Сценарий внеклассного мероприятия на тему Отчизны верные сыны (ко Дню Победы)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 с. КАНДРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ОТЧИЗНЫ ВЕРНЫЕ СЫНЫ
Подготовили: учителя истории
Бикмухаметова Н.М.,
Латыпова З.Р.
Кандры – 2011
Внеклассное мероприятие
«Отчизны верные сыны»
Цели:
1) расширить знания школьников о Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войнах;
2) развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; воспитывать чувство гордости за ее историю;
3) способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны; формировать сознание необходимости защищать Отечество.
I. Вступление (Звучит классическая музыка. На экране – слайды о Родине)
1-й ученик: Мал ещё, но рассудить я в силе,
И никто меня не упрекнёт –
Нет страны, прекраснее России!
Этот вывод знаю наперед!
Вырасту – поезжу я по миру.
И уверен, к берегам родным,
Будет тяга непреодолимой,
Хоть откуда – но вернусь я к ним!
Потому, что здесь мой дом и школа!
Дед, отец и все мои друзья,
Русская любимая Природа,
Речь Родная, здесь моя Семья!
2-й ученик: Потому, что Прадед мой по крови
За Россию нашу – в землю лёг!
Подвиг наших воинов – героев
Знаю – помнит не один народ!
От чумы коричневой всю Землю
Русские солдаты сберегли,
Не подвластен подвиг их забвенью,
Поклонюсь им в пояс до земли!
1-й ученик: «Псы» сейчас на Мать-Россию лают
Вместе с ней я эту боль приму.
Вырасту, окрепну, возмужаю
И тебе, Россия, помогу!
2-й ученик: Ты сейчас немного приболела,
Ничего, Россиюшка, крепись!
Как и прежде на меня надейся,
Не сдавайся, Матушка, - держись!
Встанешь ты – великой и могучей,
Расцветешь, как яблонька весной!
Для меня ты будешь самой лучшей!
Самой ненаглядной и Родной!
1-й ученик: С понятием Родина мы связываем самое дорогое, что может быть у человека – это родной дом, семья, друзья, любимые. Человек, оказавшийся в дали от всего этого, очень остро ощущает боль от разлуки. Тем более, если его окружают в этот момент – война, жестокость, смерть.
2-й ученик: Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели. Но одно у них было общее – сильная любовь к своей Родине.
II. Великая Отечественная война (Сценка выпускного бала (звучит Вальс) На экране – 1941 год. Голос Левитана. Звучит песня «Священная война»)
3-й ученик: Июнь… клонился к вечеру закат,
И теплой ночи разливалось море
И раздавался звонкий смех ребят
Не знающих, не ведающих горе.
Июнь… тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
4-й ученик: На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
5-й ученик: Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица-негодяя
Там пепел, смерть и нищета.
(На экране – Блокада Ленинграда. Звучит седьмая симфония Шостаковича)
6-й ученик: В первую очередь Гитлер планировал захватить Ленинград. Он бросил на город отборные части, вооруженные лучшей военной техникой. Гитлер рассчитывал взять его сходу.
7-й ученик: В сентябре 1941 года один из немецких вояк написал в своем дневнике: «Мы думали маршировать по улицам Ленинграда к 1 августа. Черта с два. Русские все более удивляют нас своим упорством. Похоронные команды делают кладбище за кладбищем для наших солдат и офицеров».
6-й ученик: 30 августа 1941 года была перерезана последняя железная дорога, связывающая Ленинград со страной. Образовалось кольцо сухопутной блокады Ленинграда. Постепенно иссякли продовольственные и материальные запасы города. Кончились запасы топлива, перестали работать электростанции.
7-й ученик: Прекратилась подача воды в дома и на предприятия. Остановился общественный транспорт.
6-й ученик: Зима 1941-1942 годов оказалась трудным, жестоким временем для ленинградцев.
3-й ученик: Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это было б ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не свои.
Только сердце внезапно сожмется, как ежик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Ведь на наших сердцах – Ленинград.
Бей, сердце! Стучи, несмотря на усталость.
Слышишь: город клянется, что враг не пройдет!
… сотый день догорает, как потом оказалось впереди еще восемьсот.
8-й ученик: Героизм ленинградцев проявился во время блокады и в том, что люди в нечеловеческих условиях, в смертельной опасности с готовностью, всегда добровольно, лишь бы позволили силы, шли на самые трудные работы. Молча, на разговоры не было сил, люди рыли траншеи, очищали город от снега, убирали трупы, молча стояли в очередях, молча ждали возможности опустить ведро в прорубь. Молча и решительно, молча и вдохновенно. Жители Ленинграда просто не думали о том, что совершают подвиг. Это было естественно, как дышать, так же естественно, но не всегда выполнимо, как есть. Поэтесса Ольга Бергольц писала: «Дыша одним дыханием с Ленинградом, я не геройствовала, а жила».
