ярких его представителей. Рассматривая поколение как целое, как своеобразный «субъект», мы, конечно же, поступаемся различиями в опыте, кругозоре, образованности между людьми одного возраста, но одновременно с этим подчёркиваем разницу между поколениями. У разных поколений разные ценности, разные взгляды на одни и те же вещи.
Итак, поколение - это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества. Исключительным правилом социологии является изучение особенностей поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей), особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве, соотношение поколенных структур и институтов с другими образованиями - национальными, половыми и классовыми. [8]
Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трёх жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трёх различных времён представляет собой движение вперёд, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.
Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.
В социологической литературе имеются два полюса трактовки межпоколенных отношений:
1. В современном обществе существует большая разница между поколениями и этот доходящий до противоположности разрыв увеличивается.
2. Представления о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.
1.2 Семья как институт социального наследования
Одним из проявлений социального неблагополучия современного общества является нарушение межпоколенных связей, ведущее к потере универсальных норм и ценностей, воплощённых в обычаи и традиции.
Проблема межпоколенных отношений особенно обострилась во всём мире в связи с подъёмом молодёжного и студенческого движения в 60-70-х гг. ХХ века, которое стало одним из проявлений нарастающего кризиса современной цивилизации.
Появилось много исследований, в центре внимания которых был "конфликт поколений", "разрыв поколений". По-разному трактовалась сущность этого явления.
Так, американский социолог Л.Фойер считал, что "конфликт" поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба.
Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства.
Современные специалисты, живущие в электронном мире, часто не способны о чем-то говорить с людьми, не получившими специального технического образования.
Твердая рука руководителя якобы им уже не нужна. Информационный аспект проблемы еще не осознан. Во всяком случае технический прогресс, информатизация образа жизни (от досуга, обучения, производства, политики до духовного мира человека и от детского возраста до старости) существенно влияют на жизнедеятельность людей, часто наносят удар по преимуществам традиционной мудрости, по авторитету стариков.
По словам С.Н. Паркинсона, технический прогресс не учитывает старшинства. Если раньше знаний и навыков, полученных в юности, человеку хватало на всю трудовую жизнь и новое поколение училось у предыдущего, социальный статус и специальность чаще всего передавались по наследству, то с внедрением инновационного типа жизнедеятельности ситуация меняется.
Соотношение прошлого, настоящего и будущего приобретает новый смысл. При обязательности и даже большей ценности учета опыта, знаний, традиций предыдущих поколений все большее значение приобретает установка на будущее, на неизбежность изменений в своей профессиональной, общественной, семейно-родственной судьбе.
Во-вторых, все опаснее становится пренебрежение к прошлому, так как каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. Чем старше цивилизация, тем больше прошлого за ее спиной, тем она опытнее и тем важнее историческое значение. Оно - первейшее средство сохранения и продления стареющей цивилизации, но не потому, что дает рецепты ввиду новых жизненных осложнений, а потому, что не дает повторять наивные ошибки прошлого.
В-третьих, конфликтность в отношениях поколений определяется типом воспитания "самодовольных недорослей", для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений.
Избыточные блага, но не избыточные заботы сами собой уродуют жизнедеятельность и производят ущербные натуры "баловня", "наследника". Свой умственный и нравственный уровень он считает более, чем достаточным, он не ощущает обязанностей, не знает трудностей, забот.
В-четвертых, особую роль в межпоколенных отношениях играет семья, взаимодействие родителей и детей, предков и потомков. Ситуация, которая бы позволила бы преодолеть конфликт поколений, далеко не утешительная.
Итересно, что с появлением у супругов детей межпоколенный конфликт сглаживается.
Так, уже 41,2% супругов с детьми, проживающих совместно с родителями, охарактеризовали свои семейные отношения как «в нашей семье все любят и понимают друг друга» (рис. 1.3).
Вероятно, это связано с несколькими факторами:
с адаптацией к существующим жизненным условиям;
с рождением ребенка супруги переключаются на процессы воспитания, межпоколенный конфликт уходит на задний план;
возможно, члены семьи ощущают и пользу от совместного проживания поколений, которая заключается в возможности оказывать реальную помощь друг другу.
Межпоколенные отношения на микроуровне социальных связей, в семье особенно значимы, поскольку в отличии от большой в малой социальной группе отношения людей имеют непосредственный характер. Очень важно для каждого человека знание своего прошлого, своей генеалогии, истории жизни своих предков.
