Конспект занятия Народная культура и традиции


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Русская народная культура и традиции».

подготовила воспитатель: Барыкова Наталья Геннадьевна,
воспитатель первой категории
Миасс 2016
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная. Познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, продуктивная. Восприятие устного народного творчества.
Цели:
1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны. Передать свои впечатления через художественное творчество – городецкую роспись.
2. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.
3. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями. Расширять словарный запас.
Словарная работа:
Обогащение: традиции, культура. Промысел, ремесло, фольклор, народное творчество. Народные умельцы, рукодельницы, ручное ткачество, домотканая ткань. Посиделки, ярмарка, народные гуляния, быт. Рушник, «кукла – оберег», чугунок, ухват.
Активизация: изба, хоровод, игры. Самовар, скалка, роспись, сказки, пословицы, поговорки, приговоры, скороговорки.
4. Воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность. Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины. Воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре, прошлому страны.
Планируемые результаты:
Делиться своим впечатлением с педагогом и сверстниками, проявлять интерес к рассказу педагога, предметам старинного быта, к русской народной культуре, принимать активное участие в играх и хороводах, доброжелательно относиться к своим сверстникам во время игр.
Материал и оборудование:
Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного творчества, иллюстрации с изображением русских народных костюмов, изображение старинных изб, в которых раньше жили люди, мольберт, панно, гуашь, красного, зелёного цвета, кисти, салфетки подставки для кистей.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Посещение краеведческого музея. Дидактическая игра «Подбери костюмы».
Ход занятия:
В групповом помещение оборудована небольшая часть старинного быта – «избы». На столе, расписанном под хохлому, разложены расписные ложки, чашки и разделочные доски, самовар, скалка, небольшой глиняный кувшин, матрёшка.
Воспитатель: - Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на столе. Когда - то они были частью утвари в старинных, деревянных избах, в которых жили люди. Как вы думаете, для чего они ?Дети: - Самовар для чая, ложки для еды.
Воспитатель: - Правильно, но как все предметы назвать одним словом?
Дети: - Посуда!
Воспитатель: - А ещё, что видите (показываю куклу, сделанную из соломы)? Что это?
Ребёнок: - Это кукла, она из соломы.
Воспитатель: - Верно. Такую куклу раньше называли «кукла – оберег» и хозяйки её берегли, хранили её и ни кому не показывали – она оберегала дом от плохих людей. Потому и называли её «кукла – оберег». Все предметы в доме делали своими руками. Столовые предметы были деревянными. Пищу готовили в русской печи. Кастрюль не было, хозяйки готовили в чугунках, прихватывая их ухватом (показываю) и сажали чугунок в печь. А как сейчас готовят, кто знает?
Дети: - На плите!
Воспитатель: - На газовых и электрических плитах – на том, чего раньше не было. В наших домах и квартирах горит электрический свет. Что же использовали люди вместо света? Давайте рассмотрим иллюстрацию (изображена девушка, которая прядёт, рядом горит лучина), что на ней изображено ?Дети: - Девочка работает.
Воспитатель: - Девушка не просто работает, она прядёт пряжу, а рядом горит лучина потому, что электричества не было. Повторите хором: «Лучина»! Долгими, зимними вечерами девушки и женщины собирались в одной избе и пряли пряжу, пели старинные песни, а молодёжь в другой избе устраивала
посиделки с песнями и плясками. Давайте хором скажем: «Посиделки»! Как вы думаете, для чего нужна пряжа ?Дети: - Что бы вязать разные вещи!
Воспитатель: - Правильно! Скажите хором: «Пряжа»! Девушка прядут пряжу при помощи прялки, из которой получится тонкая нить, а потом из этих ниток будет вязать тёплые вещи. Раньше ткани были домоткаными, их ткали своими руками: деревянные станки, на которых женщины и девушки ткали ткань. Из неё шили одежду, рушники (показываю иллюстрацию, . Домотканые изделия вышивали рукодельницы: женщины и девушки. Повторите: «Рукодельницы»! Пекли хлеб или каравай . Из дерева вырезали столовые принадлежности: ложки, разделочные доски, скалки, матрёшки. Все эти вещи называют « народным промыслом и традициями» . Повторите хором: «Народный промысел, традиции»! Люди делали это не только для себя, но и на продажу. Ездили на ярмарку, надевали красивую одежду: сарафаны, кафтаны – русские народные костюмы. На ярмарке устраивались народные гуляния с хороводами, песнями и играми. Люди знакомились, показывали своё ремесло другим и продавали свои изделия. Народные промыслы, игры, песни, хороводы – всё это народное творчество, запомните . Давайте вспомним, народные песни, хороводы и игры .
Дети: - (хором) «Во поле берёза стояла», «Ты берёзка белена!»
Воспитатель: - А игры?
Дети: - «Гуси - лебеди», «Прятки».
Воспитатель: - Раньше говорили не «Прятки», а «Жмурки». Мы с вами разучили новую игру «Звонари». Один из вас будет «Жмурка», а другой «Звонарь». Хотите поиграть?
Дети: - Да!
Воспитатель сама выбирает «Звонаря» и «Жмурку». Начинается игра «Звонари». Дети становятся по кругу, в центре двое: один с колокольчиком – «Звонарь», другой с завязанными глазами – «Жмурка». Дети становятся рядом со звонарём и говорят слова: «Дили – дон, дили – дон, отгадай, откуда звон!» - «Жмурка» по звуку колокольчика пытается поймать звонаря и детей, а «Звонаря» обхватить пояском. Игра повторяется два раза.
