Система коррекционно-развивающих занятий с детьми с РАС, СДВГ и развитию ВПФ


Описание системы коррекционно-развивающих занятий с детьми с РАС, направленных на уменьшение проявлений СДВГ и развитию ВПФ Нетрадиционный вид занятий по развитию ВПФ, коррекции импульсивности, стабилизации двигательной расторможенности и гиперактивности на основе Арт-терапии. Педагог-психолог ГБОУ школы-интерната №2 г. Сочи: Дудукчян И.А. Работа с пинцетом как один из нетрадиционных видов занятий по коррекции гиперактивности и развитию внимания.Объект: дети с СДВГПредмет: коррекционно-развивающие занятия с мед. пинцетами и дополнительными материалами. Цель: уменьшение проявлений СДВГ Развитие: внимания (концентрация, переключение, объём)точечной ориентации, мелкой моторики, памяти (визуальная, аудиальная, механическая). Коррекция двигательной расторможенности, импульсивности.Стабилизация гиперактивности. Коррекция самооценки.Развитие творческих способностей Задачи: Ограничения: спонтанная гетеро и аутоагрессия. Длительность занятия: от 20 до 40 минут (по 5-10 мин на одну форму работы, 2 раза в неделю)Примечание : перед началом занятия, необходимо ознакомить ребенка с техникой безопасности в работе с пинцетом, аккуратно продемонстрировать ему острые кончики, чтобы дать тактильно почувствовать опасность импульсивных действий.Вся работа проводится под строгим контролем специалиста! Опираясь на сильные стороны ребенка, я начинаю с работы с одной отдельной функцией (например, контроль двигательной активности). Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например к развитию внимания и контролю двигательной активности. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивают все три дефицитарные функции одновременно (в случае комбинированного типа СДВГ). Реализация данного принципа предполагает, что коррекционная работа с ребенком с СДВГ будет носить длительный характер, что важно сообщать родителям и педагогам. (Не менее 5 месяцев)Количество занятий У детей с СДВГ низкий уровень саморегуляции и произвольности действий. При работе с пинцетом, у ребенка отсутствует возможность совершать импульсивные движения (хватание, кидание, неаккуратность, всё, что можно быстро сделать руками). Уже в первые минуты занятия ребенок максимально концентрируется на захвате предмета, манипулировании им, выполнении каких-то заданий и т.п. Главное, не забывать хвалить, поддерживать и подбадривать ребенка в его успехах. Основное преимущество работы с пинцетом. Работать необходимо на зону ближайшего развития от легкого к более сложному, увеличивая время работы, также расширять круг заданий, чтобы поддерживать интерес ребенка. Каждые задания должны заканчиваться успехом для ребенка. Должна быть дана чёткая инструкция к заданию, но с правом выбора (либо материала, предмета, цвета, вида крупы и т.п.). Это является необходимой тренировкой для гиперактивных детей, которым зачастую трудно научиться делать выбор и принимать решение.Если предлагаете задания на скорость, то предметы должны быть максимально неудобны для пинцета, что значительно будет снижать активность ребенка и максимально сконцентрирует его на предмете и действиях с ним. (или можно усложнить задание дополнительными условиями, или боксерскими перчатками). В данном случае выбор предоставьте в чем-то другомНекоторые принципы работы с пинцетом Действия по сигналу (колокольчик – рис, стук – горох, хлопок – гречка, свисток – фасоль и т.п.) (распределение внимания)Запомни картинку, повтори. (развитие памяти, концентрация, объем внимания) Запомни баночки (распределяем крупу по определенным баночкам) В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и типа СДВГ, можно включить в работу следующие виды заданий с пинцетом: Собирание мелких предметов (крупы, камешки, пр.) Распределение предметов (рис к рису, камень к камням и т.д.) Передача предметов (работа в паре)Приклеивание предметовФормы работы с пинцетом: Рисование (пинцетом держим карандаш, карандашом рисуем)Рисование крупами с помощью пинцета В таких и подобных занятиях, не требующих вербального контакта прекрасным дополнением является музыкотерапия.Формы работы с пинцетом: Работа в песочнице (закапывание, поиск предметов без рук, собирание на песке, рисунок на песке).Все механические действия в рамках и по этапам терапевтических сказок.Пронести что-нибудь из одного места в другоеВыполнить ряд действий (нащупай, достань, положи в синюю баночку, подбери крышку и т.п.) Формы работы с пинцетом: Дополнительный теоретический обзор к теме ИгротерапияПесочная терапияАрттерапияМузыкотерапияСказкотерапияБихевиоральная терапия.Гештальт-терапия.Нарративная терапия.Когнитивно-бихевиоральная терапия.Семейная терапия.Методы психокоррекции детей с СДВГ Принцип системности.Один из принципов обучения ребенка с СДВГ заключается в том, что меры воздействия на него принесут свои плоды только в случае систематического их применения.Принцип поэтапности.Наличие трех типов СДВГ (с преобладанием невнимательности, с преобладанием гиперактивности и импульсивности, комбинированного) диктует необходимость выявления доминирующего симптома и построения поэтапной коррекционной работы в соответствии с этим.Принципы коррекционной работы с детьми с СДВГ Принцип индивидуализации. Нет ни одной методики обучения, которая была бы одинаково эффективна для всех детей, а значит, и заниматься с ними нужно по-разному, исходя из учета актуального уровня ребенка, его интересов, социокультурных условий, психофизиологических особенностей и др.Принцип комплексаРезультаты исследований подтвердили, что помощь должна носить комплексный характер. Как правило, в команду заинтересованных участников входят врач-невролог, психолог, педагог и обязательно родители.Принципы коррекционной работы с детьми с СДВГ Спасибо за внимание!Здоровья Вам и Вашим близким!