Конспект по английскому языку на тему Система упражнений для развития диалогических умений (по В.П. Кузовлеву 5 класс)


Система упражнений
для развития диалогических умений
Учитель английского языка
МБОУ лицей №4
Ростова Оксана Евгеньевна
2016
Данная статья демонстрирует систему упражнений для развития диалогических умений как необходимой составляющей при ведении диалога культур на примере цикла “Rules Around Us” УМК “English 5” под редакцией В.П. Кузовлева.
Подавляющее большинство упражнений, применяемых в обучении диалогической речи, - речевые. Однако первоначальное знакомство с новыми типовыми фразами в типичных для диалога комбинациях может проводиться в отрыве от речевой ситуации. Цель таких упражнений – установить в памяти обучающихся прочные связи между репликами, которые достаточно часто выступают в составе данного диалогического единства. Вне речевой ситуации можно также обеспечить лексическое разнообразие реплик, а также формировать автоматизмы в грамматическом и лексическом преобразовании реплик.
Разучивание маленького диалога лучше начинать со слухового восприятия. Следующий этап разучивания диалога целесообразно подкреплять зрительным его восприятием. Письменный текст будет хорошей опорой для повторения диалога дома. Обучающийся должен вообразить себя одним из действующих лиц и действовать в стиле этого персонажа, инсценируя диалог.
Усвоенные в составе диалогических единств реплики следует затем включать в новые комбинации. Нужно также ввести в диалог фразы, употребляющиеся ранее в монологических высказываниях. Подготовив таким образом материал для диалогической речи, можно приступать к выполнению речевых упражнении.
Учебно-речевая ситуация как необходимое условие при обучении диалогической речи.
Речевая деятельность моделируется с помощью учебно-речевых ситуаций (УРС). УРС определена как совокупность речевых условий, задаваемых учащимся, необходимых и достаточных для того, чтобы учащиеся правильно осуществили речевое действие в соответствии с намеченной коммуникативной задачей.
В качестве первой ступени рассматривается обучение диалогу на основе микроситуации. Микроситуацией называют ситуацию, речевой реакцией на которую является сочетание двух-трех взаимосвязанных реплик.
Обучающихся нужно научить не только реагировать на опорную реплику, но и подавать ее, начинать разговор, опираясь на обстановку или поставленную учителем цель, устанавливать связи между ситуацией и высказыванием.
Обучение диалогу подразумевает как тренировку речевых действий в типичных, повторяющихся условиях, так и накопление речевого опыта для самостоятельного ведения диалога в разнообразных речевых ситуациях, требующих элементов творчества, самовыражения, своего видения ситуации. Ситуация должна возбуждать у обучающихся потребность в общении, на основе которой возникают реально значимые для обучаемого мотивы и цели.
Тема должна быть злободневной. Цель должна быть поставлена так, чтобы она направляла действия обоих участников беседы. Для этого формулировка задания должна включать коммуникативную установку (например: «Обменяйтесь сведениями о том, что запрещено в ваших школах», «Обсудите время, когда вы оба свободны и можете вместе поиграть», «Убедите друг друга в необходимости пользоваться Интернетом только с разрешением родителей»).
Реакция ученика на ситуацию будет зависеть от того, как он понимает свою роль и цель своего участия в акте коммуникации и как относится к предложенной роли, насколько она ему нравится, в какой степени ему близка предложенная мотивация.
Система упражнений для обучения диалогической речи по теме “Rules Around Us”.
Многие ведущие методисты (Н.Д. Гальскова, Н.В. Языкова и др.) говорят о необходимости выделять иноязычные умения разных уровней. Это позволяет видеть результаты, полученные на разных этапах обучения, а также последовательно совершенствовать речевые навыки учащихся.
Целью первого этапа в цикле уроков по теме является формирование речевых навыков и развитие умений диалогической речи начального уровня. Это такое владение учащимся набором речевых единиц, которое позволяет ему участвовать в учебных коммуникациях в объеме 2-3 речевых структур. Высказывания учащихся на этом этапе несамостоятельны как по содержанию, так и по форме. Это может быть повторение предложений и вопросов (за учителем или диктором), воспроизведение заученных микродиалогов или стихотворений:
I (my friend)… And what about you?
- I have to be at school at 8.50. And what about you?
2) Am I right?
-We mustn’t get into a car with a stranger. Am I right?
Целью второго этапа обучения в цикле уроков по теме является совершенствование речевых навыков и развитие умений диалогической речи среднего уровня. Это использование в микродиалоге таких высказываний, которые являются самостоятельными по содержанию, но не самостоятельными по форме. Предлагаются такие установки:
а) Согласитесь с утверждением и сообщите что-либо дополнительное:
- We mustn’t wear jeans to school.
- That’s important. We mustn’t wear jeans and be late for classes.
б) Выразите удивление с помощью вопросительного или повествовательного предложения:
- I don’t have to make my bed in the morning.
- Does your mum do it for you? – But you should do it yourself!