Воспитатель: - Мы немного отдохнули, а я вспомнила, что русский народ богат не только промыслами и ремёслами, играми и хороводами, но и «фольклором». Что же это такое – «фольклор»? Русский народ богат сказками. Вы знаете русские народные сказки, назовите их (дети называют «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д. – . Сейчас вспомним пословицы и поговорки: «Волков бояться – в лес не ходить», «Всякий человек в деле познаётся», «Конец – делу венец» - всё это тоже часть народного фольклора. Что означают эти пословицы и поговорки, скажите? Кто ответит?
Ребёнок - Если человек будет всех бояться, то ни с кем не подружится.
Воспитатель: - Правильно! Кто ещё хочет сказать? Скажи Юра М.?
Ребёнок - Мы хорошо позанимаемся и можем потом поиграть.
Воспитатель: - Молодец! А «Всякий человек в деле познаётся»? Объясните, что это значит? Скажи, Кристина А.?
Ребёнок - Это о народных умельцах! А ещё, когда люди друг другу помогают.
Воспитатель: - Мне очень понравились ваши ответы. Давайте вспомним считалки потому, что они тоже относятся к русскому народному фольклору, как сказки, пословицы и поговорки. Кто вспомнит считалку? Милана М., скажи?
Ребёнок: -
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – цап.
Воспитатель: - Молодец! Для хорошей погоды и дождя, люди сочиняли приговорки и заклички, послушайте:
1. Радуга – дуга,
Не давай дождя
Давай солнышко –
Из – под облышка.
2. Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай,
Сколько хочешь, поливай!
- Давайте немного отдохнём, поиграем в хороводную игру «Зайчик». Выберем зайчика считалкой, которая вам уже знакома.
Дети встают и становятся по - кругу, воспитатель говорит слова считалки:
Ножки, ножки бежали по дорожке,
Лугом, лесочком прыгали по кочкам,
Прибежали на лужок, потеряли сапожок.
Начинается игра «Зайчик». Дети идут под музыку по кругу, а зайчик в центре пляшет и старается выбежать из круга. Когда музыка заканчивается, зайка должен найти детей, у которых ослаблены руки и, выбежать из круга.
- Очень хорошо. А теперь я покажу вам старинную, русскую избу. Внимательно посмотрите, за столом сидит вся семья . Видите, как светло в этой части избы? Его называют «красный угол». В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. То, что вы видите на столе, раньше называли предметами быта или посуда, запомнили? Повторите хором (повторяют). Как вы думаете, как по - другому можно называть эти предметы?
Ребёнок: - Если их красиво расписать, получится народный промысел. Воспитатель: - А почему мы говорим «народный промысел», «традиции»?
Ребёнок: - Потому, что люди сами придумывали игры, вышивали, всю посуду сами делали, красиво расписывали ложки, доски.
Воспитатель: - Правильно! Я уверена, ребята, что вы все запомнили эти новые слова. Я для вас приготовила листы бумаги (воспитатель показывает вырезанные из бумаги разделочные доски жёлтого цвета). Посмотрите, на расписном столе лежат предметы, которые вы уже видели, как они называются (дети перечисляют названия: расписные ложки, чашки, разделочные доски). Правильно, все они расписаны городецкой и хохломской росписью. Сегодня вы распишите свои работы, как это делают народные умельцы. С элементами городецкой росписи вы уже знакомы. Какие цвета вы будите использовать?
Дети: - Красный, зелёный (хором)
Воспитатель: - Теперь приступайте к работе.
Дети могут видеть на панно с иллюстрациями образцов изделий городецкой росписи. Под спокойную русскую народную музыку начинается работа.
Самостоятельная работа.
- Я очень довольна вашими работами и мне очень хочется вспомнить слово, которое вы сегодня узнали. Скажите хором.
Дети: - «Народный промысел!»
Воспитатель: - Запомнили, молодцы! Давайте вспомним русскую народную хороводную игру – песню «Берёзка». Много песен сложено и стихов.
Воспитатель сама выбирает девочку – «берёзку» и ставит её в круг, остальные становятся по кругу. Под слова песни: «Ты берёзка белена, маковка зелена…», девочка собирает у всех платочки и поднимает их над головой, машет руками, изображая шум листьев. Вовремя второго куплета, девочка снова ходит по кругу и возвращает детям платочки – кладёт их им на плечи.
- Вам понравилось занятие?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Теперь вы знаете, что такое народные традиции, культура, фольклор, кто такие народные умельцы и что такое «народный промысел».
Когда вы придёте домой, обязательно расскажите о том, что интересного вы узнали, чему сегодня научились. Я вами очень довольна, молодцы!
Занятие окончено .Список используемой литературы
1. Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа /авт. – сост. Н. В. Лобода. – Волгоград: Учитель, 2011.
2. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В. В. Волина. - М.: Просвещение. 1991.
Используемый материал:
1. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Собрал и пересказал Г. Науменко; - Рис. А. Матросова, - М.: Дет. лит.,1980.
2. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Русские народные детские скороговорки, считалки, игры, приговорки. М., «Детская литература». Составитель Г. М. Науменко, 1977.
Используемые интернет – ресурсы
Karakuli.ru, mauk – vkdc.ru, amnesia, pavelders. com