Конспект урока по химии для 9 класса на тему Предмет органической химии



План конспект урока
Учебник Габриелян О.С. Химия Базовый уровень. 10 класс.
Тема урока: Предмет органической химии.
Цель: Рассмотреть предмет органической химии. Показать становление и развитие представлений о веществах на примере понятия
« органическое соединение»
Задачи:
Систематизировать знания о развитии органической химии.
Познакомить с классификацией органических соединений по происхождению.
Воспитывать интерес к предмету органическая химия

Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся. Учитель говорит о том, что необходимо иметь на уроках.
Учебник
Тетрадь для систематической работы в классе и дома.
Тетрадь для контрольных и практических работ.

3 Объяснение нового материала
Изучение нового раздела химии начинаем с объяснения термина «органическая химия» и предмета изучения органической химии. Рассказываем, что в этом учебном году предстоит изучать органическую химию. Учитель сообщает тему урока «Предмет органической химии». Учитель демонстрирует учащимся: 1) физические тела, содержащие: 1-я группа белки, жиры, углеводы, натуральный каучук; 2-я группа ацетатное и вискозное волокна, целлулоид, бездымный порох; 3-я группа синтетические каучуки, пластмассы, лекарственные препараты, стимуляторы роста, средства защиты растений.
Учитель рассказывает о истории развития органической химии.
В IX- X вв арабским алхимиком Абу-Бакр ар-Рази предложена классификация веществ по происхождению. Учитель записывает схему на доске.
Классификация веществ по происхождению ( IX-Xвв.)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Учитель рассказывает учащимся об учении, которое получило название «Витализм»
В конце XVIII начале XIX в. в науке господствовало учение витализм, сторонники которого утверждали, что все вещества живой природы могут образовываться только в живых организмах под действием особой «жизненной силы». Отсюда следовал ложный вывод о том, что получение (синтез) органических соединений из минеральных (неорганических) веществ вне живых организмов невозможен. Благодаря этому учению изучение строения и свойств растительных и животных веществ выделилось в отдельный раздел химии, который шведский химик Й. Я. Берцелиус назвал органической химией, а предмет его изучения органическими соединениями.Учитель дополняет схему на доске.
Классификация веществ по происхождению (XVII-XVIIIвв)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