в) Возразите и исправьте нижеследующие утверждения:
- Information on the Internet is always important.
- You are not right. Information on the Internet may be silly and dangerous.
г) Подберите ответные реплики, выражающие подтверждение без дополнительной информации (одна реплика лишняя):
1. Do you have to wear uniform to school?
2. Must you be cautious of strangers?
3. Can you open the e-mail alone? a) Of course I must.
b) No, I mustn’t do it.
c) No, we don’t.
d) It may be fun.
д) Подберите ответные реплики, выражающие отрицание с дополнительной информацией:
1. Can you go to the swimming-pool with me?
2. Do you like going to the park alone?
3. Do you have to eat lunch at school? a)…to be with friends
b)… go home for…
c)… busy with my…
Для того чтобы обеспечить многообразную сочетаемость реплик в естественной беседе, необходимы такие формы диалогического обучения, как беседа, расспросы и дискуссии. Аналог свободной беседы – условная беседа в тренировочных упражнениях. Предлагаются следующие установки:
a) What do you think about using the Internet? Say and ask your classmate.
P. The information on the Internet is always fun. Do you agree?
Y. No, I don’t. Sometimes it may be dangerous.
b) Ask each other about your family rules.
P. Do you always ask your parents’ permission before you go anywhere?
Y. Of course I do. They always know where I am. And what about you?
Основным активизирующим приемом на этом этапе является прием взаимного стимулирования.
Целью третьего этапа обучения в цикле уроков по теме является развитие умений диалогической речи высшего уровня, под которым понимается способность обучаемых участвовать в развернутом диалоге в учебной ситуации. Учащимся предоставляется полная самостоятельность в постановление конкретных целей, определения предмета ре5чи, в выборе речевых действий и операций в заданной ситуации, в анализе результата.
Схемы речевых диалогизированных упражнений:
Опора на диалогический текст учебника.
Опора на диалог-образец между учителем и хорошо подготовленным учеником.
Опора на диалог- образец (подготовленный заранее) между двумя учениками.
Беседа в группе с опорой на реплики специально подготовившегося ученика.
Неподготовленная беседа в группе с решением посильного проблемного вопроса по изучаемой теме.
При работе по п.п.1,2 после прочтения текста в классе создается аналогичная ситуация, связанная с жизнью школьников.
При работе по п.3 после прослушивания подготовленного диалога следует попросить этих же учеников обратиться с репликами по его содержанию к товарищам, которые должны прореагировать на них.
При работе по п.4 ученику в качестве домашнего задания нужно приготовить примеры, стимулирующие реплики. Он берет на себя роль более инициативного партнера и организует беседу в группе, которая немедленно реагирует на его реплики.
И завершает работу неподготовленная беседа по изучаемо теме с привлечением лексики ранее пройденных тем.
На уроках развития диалогической речи можно использовать функциональные схемы. Они представляют собой название речевых функций, предъявляемых так, что их комплекс служит каркасом будущего диалога собеседников.
Система упражнений к циклу “Rules Around Us”. Постановочные упражнения:
Say, what rules you should follow when you use the Internet.
S1. You mustn’t open your parents’ e-mail.
S2. You mustn’t use the Internet alone.
S3. You shouldn’t give your address on the Internet.
S4. You shouldn’t trust everything you read on the Internet.
Трансформационные упражнения
Ask your friend if he thinks the same you do.
T. I think that all the rules of using the Internet are fair.
S1. Do you think that all the rules are fair?
S2. No, I disagree. I want to use the Internet alone. I think it’s not so dangerous.
S1. But I agree with the teacher. You shouldn’t use the Internet alone.
Продуктивные упражнения
I этап. Дополняемые ситуации:
T: You invite your friend to go to the café with you but he can’t. Why?
S1: He has to walk the dog or do some shopping.
II этап. Согласны ли вы со мной?
T: I think using the Internet is always fun.
S1: Yes, you right. The information on the Net must be interesting.
S2: But I disagree. Sometimes the information on the Net may be dangerous.
III этап. Воображаемые ситуации:
You are living in your British friend’s family. Ask each other about your family chores. (К ситуации такого типа предлагается функциональная схема).
Задания для контроля сформированности навыков диалогической реи по теме “Rules Around Us”
Role Play. You are on an exchange trip to the UK. You are discussing safety rules in different countries.
Pupil Card.Ask your classmate about safety rules for children in Great Britain or the USA.
You begin the conversation.
Remember to:
Ask a bout rules in the family and at school;
share your attitude to these rules (wise, silly, fair, unfair, important):
say what may happen (hurt, play tricks);
answer your classmate’s questions.
Заключение.
Умения диалогической речи, как аспекта языка, являются главным компонентом, необходимым для межкультурного общения. В структуру обучения диалогу входят диалогические единства и короткие диалоги, а основными подходами к изучению диалогов являются:
изучение диалога как комплекса, состоящего из нескольких диалогических единств;
путь от усвоения элементов диалога до самостоятельного его ведения.