Методическая разработка урока по истории Древнего мира: Древнейший Рим ФГОС (5 класс)
Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном государств Древнего мира, расширять знания учащихся, воспитывать познавательный интерес, развивать логическое мышление, память, речь, коммуникативные способности, навыки работы в группе.
Задачи урока:
Личностные – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей; Предметные – развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима; Метапредметные - развивать читательские компетенции, развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы и приемы: проблемное обучение, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, тестовый контроль.
Планируемые результаты: предметные: - воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определение историческим терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы; - показывать на карте географические объекты; - извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;
метапредметные:
- определять тему урока, цели; - выстраивать алгоритм своей работы;
личностные:
- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний; - работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении; - анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Организация образовательного пространства Учебник: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М. –«Просвещение» 2014. Информационный материал: рисунки учебника, историческая карта. Интерактивный материал: презентация, карта, жетоны, карточки. Раздаточный материал: задания для группы, текст для самостоятельной работы, электронная историческая карта, цветные листы. Структура урока: Мотивационно – целевой этап Ориентировочный этап Поисково – исследовательский этап Физкультминутка Рефлексивно – оценочный этап Домашнее задание
Этап урока. Цели деятельности Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1 минута. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке истории! Перед вами корзина ожиданий. Напишите на листочках ваши ожидания от урока и положите их в корзину. Чтобы ваши ожидания оправдались предстоит потрудиться. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, пишут, что они ждут от урока.
Личностные умения: адекватное отношение к учебной деятельности; Регулятивныеумения: принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 3 минуты. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создание проблемной ситуации.
Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела в истории Древнего мира. Для того, чтобы определить тему, предлагаю выполнить задание. На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Македония, Апеннины. Я задаю вопросы, если на него ответили, то слово снимается. 1. Какое государство находится на Балканском полуострове? 2. Как называется государство, где правили фараоны? 3. Назовите город – полис, где слабых детей сбрасывали со скалы? 4. Где жил мудрец Конфуций? 5. В какой стране жил полководец, убивший друга, спасшего ему жизнь? Какое слово у нас осталось? Как вы думаете, что оно может означать? Отвечают на вопросы.
Греция
Египет
Спарта
В Китае
В Македонии
Апеннины
Выдвигают различные версии Личностные умения: вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика; Познавательные умения: ориентирование в заданиях с вопросами, нахождение ответов на вопросы, используя задания, полученные на уроках. Регулятивные умения: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; Коммуникативные умения: Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
3. Постановка учебной задачи - 4-5 минут. Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Представляется слайд , где показан Апеннинский полуостров и обучающихся прошу открыть историческую карту. -Рассмотрите внимательно карту. Какая версия правильна? В ходе работы с картой обучающимся задаются вопросы: -что такое полуостров? -на каком материке расположен Апеннинский полуостров? -в какой части Евразии находится Апеннинский полуостров? -какая страна расположена на Апеннинском полуострове? -найдите главный город Италии. Назовите тему урока. Определите вопросы можно рассмотреть, начиная знакомиться с новым государством
План урока: 1. Географическое положение Древнего Рима. 2. Особенности климата и основные занятия жителей Древнего Рим а. 3. Легенда об основании Рима. 4. Управление в Древнем Риме. Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке. Каков будет результат нашего урока?(Определите цель)
Предъявляю обучающимся текст с пропущенными словами . -Давайте попробуем вставить слова в текст о Древнем Риме. (Приложение 1) Получается? Отвечают на вопросы.
Часть суши, окружённая с трёх сторон водой
Италия
Рим
Древнейший Рим
Определяют вопросы, которые необходимо изучить
Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения
Называют источники информации: учебники, атласы, географические карты Формулируют конечный результат – сформировать представление о древнем городе-государстве Рим Ученики записывают в тетради число и тему урока.
Ученики пробуют вставить пропущенные слова в текст, испытывают затруднение. Приходят к выводу, чтобы справиться с заданием необходимо провести исследовательскую работу. Познавательные умения: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Регулятивныеумения: Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), планировать свою деятельность; Личностные умения: Самоопределение, смыслообразование; Коммуникативныеумения: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) - 15 минут. Поисково – исследовательский этап с представлением материала.
Выполняют задание по группам. Ответы учащихся. Находят нужную информацию в учебнике. Выполняют задание. Выступление каждой группы.
По ходу выступления групп учащиеся заполняют кластеры, задают уточняющие вопросы. После выступления оценивают работу группы, поднимая цветные карточки. «Красная» - 5 «зелёная» - 4 «синяя» - 3
Познавательные умения: Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений.