В XIX в. ученым удалось осуществить синтез органических соединений из неорганических веществ вне живого организма, что привело к краху витализма. Учитель рассказывает об ученых, которые получили органические вещества из неорганических.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Классификация веществ по происхождению (XIXв.)
Учитель сообщает учащимся о многообразии органических соединений (в настоящее время их известно около 25 млн) и знакомит учащихся с их классификацией по происхождению, записывая на доске схему.
Классификация органических соединений по происхождению.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рассказывая о природных соединениях учитель демонстрирует их и изделия из них. С древних времен люди использовали органические соединения вещества растительного и животного происхождения. Эти соединения были необходимы в качестве пищи (белки, жиры, углеводы и вкусовые приправы), как материал для изготовления одежды и предметов быта (древесина, волокна льна и хлопка, натуральный каучук, ароматические вещества, яды, красители, лекарства и др.). Затем были открыты и изучены такие природные органические соединения, как витамины, ферменты, гормоны и др.Учитель формулирует понятие «природные органические соединения». Природные органические соединения это продукты жизнедеятельности живых организмов (бактерий, грибов, растений, животных).Учащиеся дополняют схему примерами, перечисляя природные соединения: белки, жиры, углеводы ( глюкоза, крахмал, целлюлоза), натуральный каучук, ферменты, гормоны, витамины. Далее учитель рассказывает об искусственных органических соединениях и материалах и демонстрируем их. Свойства природных органических соединений и материалов можно изменить, подвергая их химическому воздействию. Люди научились «исправлять» и изменять свойства таких веществ, как целлюлоза, натуральный каучук и др., с целью улучшения их практических свойств. Так были получены искусственные органические соединения. Больше всего искусственных веществ и материалов в настоящее время получено из целлюлозы. Это ацетатное и вискозное волокна, целлулоид, фото- и кинопленки, бездымный порох и др.
Учитель формулирует определение понятия «искусственные органические соединения». Искусственные органические соединения продукты химических модификаций природных органических соединений в соединения, которые не встречаются в природе. Учащиеся дополняют схему, перечисляя искусственные органические соединения: волокна (ацетатное и вискозное), пластмассы (целлулоид) и др. Рассказываем об искусственных органических соединениях и материалах, демонстрируем их. В повседневной жизни человек все чаще и чаще использует органические соединения и материалы, не созданные природой и не полученные на основе модификации природного органического сырья, а те, которые являются результатом работы химиков-органиков. Это пластмассы, синтетические волокна и каучу- ки, синтетические витамины и гормоны, лекарства и красители и многие другие вещества. Формулируем определение понятия «синтетические органические соединения».
Синтетические органические соединения это соединения, которые получают синтетическим путем, т. е. соединением более простых молекул в более сложные, не встречающиеся в природе. дополняют схему 4, перечисляя синтетические органические соединения: синтетические каучуки, пластмассы, лекарственные препараты, стимуляторы роста, средства защиты растений и др.Учитель обращает внимание учащихся на то, что, несмотря на огромное разнообразие, все органические соединения содержат углерод. Проводим демонстрационные опыты, доказывающие, что в состав органических соединений входит химический элемент углерод: обугливание древесины концентрированной серной кислотой и образование сажи при горении свечи. Учитель предлагаем вспомнить формулы и названия неорганических веществ, содержащих углерод. Обобщая рассмотренный материал, формулируем определение понятия «органическая химия». Органическая химия это химия соединений углерода (за исключением простейших: оксид углерода (II), или угарный газ, оксид углерода (IV), или углекислый газ, угольная кислота, соли угольной кислоты карбонаты и гидрокарбонаты). Отмечаем, что в состав большинства органических соединений кроме атомов углерода входят также атомы водорода. Эти два элемента образуют множество органических соединений, которые называют углеводородами. Формулируем определение понятия «углеводороды». Углеводороды это группа органических соединений, образованных углеродом и водородом. Рассказываем о том, что в состав органических соединений могут входить и другие элементы, например кислород, азот, хлор, сера и фосфор. Эти элементы называют органогенами, т. е. рождающими вещества живой природы. Большинство органических соединений можно рассматривать как производные углеводородов, следовательно:
органическая химия это химия углеводородов и их производных, т. е. продуктов, образующихся при замене атомов водорода другими атомами или группами атомов.
Затем учащиеся выполняют задание.
Даны формулы: ВаС03, СН4, С02, СН3ОН, Н2С03, НС1, С4Н10, СО, С6Н6, Na2C03, С2Н5СООН, С2Н2, NH3, KHC03, CH3NH2. Выпишите формулы органических соединений. Подчеркните формулы углеводородов.
Учитель задает вопрос: почему же природа положила в основу всего живого химический элемент углерод? Обобщаем ответы и делаем вывод
атомы углерода способны соединяться между собой, а также с атомами других элементов;
элементы углерод и водород образуют большое количество соединений углеводородов.
Учитель проводит беседу о круговороте углерода в природе, рисунок 5 в учебнике, по вопросам.
В каком виде встречается углерод в живой и неживой природе?
Как называют процесс, в результате которого в природе из неорганических веществ (углекислого газа и воды) образуется органическое соединение (глюкоза)?
Учащиеся записывают уравнение реакции фотосинтеза (стр 6)
Под влиянием каких природных факторов происходит круговорот углерода в природе?
Только ли природные факторы оказывают влияние на круговорот углерода в природе?
Какие антропогенные процессы связаны с круговоротом углерода в природе


4 Закрепление знаний
Учитель проводит беседу, в ходе которой выясняет особенности органических соединений по сравнению с неорганическими:
органических веществ насчитывается 25 млн, а неорганических около 500 тыс.
органические соединения образованы, как правило, за счет ковалентных связей, т. е. имеют молекулярное строение, а следовательно, обладают невысокими температурами плавления и кипения, термически неустойчивы;
большинство органических соединений горючи, при их горении образуется углекислый газ и вода.
Далее учитель показывает опыт горение этилового спирта и обнаружение в продуктах горения воды и углекислого газа.
Учитель еще раз обращает внимание на показанные объекты содержащие органические соединения которые распределены на три группы 1-я группа природные, 2-я группа искусственные, 3-я группа синтетические.
5 Домашнее задание

§ 1упр 3,5




























15