Главное в межпоколенных отношениях - способность каждого поколения адаптироваться безболезненно в единое социокультурное пространство без жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны "отцов" к детям, с обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к растущему человеку.
С точки зрения отношений поколений, мир переживает сейчас уникальиый исторический период, суть которого заключается в том, что в обществе впервые сложилась четырехзвенная, четырехпоколенная структура. Никогда в истории еще такой ситуации не было, она возникла в ХХ веке. И отсюда ряд неординарных, с точки зрения традиционных процессов социализации, следствий.
Во-первых, раньше было одно работающее поколение - "отцы", а младших, то есть "детей", воспитывали "старики". Таким образом, "отцы" обеспечивали всю материальную жизнь, а функцию социализации выполняли старики, воспитывая внуков. Теперь производство меняется, тяжелый физический труд уже не нужен, а востребованы наработанные опыт и знания, или даже просто терпеливость и покладистость. Теперь уже старики задействованы на производстве, они там нужны и нередко более предпочтительны. Они больше не хотят воспитывать внуков. "Отцы" тоже работают, и "детьми", оказалось, заниматься некому. Поэтому возникла нужда в иных формах социализации.
С другой стороны, например, человеку 60 лет, но он умирать еще не собирается, у него хорошее здоровье. А рабочих мест для таких нет, потому что уже есть другие, молодые, тоже желающие на эти места. Объективность конфликта налицо. Вот почему социализация есть вопрос расширенного социального воспроизводства общества.
Во-вторых, появление 4-х поколенной структуры привело к новому структурированию социального пространства и времени. Прежняя, традиционная трехзвенная структура - дед, отец, сын - имела традиционные формы и механизмы трансляции социальности. А когда появилось четвертое поколение, оказалось, что в этих механизмах новые социально-поколенческие роли не прописаны. Как каждое из поколений должно общаться с другими? Каким безусловным авторитетом будет обладать дед, если он сам "сын"?
В-третьих, проблема "отцов и детей" усложняется тем, что с развитием электронных средств и коммуникационных сетей дети по своим возможностям уподобляются взрослым, и здесь сразу три поколения становятся взрослыми и три - детьми, "молодыми". Соответственно, проблема межпоколенческого конфликта как отношения между двумя поколениями в современных условиях оказывается некорректно сформулированной.
А если взять за основу нуклеарную семью, раздельное проживание семей разных поколений, то возникает проблема, как, с кем и по отношению к кому идентифицирует себя ребенок? Бабушки и прабабушки оказываются за пределами семьи, становятся чужими людьми. Распространение в современности домов для престарелых - это как раз западное решение вопроса о разрыве поколений, когда молодежь - дети и тем более внуки и правнуки - не принимает стариков как ближних своих и родственников. Да и сами старики тоже даже внуков нянчить не хотят, тем самым, усугубляя отчуждение.
Из этого возникает и другая проблема - риск распада единства исторического и социального пространства и времени, которые не возможны без содержательного взаимодействия людей разных поколений.
Раздел ІІ. Проблема взаимоотношений поколений в семье
2.1 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье
Соответственно, межпоколенные конфликты в семье -- это, прежде всего, конфликты между родителями и детьми, прародителями и внуками. Очевидно, что к межпоколенным можно отнести конфликты между родительской и молодой семьями (в том числе по линиям «свекровь-сноха», «теща-зять» и т. п.), а также между членами семьи, которые постоянно или на определенный срок юридически приравнены к кровным родственникам, например, между усыновителями и усыновленными, приемными родителями и детьми.
Конфликт трактуется в отечественной социологии как столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами или социальными группами [2]; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей и социальных институтов. [3]
Представляется, что данные определения вполне применимы к семейным межпоколенным конфликтам.
Семья, будучи одним из важнейших элементов социальной структуры, в современной отечественной социологии рассматривается как основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. [4]
Семейные отношения -- это отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а семья представляется единством супружества, родительства и родства. [5]
К этому необходимо, на мой взгляд, добавить, что семья может включать в себя отношения, основанные не только на браке и родстве, но и на усыновлении (удочерении). Хотя юридически последнее приравнивается к кровному родству, фактически таковым не является. Поэтому, с позиций конфликта поколений, кровное родство или усыновление (удочерение) может иметь принципиальное значение при изучении и в работе с семьей.