Регулятивные умения: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности; формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные умения: с достаточной полнотой и точностью выражать своимысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (парной) позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Личностные умения: самоопределение, смыслообразование. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Познавательные умения:умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений. Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Познавательные умения:умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений. Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Познавательные умения:Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей. Понимать концептуальный смысл текстов, высказываний в целом; формулировать главную мысль. Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
5. Первичное закрепление во внешней речи – 3минут. Задания на новый способ действия выполнены с комментирование во внешней речи.
Игра «ДА-НЕТ» (Учащиеся получают карточки с надписями «ДА» и «НЕТ»)
1. Древнейший Рим возник в 753 году до н.э. (да). 2. Основными занятиями населения были ремесло. (нет). 3. Потомки знатных жителей древнейшего Рима называли себя патрициями. (да). 4. В самом центре Италии, в нижнем течении реки Тибр, жили племена, которых называли – латины. (да). 5. Ромул первый царь Рима (да). 6. Переселенцы из других поселений, называли патрициями (нет)
Выполнение задания. Самооценка. Познавательные умения:умение устанавливать причинно-следственную связь, строить речевые высказывания в устной форме. Регулятивные умения:внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения с эталоном, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные умения:умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой - 4 минуты. Самостоятельное выполнение задания на новый способ действия с самопроверкой.
Решение теста с самопроверкой.
Выполнение теста с самопроверкой. Самооценка. Познавательные умения:Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей. Понимать концептуальный смысл текстов, высказываний в целом; формулировать главную мысль. Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение - 3 минуты. обобщить знания учащихся о Древнейшем Риме.
Задание. Отметьте признаки, характерные для Древнего Рима и запишите их в тетрадь, как «Чем отличались и были схожи природные условия, климат, управление Древней Греции от Древнего Рима»:
1. Территория Италии более пригодна для земледелия, климат мягкий, больше выпадает дождей; 2.Занятия жителей схожи в том, что и те и другие занимались земледелием, рыбным промыслом, обработкой металлов; 3. В управлении и в Греции и в Риме существовало Народное собрание, в работе которого принимали участие мужчины, только коренные жители.
Выполнение задания в тетради.
Самооценка. Познавательные умения: умения решать поставленную проблему, делать выводы и умозаключения, умение давать определения понятиям, выстраивать доказательства; Регулятивные умения: умение соотносить то, что известно с тем, что неизвестно; формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Вступать в диалог, а также участвовать в коллективномобсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты. Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности. - Ребята, а теперь пришло время ответить на поставленный в начале урока вопрос. В чем отличие Древнейшего Рима от Древней Греции? Самооценка (по эталону) - Тебе понравился урок? - Что нового ты узнали на этом уроке? - Где тебе пригодятся эти знания? - Ты доволен своим результатом? - Над чем тебе нужно еще поработать дома?
Записывают домашнее задание: - Параграф 44 читать отвечать на вопросы. Ответы учащихся на проблемный вопрос.
Самооценка знаний по эталону.
По заработанным кружочкам выставляют себе оценку. Если больше зеленых кружочков – 5. Если больше желтых – 4, больше красных – 3.
Познавательные умения:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные умения:формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества. Личностные умения: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные умения: определение ключевых понятий.
Загрузка
Страница 1 из 6 Разработка урока по теме «Древнейший Рим» (ФГОС) Кустов Александр Николаевич МБОУ СОШ № 4 г. Слюдянки Предмет: История. Класс 5. Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М «Просвещение» 2012. Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: мультимедийное оборудование, электронная историческая карта, смайлики, карточки с заданиями. Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира, расширять исторические знания учащихся, их кругозор, воспитывать познавательный интерес, коллективизм, развивать логическое мышление, воображение, память, речь, коммуникативные способности, навыки работы в группе. Задачи урока: - на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с возникновением государства Древний Рим; - на основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи; - развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива. Планируемые результаты: предметные: - воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы; - извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима; - показывать на карте географические объекты; метапредметные: - определять тему урока, цели; - выстраивать алгоритм своей работы; личностные: - развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний; - работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении; - анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива. Структура урока: 1. Мотивационно-целевой этап (5мин.). 2. Ориентировочный этап (5 мин.). 3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (15 мин.). 4. Физкультминутка (2 мин.). 5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.). 