Интегрированный урок русской и татарской литературы в старших классах (X-XI) на тему: «Сравнительно-сопоставительный анализ произведений Зульфата Хакима «Легионер» и Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»

Интегрированный урок русской и татарской литературы в старших классах (X-XI) на тему:
«Сравнительно-сопоставительный анализ произведений Зульфата Хакима «Легионер» и Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»

Шайдулатова Фансиля Фидаилевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 29» г. Набережные Челны,
аспирант Набережночелнинского государственного педагогического университета.


Аннотация. Урок посвящен сравнительно-сопоставительному анализу произведений татарской и русской литератур, который способствует формированию духовно-нравственных качеств, уважения к людям различных религиозных конфессий и приобщению к общечеловеческим ценностям; воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне, своему народу, родному краю, природе; повышает познавательный интерес к национальным традициям и ценностям других народов.

Ключевые слова: cравнительно-сопоставительный анализ произведений, личность в тоталитарном государстве, экологические проблемы, символы.

The integrated lesson of Russian and Tatar
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Цель урока: сделать сравнительно-сопоставительный анализ произведений ЗульфатаХакима «Легионер» и Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
– создание ценностных ориентиров и понимание смыла литературного произведения;
– формирование умения вырабатывать собственное мнение на основе осмысления идеи, темы и проблемы произведения;
– развитие умения осмыслить актуальность проблем, поднимающих в произведении, в реальной жизни.
Предметные:
– определение идейно-художественного содержания произведений на основе сравнения;
– повышение исследовательской культуры: формирование умения сравнительно-сопоставительного анализа;
– установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
Метапредметные:
– развитие умения самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– умение анализировать, сравнивать, обобщать;
– умение корректно, уверенно выражать свои мысли.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: сравнение, анализ, синтез.
Оборудование: презентация, памятка для сравнительно-сопоставительного анализа произведений.

Ход урока.
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель приветствует учащихся, готовит их осмысленному анализу произведений. Произведения Зульфата Хакима «Легионер» и Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» учащимся уже знакомы.
– Мы будем сегодня анализировать произведения Зульфата Хакима «Легионер» и Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Сначала вспомним, что мы знаем об этих писателях.
Ответы учеников.
– А сейчас углубим ваши знания и поближе познакомимся с ними.
На экране фотографии писателей и сообщение об их биографии.
Валентин Распутин
ЗульфатХаким

Валентин Григорьевич Распутин, русский писатель, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], один из самых ярких представителей так называемой «деревенской прозы», родился [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1937 года, в поселке Усть-Уда Иркутской области.
Он лауреат двух Государственных премий [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1977, 1987), Государственной премии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (2012) и Премии Правительства РФ (2010). Лауреат премии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Член [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с 1967 года. Драматизм и острота этических проблем, поиски опоры в мире [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] крестьянской [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в повестях и рассказах о современной сельской жизни: «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), «Век живи век[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» (1982), «Пожар» (1985), публицистических статей. В 1989-1991 годах народный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] СССР. Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия
Зульфат Зуфарович Хакимов, псевдоним ЗульфатХаким – писатель-прозаик, драматург, поэт и эстрадный певец, родился 11 августа 1960 года в селе Шингальчи Нижнекамского района Татарской АССР Советского Союза. 
Он – автор, произведения которого постоянно пополняют репертуары современных театральных коллективов. В 1992 году на сцене театра им. Г.Камала была поставлена его первая пьеса. С того времени на сцене только лишь этого театра с большим успехом были поставлены такие его произведения, как «Кишер басуы» (инсценировка одноименной повести), «F_л‰рл‰р йорты», «Карак», «К_р‰з‰че», «Мин т™шк_рдем», «Кил‰ ява, кил‰ ява», «Телсез к_ке», «Бит», «Мылтык». Драма «Телсез к_ке» заняла первое место в конкурсе «ЯSа татар пьесасы» (2004 год). В этом же конкурсе его пьеса «Бит» была отмечена специальным призом. В 2009 году З. Хаким за драму «Телсез к_ке» был удостоен Государственной премии им. Г. Тукая.