Кроме того, в современном обществе сексуальное, брачное и репродуктивное поведение не всегда связаны между собой в единое поведение, направленное на создание и функционирование семьи. Распространены и так называемые семейные группы, в которых из триединства «супружество-родительство-родство» отсутствует хотя бы один из элементов (одинокий родитель, бездетный брак, супруги с одним ребенком и т. п.). Более того, все чаще встречается сожительство без регистрации брака, подчас не исключающее совместного рождения и (или) воспитания детей.
Тем не менее, в общественном сознании подобным формам совместного проживания и ведения хозяйства часто приписывается значение «семья»: неполная семья (без одного из супругов), бездетная семья (по отношению к супружеской паре без детей), «обычная семья» (т. е. супружеская пара с одним ребенком, у которой нет элемента «родство» из-за отсутствия у ребенка братьев и сестер), «гражданский брак» (по отношению к сожительству, хотя гражданским является именно брак, прошедший государственную регистрацию и имеющий соответствующие правовые последствия) и т. д.
Возможно, это говорит о возросшей лояльности общества к различным формам семейной жизнедеятельности, не вызывающим очевидного острого противоречия сегодняшнему социальному устройству. В современной Украине обыденное понимание семьи не только выходит за рамки научного, включая различные формы семейных групп и сожительств, но даже используется в практике работы государственных и общественных структур. Поэтому при исследовании семейных конфликтов поколений мы не можем не учесть данного факта.
Под семейным конфликтом понимаются определенные отношения между членами семьи, порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, посредством которого они разрешаются. Семейные конфликты включают в себя конфликты между супругами, родителями и детьми, конфликты с представителями старшего поколения. Семейный конфликт возникает по поводу выполнения семьей ее функций, психологической структуры семейных отношений, определения семейных целей и задач развития на каждой стадии жизненного цикла семьи, системы семейных ценностей и ее соответствия индивидуальным ценностям членам семьи. Семейный конфликт воспринимается и переживается членами семьи как расхождение, столкновение их интересов, целей, потребностей и т. д.. [6]
Причина % ответивших(больше 100%) 1. Пристрастие к спиртному членов семьи (одного из них) 57 2. Несовместимость интересов и целей сторон 49 3. Материальные проблемы 44 4. Аморальное поведение членов семьи 38 5. Жилищные неурядицы 35 6. Нарушение удовлетворения личных потребностей участников конфликта 23 7. Хозяйственно-бытовые трудности 14 8. Проблемы со здоровьем у родителей, детей, внуков 11 9. Разное социальное положение поколений 10 10. Особенности культуры поведения, традиций 9 11. Удаленность проживания поколений 5 Указанные в таблице 2.1 личностные предпосылки возникновения межпоколенных конфликтов крайне сложно отделить от семейных проблем и особенностей, которые также, в различной степени, могут провоцировать конфликт поколений (табл. 2.2).
Таблица 2.2 -- Причины межпоколенных конфликтов, зависящие от особенностей семьи
Причина % ответивших(больше 100%) 1. Совместное проживание в стесненных условиях 55 2. Вступление в брак с «неподходящим» человеком 53 3. Отсутствие в семье согласия, взаимного уважения, дружбы 50 4. Вмешательство родственников в жизнь семьи 43 5. Неправильное воспитание детей в семье 35 6. Взросление детей 34 7. Развод или раздельное проживание родителей 31 8. Конфликты свекрови и снохи 25 9. Супружеские конфликты 24 10. Создание детьми собственной семьи 22 11. Конфликты тещи и зятя 20 12. Подстрекательство к конфликту посторонних лиц 19 13.Передел семейного имущества 18 14. Борьба за власть и влияние в семье 16 15. Вступление в повторный брак 15 16. Отсутствие внуков 11 17. Конфликты братьев и сестер 9 18. Смерть одного из супругов 6 19. Усыновление (удочерение) ребенка 5 20. Рождение внуков 4 Однако межпоколенные конфликты в семье зависят не только от личных и семейных характеристик участвующих, но и от социальных предпосылок. На рис. 2.1 приведены мнения опрошенных нами респондентов о том, какие общественные процессы могут стимулировать конфликты поколений.