6. Домашнее задание (3 мин.). Страница 2 из 6 Ход урока: Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Мотивационно-целевой этап (5 мин.) 1. Организационный момент Добрый день! Проверяет, кто отсутствует. Выясняет, кто дежурные и всё ли они приготовили к уроку (рабочие тетради, смайлики) на каждой парте Приветствуют учителя 2. Актуализация знаний Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела в истории - Древнего мира. Для того чтобы определить тему, предлагаю выполнить задание. Я задаю вопросы, если на него ответили, то снимаем это слово. На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Македония, Апеннины Поднимая руку, отвечают на вопросы: 1) Какое государство находится на Балканском полуострове? 2) Как называлось государство, где правили фараоны? 3) Назовите город-полис, где слабых детей сбрасывали со скалы? 4) Где жил мудрец Конфуций? 5) В какой стране жил полководец, который убил своего друга, спасшего ему жизнь. Один из учащихся снимает угаданные слова у доски. 3. Мотивация У нас осталось слово - Апеннины. Как вы думаете, что может означать этот термин? Выдвижение различных версий Представляет первый слайд презентации, где показан Апеннинский полуостров. Задаёт вопросы, построенные на интеграции с географией Отвечают по ходу презентации на вопросы: 1) На каком материке расположен Апеннинский полуостров? 2) В какой части Евразии находится Апеннинский полуостров? 3) Что такое полуостров? По желанию вызывает к карте ученика и Определяет местоположение Апеннинского Страница 3 из 6 предлагает определить местоположение Апеннинского полуострова полуострова. Остальные работают с картами на страницах учебника Показывает второй слайд презентации и поясняет, что на Апеннинском полуострове расположена страна - Италия. Задаёт вопрос: Определите в какой часть Италии находится Рим? Хором отвечают, где находится север, юг, восток, запад. Определяют местоположение Рима Задаёт вопрос: Как думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь Показывает слайд презентации, где записана тема урока и изображена открытая дверь. Сегодня мы откроем дверь в новый неизведанный нами мир Древнего Рима. Ну что, начнём? 2. Ориентировочный этап (5 мин.) 1. Определение цели урока Предлагает выяснить, какие вопросы можно рассмотреть, если говорим о городе- государстве Рим Определяют вопросы, которые необходимо изучить По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, открывает на доске заранее написанный план урока Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке Называют источники информации: учебники, атласы, географические карты, презентация Каков будет результат нашего урока? Формулируют конечный результат – сформировать представление о древнем городе- государстве Рим 3. Поисково-исследовательский этап с представлением материала (15 мин.) Страница 4 из 6 1. Работа в группах по изучению нового материала Представляет слайды презентации, где даны пояснения, чем занимаются Этнографы, Географы, Мифологи, Политологи. Распределяет класс на группы: Этнографы, Географы, Мифологи, Политологи Разбиваются на группы согласно заранее приготовленным жетончикам Каждой группе даёт задание и проводит инструктаж по выполнению заданий: Этнографы - особенности климата и основные занятия жителей Древнего Рима. Географы – географическое положение Древнего Рима. Мифологи - знакомство с легендой об основании Древнего Рима. Политологи - управление в Древнем Риме. Выполняют работу в составе групп: Этнографы - прочитать текст на стр. 216-217, п.2. Ответить на вопросы. Географы - прочитать текст на стр. 214. Ответить на вопросы, используя карту. Мифологи - прочитать текст на стр. 214, п.1-2, документ на стр. 215. Подготовить сжатый пересказ, заполнить таблицу. Политологи - прочитать текст на стр. 218 п.3. Составить схему управления, выписать термины Корректирует работу групп. Предлагает группам представить изученный материал Выступление групп Представляет слайды презентации по ходу выступления групп и просит ответить на дополнительные вопросы, исходя из изученного материала Отвечают на вопросы Предлагает другим группам задавать уточняющие вопросы, если что-то не понятно Задают уточняющие вопросы После выступления каждой группы представляет слайды презентации с правильными ответами, просит оценить Поднимают смайлики, оценивая работы группы: зеленый – все отлично, Страница 5 из 6 выступление группы желтый – есть недочеты в выступлении, красный – не справились с заданием 4. Физкультминутка (2 мин.) Включает видеофизкультминутку Выполняют упражнения, которые демонстрируются с экрана 5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.) 1. Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы викторины После заданного вопроса оценивают свои ответы, поднимая смайлики: зеленый – знаю ответ; красный – не знаю ответ Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос Записывают в тетрадь: плюс - если ответ правильный, минус - если ответ не правильный Предлагает подвести итоги викторины Подводят итоги викторины: за 9 плюсов – 5 баллов, за 8 плюсов – 4 балла, за 5 плюсов – 3 балла 2. Рефлексия Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока? Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты 3. Оценка и самооценка урока Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке Оценивают результаты своей деятельности на уроке, поднимая смайлики: зеленый – я все усвоил, могу поделиться знаниями; желтый – было сложно, но с помощью записей смогу рассказать; красный – не все усвоил, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы Оценивает результаты работы класса, благодарит за участие в работе. Предлагает оценить результаты деятельности учителя Сдают смайлики дежурному по классу, если урок понравился, оставляют зеленый смайлик на парте Страница 6 из 6 6. Домашнее задание (3 мин.) Предлагает виды домашнего задания Записывают в дневник домашнее задание, определяя его по уровню своих знаний