Актуализация.
– Если мы хотим параллельно анализировать два литературных произведения, какой же метод мы будем использовать?
Ожидаемый ответ: сравнение.
– Правильно, мы проведем сравнительно-сопоставительный анализ.
Сравнительно-сопоставительный анализ – это метод, на основе которого лежит операция сравнения. Любое сравнение предполагает выделение общих и отличительных черт, а также поиск причин и смысла данных отличий. Цель сопоставительного анализа выявление своеобразия художественных текстов, специфики авторского видения, особенностей построения и языка произведений, выявление жанровых признаков. (М.Воюшина. Сопоставительный анализ литературных произведений).
Каждому ученику дается памятка – план сравнительно-сопоставительного анализа произведения.

Памятка
План сравнительно-сопоставительного анализа
1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:
сюжета или мотива;
образной системы;
художественные приемы;
других параметров, подсказанных самими текстами.
2. Найти различия на тех же уровнях.
3. Объяснить выявленные различия
а) в произведениях одного и того же автора:
разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
различием художественных задач;
противоречиями мировоззрения и мироощущения;
другими причинами;
б) в произведениях разных авторов:
различием художественных миров;
если жили в разное время, различием исторических условий и особенностей литературного развития;
если принадлежат к разным национальным культурам, различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.
4. Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведенным сопоставительным анализом.

III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализа.
- Произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» было написано в 1976 году, а произведение Зульфата Хакима «Легионер» позже, в 2004-2009 годах. «Прощание с Матёрой» по жанру – повесть, «Легионер» – роман (театральный роман). Но между этими произведениями прослеживаются общие мотивы. Скажите, какие общие черты можно увидеть в сюжетах?
Ожидаемый ответ. В обоих произведениях изображаются деревни, обреченные на затопление в связи со строительством ГЭС. Действие сюжета в повести «Прощание с Матёрой» происходит в 1960-х годах в деревне Матёра. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. В романе «Легионер» описывается деревня Кызылъяр, тоже обреченная на затопление из-за строительства Куйбышевской ГЭС.
- Какие отличительные черты есть в сюжетах этих произведений?
Ожидаемый ответ. «Прощание с Матёрой» - повесть, в центре сюжета которой строительство ГЭС и гибель деревни. «Легионер» - роман, центральной темой которого является трагическая судьба Яббара, которого незаслуженно заклеймили именем «врага народа». В романе «Легионер» изображаются довоенное и военное время. Судьба деревни в этом произведении перекликается с судьбой героя.
Ответы появляются в виде таблицы на экране.

- Если есть общее в сюжете, естественно, мы можем увидеть похожих по характеру героев или образов. Какие образы и герои схожи в этих произведениях?
Ожидаемый ответ. Яббар и Дарья, Ансар и Андрей. В обоих произведениях главные герои Дарья Пинигина и Яббар беспокоятся за будущее деревни. Если для таких героев как Ансар и Андрей строительство ГЭС – это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за прошлое, то для Яббара и Дарьи строительство, затопление деревни – это гибель. Гибель не только хозяйства, домов, полей, а исчезновение воспоминаний, памяти предков. Хотя Яббара сначала тоже манит суета грандиозной стройки, в отличие от внука Дарьи Андрея, он осознаёт её печальные результаты для своей «малой родины».
В обоих произведениях основным является образ воды. Вода – как символ времени. Как нет края воды, так и не будет конца существования деревни. Сколько бы не старались разрушить, деревни были и будут жить, так как деревня – символ национального характера.
Выплывающие из-под воды деревья в романе «Легионер» и лиственница в повести «Прощание с Матёрой» - это образы, предвещающие гибель. Корни деревьев символизируют корни народа, корни человечества.
Образ погибающей деревни также выходит на передний план произведений.
– Какие отличия выделяются в образных системах этих произведений?
Ожидаемый ответ. Если в произведении «Прощание с Матёрой» у Дарьи есть соратники (Катерина, Богодул), то в романе «Легионер» Яббар – один в борьбе за спасение деревни. В романе «Легионер» основным конфликтом является вопрос, кто вправду виновен: Яббар, который заботится о судьбе своей деревни – «малой родины», и вместе с тем, обо всей стране; или люди, для которых государственные проблемы выше, чем судьба родины?
Если сопоставить образы этих произведений, то особое место занимает образ Хозяина в повести «Прощание с Матёрой». Хозяин – маленький, чуть больше кошки, ни на кого не похожий зверек. Он – хранитель, душа острова и деревни. Хозяин оберегает остров от любой беды, но спасти Матеру от затопления он не сможет. Он является образом-символом.
Ответы появляются в виде таблицы на экране.

