Статья «Сравнительно сопоставительный анализ урока: Системно-деятельностного и традиционного»


Сравнительно – сопоставительный анализ этапов урока открытия нового знания системно – деятельностного и традиционного типов уроков
Этап урока Деятельностный Традиционный Сравнение
1 Мотивирование к учебной деятельности Организационный момент Деятельностный предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
В традиционном – учитель объявляет тему урока.
2 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Объяснение нового материала В деятельностном организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
В традиционном – учитель объясняет учащимся новую тему.
3 Выявление места затруднения В деятельностном учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
4 Построение проекта выхода из затруднения Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий
5 Реализация построенного проекта Осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Закрепление изученного материала В деятельностном учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.В традиционном – учитель показывает на примере решение задачи на новую тему.
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Самостоятельная работа В деятельностном осуществляется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
В традиционном – учащиеся пытаются самостоятельно решить подобную задачу, той, которую учитель показывал в качестве примера, а в случаях затруднения учитель помогает.8 Включение в систему знаний Обобщение изученного материала В деятельностном выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
В традиционном уроке на данном этапе проводится обобщение изученного материала.
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Итог урока В деятельностном фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении соотносятся её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
В традиционном – подводятся итоги урока: что нового изучили, выставление оценок.