Рисунок 2.1 -- Социальные факторы, способствующие межпоколенным конфликтам
Почти половина опрошенных подчеркивает разные ценности молодого, среднего и пожилого поколений как источник их конфликтов. Многие указывают на социально-экономический кризис и политическую нестабильность в стране. Но больше настораживает духовный кризис, который респонденты обозначают как падение нравов, которое, с их точки зрения, наблюдается в том, что в обществе невелико почтение к возрасту; чаще отдается предпочтение новым веяниям, чем проверенному временем опыту; увеличилось общее количество конфликтов в обществе.
Современная семья не похожа на традиционную патриархальную, и, по мнению участников опроса, в обществе теперь больше ценится индивидуальный успех, чем семейное благополучие; многопоколенная семья считается пережитком прошлого, вынужденной формой проживания. Все это способствует конфликтам поколений в семье и обществе. И только 6% респондентов считают, что межпоколенные конфликты в семье от общественных процессов не зависят. По мнению же остальных, изменения, происходящие в современном обществе, делают межпоколенные конфликты в семье более частыми и глубокими, а социальные конфликты поколений в обществе неизбежно отражаются на семейных взаимоотношениях.
Конфликт поколений может быть потенциально заложен еще до создания данной семьи, возникнуть на определенном этапе ее жизненного цикла или даже после распада семьи между ее «осколочными» частями. Представляет интерес изучение конфликтов в зависимости от этапов жизненного цикла семьи, на котором они возникли: на момент вступления в брак молодых супругов, с рождением первенца, с рождением последующих детей, с вступлением в брак одного из детей, с рождением внуков, наконец, со смертью одного или обоих супругов-прародителей. Кроме того, межпоколенный конфликт может быть связан с моментом нарушения нормального жизненного цикла семьи на любой из его стадий (например, из-за развода, бесплодия, смерти члена семьи). Либо зарождение конфликта «отцов и детей» связано с одним этапом жизненного цикла семьи, проявление -- с другим, а разрешение -- с третьим и т. д.
Отношение ближайшего окружения к межпоколенным конфликтам в семье можно рассмотреть на примере изученния отказа взрослых детей от ухода за престарелыми нуждающимися родителями (табл. 2.3). [9]
Таблица 2.3 -- Отношение ближайшего окружения родителей к тому, что от них отказались дети (в %)
Отношение Ближайшее окружение Родственники Друзья Соседи Социальные работники Коллеги по работе Поддерживают решение детей 23 12 15 11 7 Безучастны к взаимоотношениям детей и родителей 15 20 25 14 17 Осуждают детей 15 17 25 15 12 Оказывают родителям различную помощь 3 4 6 33 9 Пытаются воссоединить родителей с детьми 2 1 1 10 2 Отношение ближайшего окружения мне не известно 12 18 15 9 19 Лица из ближайшего окружения не знают, что от меня отказались дети 5 6 8 8 23 Данных представителей ближайшего окружения у меня нет 25 22 5 0 11 Итого: 100 100 100 100 100 Как видно из таблицы 2.3, при отказе детей от родителей поддерживают решение детей, в основном, родственники. Соответственно, и помощь от них минимальная. Вероятно, родственники наиболее осведомлены о предыстории конфликта, который разворачивался на их глазах. Или даже сами могли прямо или косвенно повлиять на принятие детьми подобного решения. Меньше всего поддерживают или осуждают решение детей коллеги (бывшие) родителей по работе. Возможно, потому что семейное и профессиональное поведение, как правило, в современном обществе разъединены. Коллеги меньше всех осведомлены о чужих семейных проблемах. Их отношение к конфликту, как правило, неизвестно.
Наибольшую безучастность к делам семьи проявляют соседи и друзья. В нашей культуре не принято выносить семейные дела на всеобщее обсуждение. Хотя те же соседи склонны больше всех из ближайшего окружения осуждать детей за их поступок. Социальные же работники, по долгу службы, не могут остаться равнодушными к проблемам подопечных. Они чаще остальных пытаются воссоединить поколения; это их профессиональная задача. Хотя, судя по данным табл. 2.3, попытка воссоединения «отцов и детей» является часто бесперспективной в случае отказа детей от родителей как далеко зашедшего конфликта поколений.