- Какие художественные средства используются в произведениях?
Ожидаемый ответ. В романе «Легионер» используются внутренние монологи Яббара, в повести «Прощание с Матёрой» – монологи Дарьи, Богодула. Напряженные диалоги Яббара и Ансара, Яббара и его брата Саида, Дарьи и её внука Андрея усиливают трагичность произведений.
Также в обоих произведениях используются такие художественные приемы, как лирические и философские отступления авторов.
- Какие отличия можно отметить в использовании художественных приемов?
Ожидаемый ответ. В повести «Прощание с Матёрой» Распутин использует фантастические приемы. Хозяин – какое-то неведомое животное, является фантастическим образом.
Ответы появляются в виде таблицы на экране.

- Какие общие и отличительные моменты вы ещё можете выделить?
Ожидаемый ответ. Сцена разорения кладбища – одна из самых трагических в обоих произведениях. Дарья Пинигина и Яббар, желая сохранить могилы своих предков, хотят перенести эти могилы. Но их просьбы остаются невыполненными. Яббара арестовывают за стычку с Ансаром – главой райкома. А кроме него проблема затопления кладбище никого и не беспокоит. А просьбу Дарьи не успевают выполнить. Выполнение поручений властей важнее, чем душевные страдания героев.
Также надо уделить вниманию на то, что героями повести «Прощание с Матёрой» преимущественно являются старики. К ним противопоставляется беспечная молодежь. А в романе «Легионер» Яббар является представителем молодежи.
Ответы появляются в виде таблицы на экране.

– Эти произведения написаны в разное время, «Прощание с Матёрой» –
1976 году, а «Легионер» – спустя почти тридцати лет. Получается, они различаются историческими условиями. Но проблема, поднимающаяся в обеих произведениях, одинакова. Скажите, какая проблема изображается в этих произведениях?
Ожидаемый ответ. Проблема уничтожения деревень, в связи со строительством ГЭС. Также в основе произведений лежит конфликт между общечеловеческими и общегосударственными ценностями (общество «отвергает» человека).

–Произведения принадлежат к разным национальным культурам, то есть отличаются изображением национальных художественных миров. Как это проявляется?
Ожидаемый ответ. Национальный характер татарского народа проявляется в изображении матери Яббара – Амины. Она является архетипом Матери, стойкой, терпеливой. Национальный характер русского народа проявляется в изображении русского дома, русской женщины, в прощании с родным домом (Дарья убирает и моет дом, как будто готовит человека в последний путь).
Ответы появляются в виде таблицы на экране.

VI. Обобщение знаний, выводы.
– На каких уровнях можно найти общие и отличительные черты в произведениях В.Распутина «Прощание с Матёрой» и З.Хакима «Легионер»?
Ожидаемый ответ. В сюжете, в системе образов, художественных средствах, различием национальной культуры и исторических условий.
– Какова тема и идея этих произведений?
Ожидаемый ответ. Тема повести «Прощание с Матёрой» – судьба деревни. Тема романа «Легионер» – судьба человека, переплетенная с судьбой родной деревни. Тема личности в тоталитарном государстве, где предателем на самом деле оказывается не легионер, а руководители, которых не интересуют проблемы народа. Одной из идей романа «Легионер» и основной идеей «Прощание с Матёрой» является сохранение деревень, источника духовных ценностей, памяти предков.
Ответы появляются в виде таблицы на экране.

V. Рефлексия.
– Актуальны ли проблемы, поднимающиеся в произведениях?
Мнение учеников о произведениях и об уроке.
Оценки за урок.

VI. Домашнее задание.
Написать мини-сочинения на темы (на выбор):
Как бы я поступил, если бы был на месте Яббара?
Чья позиция мне ближе – Дарьи или Андрея?
Каким я вижу современную деревню.\

– До свидания! Спасибо за урок!