Разработка классного часа на тему Отчизны верные сыны…


Классный час на тему « Отчизны верные сыны. Казахские батыры».
Посвящен 550-летию образования Казахского ханства
Цели классного часа: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое настоящее и светлое будущее народов Казахстана;
Ход мероприятия:
Звучит музыка(кюй) на фоне которой учитель читает стихотворение на интерактивной доске фильм « Природа Казахстана».
Вы слышите, Слава героя гремитКак горный поток по весне. И девушкам снится бесстрашный джигит, Летящий на белом коне. Я много прошел тропинок и трасс, Немало увидел я стран, И вместо приветствия слышал не раз: Герой, Казахстан, Наурызбай ,Кобанбай! С. Муканов
- Сегодня ребята мы с приготовили необычный классный час, на котором вы ребята узнаете о великих батырах казахской степи .
Выход чтецов:
Первый :
В далекие-далекие времена, путешествуя по Великой степи, один немецкий путешественник был поражен от встречи с кочевниками-казахами. Он писал, что длительные, неторопливые переезды по степи, любование окружающей великолепной природой наложили отпечаток на людей, выковали у степняков философско-созерцательный характер. Это мирные люди, любящие спокойную размеренную жизнь, веселую шутку и острое слово. Но как только наступали тяжелые времена войны и враг подходил к границам степи, тут же скотовод превращался во всадника на коне: вооруженный копьем, луком и саблей, кочевник защищал свою землю, свой народ от многочисленных нашествий.
Постоянные перемещения с одного места на другое, практически никогда не прекращавшиеся набеги врагов, посягавших на родные степи, выработали у древних предков казахов – саков, гуннов и других – неприхотливость, веру в судьбу, решимость перед лицом надвигающейся опасности. Кочевники-казахи сами не нападали ради захвата чужих земель. В мирное время каждый занимался своим делом.
Второй:
Древние кочевники с молоком матери впитывали незыблемую истину: можно лишиться богатства, имущества, но никогда – ни пяди своей земли! Значит, защита Отечества пришла к нам от далеких предков, и охрана ее – святая святых всех живущих на этой земле. «В трудное время собраться для войны, выйти навстречу врагу или отправиться в далекий конный поход было для них первым делом, главным в жизни», – с восторгом писали о наших предках древние историки. Бывали случаи, когда после опустошительных войн и кровопролитных сражений в кочевых аулах оставались в живых одни старики и женщины, и тогда подростки, 12–13 летние мальчишки, становились во главе родов, брали в руки сабли и копья и защищали своих родных. Потому что уже с детства они знали, что такое – быть воином. Так как жизнь и благополучие в степи зависели от силы, выносливости, ловкости и смелости, от того, как растет и воспитывается молодое поколение, особое внимание уделялось привитию детям этих качеств с раннего детства. Молодежь и юных воинов обучали приемам выездки коней, умению обращаться с лошадью, изготовлению лошадиной упряжи, седел, уздечек, оружия для верхового воина. «Это было время поэтов и воинов. Это было время, когда конь был лучшим другом, а меч – кровным братом.
Третий:
Гунны, древние предки казахов, с детства привыкали к постоянным тренировкам, ведь от того, как ты владеешь саблей или копьем, зависела жизнь, причем не только твоя, а подчас всей семьи и всего племени. Поэтому дети кочевников рано начинали соревноваться в силе, ловкости, быстроте и смекалке. Гунны могли на полном скаку срубить лозу, низко наклоняясь к земле, собрать мелко рассыпанные предметы, легко перепрыгивали с одного бешено несущегося коня на другого. Гуннские стрелы, с жутким свистом прорезавшие воздух, наводили ужас на врагов. Они пробивали любые доспехи насквозь. Более поздние племена кочевников – саки «искуснейшие стрелки, не пускающие стрелы наугад». Вооружение саков состояло из лука, меча, панциря, боевой секиры и легкого щита. В легком бою они использовали короткие мечи – «акинаки» и копья, а для дальнего боя – прекрасные луки и стрелыУчитель:
Ребята вы узнали как в древние времена становились батырами. Казахская степь знает много имен великих батыров, которым посвящали песни, кюи, стихи: (выходят чтецы и на фоне музыки читают стихи о великих подвигах батыров).
Первый чтец:
Наурызбай
Скалой могучей высится батыр.
На поле брани он добудет мир,
Врагов своей отвагой покоряя.
Он десять тысяч приведет на пир –
Они душа и честь Наурызбая!
Кровавый пир устроил он врагам –
Они лежать остались здесь и там,
В долинах Шамалхана, Каскелена…
Батыра слава – долетела к нам,
Батыра имя – вечно и нетленно!
Второй чтец:
Богенбай батыр.
Страшись, Китай, Джунгария, калмык!
Батыр в бою сдаваться не привык.
Среди батыров доблестных прославлен
Наш Богенбай, и грозен его лик!
Он побеждал уменьем и умом,
Он от врагов очистил отчий дом.
Батыра Богенбая знают всюду-
Посол казахов, слыл он мудрецов!
Третий чтец:
Кабанбай батыр
Как ветер, что пыль из степи выдувая, летит.
Летит и несётся, преграды не зная,
Вот так же внезапно врага настигая,
Войска наставляя и учил Кабанбай.
Такого батыра земля не видала
И с ним никогда пораженья не знала.
Как лев он сражался!
Ничтожней шакала,
Джунгар, уползая, кричал: «Кабанбай!»
Он ужасом стал для вчерашних тиранов.
Он спас свою землю, в страданьях и ранах.
Во всех поединках не знал себе равных,
Могучий и храбрый батыр Кабанбай!
Учитель
Сегодня мы говорили о героях нашей Родине . Нам есть, кем гордиться.
Я счастлив тем, что в этом мире, Где зори не всегда светлы, Поются песни о батырах, Достойнейших вечной славы. Я восхищаться не устануИ молодыми, и седыми. Пускай подобных БатырхануВсе больше будет рядом с ним. И каждый пусть его восславитСейчас, сегодня, не потом. Нас время петь еще заставитВ прошедшем времени о нем.