2.3 Последствия семейных конфликтов
К самым тяжелым последствиям, по-видимому, способны привести социально не дозволенные формы проявления межпоколенных конфликтов. Проведенный социологический опрос позволил выделить ряд таких форм: психологическое давление участников конфликта друг на друга (так считают 63 % респондентов), эмоциональное отчуждение поколений (28 %), физическое воздействие друг на друга в виде физического насилия, ударов, побоев и т. п. (27 %). К недозволенным формам можно отнести материальные лишения (отнимание денег, собственности, отказ в необходимой материальной поддержке и т. д.) -- 26 %; отказ поколений друг от друга (вплоть до полного прекращения контактов и взаимного намеренного нанесения ущерба) -- 26 %; социальная изоляция, т. е. оставление без заботы и помощи, изгнание из семьи, бойкотирование и пр. (22 %). Иногда нарушенные взаимоотношения семейных поколений могут проявляться в форме сексуальных домогательств по линиям: отчим-падчерица, свекор-сноха и т. п. -- 8 % или в иных формах (инцест и пр.).
Конфликты поколений могут иметь ряд негативных последствий для общества, семьи и личности. Согласно проведенному опросу, 71 % респондентов убеждены, что межпоколенные конфликты в семье могут передаваться из поколения в поколение, причем, по мнению 53 %, -- в зависимости от самих членов семьи, 12 % -- в зависимости от внешних для семьи обстоятельств.
Влияют ли межпоколенные конфликты на возможность рождения детей в семье? 42 % считают, что никак не влияют; 26 % -- что препятствуют; 5 % -- способствуют, и 27 % затруднились ответить на этот непростой вопрос. Гораздо более уверенно респонденты смогли охарактеризовать влияние конфликтов поколений на воспитание детей в семье. Большинство опрошенных уверены, что конфликты поколений могут ухудшить воспитательный процесс в семье или же в чем-то улучшают, а в чем-то ухудшают воспитание. Лишь 8 % полагают, что межпоколенные конфликты на воспитание детей никак не влияют.
Учитывая отсутствие в современных словарях определения межпоколенных семейных конфликтов, мы предлагаем считать, что межпоколенный конфликт в семье -- это разновидность социального взаимодействия потомков и предков (прародителей, родителей, детей, внуков и др.), принадлежащих к социальной общности, основанной на браке (сожительстве) и/или родстве (усыновлении), в которой между ними существуют принципиальные различия (возрастные, социально-экономические, идейно-политические, субкультурные и иные), отсутствует согласие, обостряются противоречия в системе семейных, индивидуальных и общественных ценностей и происходит столкновение взаимно не совместимых потребностей, интересов, взглядов по поводу выполнения семьей (семейной группой) ее функций, структуры семейных отношений, определения целей развития семьи и т. п.
В основе межпоколенных конфликтов в семье могут находиться как поколенческие противоречия (например, существенная разница в возрасте), так и семейно-групповые (например, борьба за лидерство в семье) и семейно-институциональные (проблемы реализации репродуктивной и социализационной функции) противоречия, а также личностные (столкновение характеров членов семьи и т. п.) и иные (гендерные, материальные, статусные и пр.) противоречия.В чистом виде межпоколенные конфликты в семье, вероятно, практически не встречаются, это вызвано, скорее всего, тем, что семья -- это система, в которой все элементы супружества, родительства и родства взаимосвязаны. Кроме того, на протяжении жизненного цикла семьи конфликт как неотъемлемая часть социальных взаимодействий людей может актуализироваться в самых различных формах, включая межпоколенческую. Причем, конфликт поколений может выступать как причиной, так и следствием иных разновидностей семейных конфликтов. То есть межпоколенный конфликт -- часть человеческих конфликтов, возникающих в процессах развития и упадка института семьи, а также функционирования семьи как малой группы.
Важной задачей для семьи и общества является урегулирование и профилактика социально недозволенных форм проявления межпоколенных конфликтов, приводящих к негативным последствиям для личности, семьи и общества. На взгляд опрошенных членов семей, для этого необходимы как государственные, общественные меры, так и личные, семейные усилия. Государство и общество должны помогать в решении жилищных проблем молодых супругов (58 %), экономических проблем семей (низкая заработная плата, безработица, дорожание жизни и пр.) (39 %), развитии социального обслуживания семей (12 %), семейного консультирования (11 %) и многого другого, для чего необходимы стабильность в государстве (29 %) и соответствующие законодательные и правоохранительные нормы (7 %). От семьи и личностей требуется взаимопомощь поколений (57 %), повышение культуры взаимоотношений в семье (33 %) и т. п. В современном обществе возможно и необходимо регулирование семейных межпоколенных конфликтов.
Заключение
Проблема поколений относится к числу вечных, и проблема эта не биологическая и даже не демографическая, а социокультурная, или кульутрно-историческая. В этом смысле сам термин «поколение» неопределён. Он передаёт, прежде всего, сопричастность людей к тем или иным общественным событиям (процессам), существенно влияющим на жизнь общества, и связанную с этим общность целей, социально-психологических установок, ценностных ориентаций, характеризующих специфику их менталитета. Речь идёт об изменениях способов и типов преемственности, культурно-исторический смысл которых высвечивается отношением к традиции. В условиях резких социальных переломов, разумеется, чётче обнаруживается конфликт поколений, поскольку возрастные особенности сказываются на способности адаптироваться к изменениям, так что социокультурные характеристики как бы переплетаются с демографическими. Но это совсем не означает их отождествление.
Такое отождествление чревато нигилизмом, т.е. подменой изменения типов и способов преемственности, уничтожением традиции, а значит, и разрушением культуры, потому что культура может развиваться, опираясь только на традиции. Поколение - категория временная. Смена поколений - это тот поток, который идёт в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Но конкретный характер взаимосвязи зависит от исторических условий. Поэтому исторический подход к проблеме чрезвычайно важен. Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определённый тип взаимосвязи поколений и определённые механизмы передачи культуры во времени.
В традиционном обществе место каждого человека было определено с момента рождения, проблема личности там не стоит как самостоятельная; способы взаимосвязи поколений, передачи опыта определены и неизменяемы.
Иная картина в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением проблемы и задачи самоутверждения, выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Не остаются неизменными и сами механизмы трансляции опыта, соответственно формируется "образ" каждого поколения. Поскольку поколение - категория временная, неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для Украины это проблема особой остроты. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины. Таким образом, сфера взаимоотношений поколений в современном государственном обществе является сложной для анализа, и здесь необходим комплексный подход: она должна рассматриваться с философской, психологической, культурологической и конкретно-социологической точек зрения. Основной круг современных проблем взаимоотношений поколений в нашем обществе задаётся историей и переходным состоянием самого общества.
Перемены в стране, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями. В настоящее время идёт процесс освоения идеи индивидуальности как важнейшего социального достояния. Этот процесс идёт в двух направлениях: с одной стороны, экономическая предприимчивость, с другой - сфера частной жизни, персональных связей и отношений. Молодёжь при этом имеет некоторые стартовые преимущества - пластичность, свободу от стереотипов, реальный запас дружественных форм общения. Наибольшие же социальные, эмоциональные дефициты испытывают на себе старшие. Существуют различия в ценностных ориентациях и предпочтениях молодых и пожилых, которые проявляются в предпочтениях частной и государственной сферы производства и потребления. Разделению поколений способствует тот факт, что молодое поколение использовало предоставленные шансы на восходящую мобильность, а старшее поколение скатилось по статусной лестнице вниз.
Список использованной литературы:
1. Кравченко А.И. Социология: Словарь. М., 1997; Бондарская Г.А., Крюков М.В. Поколение // Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. С. 331.
2. Социологический энциклопедический словарь / Редактор Г.В. Осипов. М., 1998. С. 141.
3. Краткий словарь по социологии / Авт.-сост. П.Д. Павленок. М., 2000. С. 80.
4. Медков В.М., Антонов А.И. Семья // Социолог. энциклопедия. В 2 т. Т. 2. М., 2003. С. 394.
5. Антонов (ред.) Социология семьи. М., 2005. С. 44
6. Малярова Н.В. Конфликт семейный // Энциклопед. социолог. словарь. М., 1995. С. 305.
7. Глотов М.Б. Конфликт между поколениями // Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М., 2003. С. 484.
8. Добреньков В.И., Кравченко. А.И. Социальные институты и процессы. - М.: МГУ, 2000. - Т. 3. - 339 с.
9. Вдовина М. Специфика межпоколенных конфликтов в семье // Демографические исследования. - 2009. - №4. - С.22-44.
10. Разменюк И.С. Поколение // Краткий словарь по социологии / Авт.-сост. П.Д. Павленок. М., 2000. - С. 80.
11. Медков В.М., Антонов А.И. Семья // Социолог. Энциклопедия: В 2 т. - Т. 2. - М., 2003. - С. 394.
12. Социология семьи / под ред. Д.Б. Антонова. - М., 2005. - С. 44
13. Малярова Н.В. Конфликт семейный // Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995. - С. 305.
14. Глотов М.Б. Конфликт между поколениями // Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М., 2003. С. 484.