4-й ученик: Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.
Была судьба на всех одна.
Мы растеряли имена.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.
9-й ученик: 18 января 1943 года блокада была прорвана. В конце января 1944 года город был полностью освобожден от вражеской блокады. Мужество и стойкость советских воинов и населения слились в едином стремлении – отстоять родной город. Но среди населения было и не мало детей, которые наравне со взрослыми работали, сражались, помогали.
5-й ученик: Могли ли мальчики и девочки, юноши и девушки смириться с фашистской неволей? Нет. Могли ли они спокойно слушать чужую речь на родной земле, речь врага? Нет! Нет! Могли ли они согласиться носить на шее бирку с трехзначной цифрой и со словом «ОСТ»? Нет. Нет! Нет! Вглядитесь в эти лица юных защитников Родины! Они внесли свой немалый вклад в Победу! В годы Великой Отечественной войны тысячи юных патриотов помогали бороться с фашистами на фронте, в партизанских отрядах. Мы должны помнить их имена. И примеров тысячи:
6-й ученик: Зина Портнова – подпольщик. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага, добывала важные сведения о противнике.
9-й ученик: Валя Котик – юный партизан. Он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов.
5-й ученик: Марат Казей – партизан-разведчик. Добыл немало сведений о противнике. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнется, и взорвал себя вместе с врагами.
7-й ученик: Боря Цариков – выполняя задание партизан, взорвал фашистский эшелон. Уничтожил 70 танков.
8-й ученик: Леня Голиков – партизан-разведчик. Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награжден орденом Ленина. Орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».
3-й ученик: От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой...
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
7-й ученик: Нет в России семьи такой,
Где не памятен свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят…
Этот взгляд – словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.
5-й ученик: Помните! Через века, через года, – помните! О тех, кто уже не придет никогда, – помните!
6-й ученик: Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
8-й ученик: Хлебом и песней, Мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
7-й ученик: Люди! Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!
9-й ученик: Песню свою отправляя в полет,— помните! О тех, кто уже никогда не споет,— помните!
4-й ученик: Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
5-й ученик: Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя корабли,— о погибших помните!
3-й ученик: Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, – заклинаю, – помните!
III. Афганская война (Звучит «Аве Мария» Шуберта. На экране – Памятники солдатам)
10-й ученик: Эстафета мужества передается от поколения к поколению, потому-то в основе подвигов лежат священные для каждого Советского человека понятия: Родина, дружба, воинский долг.
11-й ученик: Для нас в одном ряду с теми, кто защищал Родину в годы Великой Отечественной войны, стоят воины-афганцы. Потому что это – герои, которые искренне верили, что выступают в интересах Родины, той, которой они доверяли, которую любили.
12-й ученик: 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение – ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря, в солнечный зимний день, начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа: БМП не удержалась на дороге и перевернулась, в окрестностях Кабула разбился самолет. Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!
13-й ученик: Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Поцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.
И отцы, махнув по рюмке «горькой»,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку:
«Ты, сынок, писать не позабудь».
14-й ученик: Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших пап и мам все меньше,
Все они уходят в мир иной…
А сынок в граните остается,
Остается вечно молодой.
15-й ученик: Война без потерь не бывает. Эта истина стара, как само слово война, и нова, как каждая новая война. Интернациональная помощь Афганскому народу растянулась на 10 лет и обернулась для нашей страны более 14,5 тыс. погибших солдат.
16-й ученик: Вместе со всеми сыновьями нашей Родины в афганской войне принимали участие 433 туймазинца, 36 из них – кандринцы. 11 из наших земляков погибли, оставив о себе светлую память.
На экране – список наших земляков, погибших на войне:
Сергей Сульдин Павел Кондратеня
Марат Мазитов Алексей Горюхин
Фануз Гареев Мунир Лутфуллин
Фарит Валеев Роберт Сайфутдинов
Тимергали Гарифуллин Ильдар Низамутдинов
Радик Рахимкулов
16-й ученик: Среди них и наши односельчане:
12-й ученик: Лутфуллин Мунир Самигуллович был прапорщиком, техником по хлебопечению. Погиб в Афганистане в сентябре 1982 года. Похоронен на мусульманском кладбище в Кандрах. Посмертно награжден орденом «Красной звезды». (На экране – фото Лутфуллина)
15-й ученик: 2 марта 1984 года в Афганистане в свои 30 лет погиб старший лейтенант Ильдар Ахуньянович Низамутдинов. Посмертно награжден орденом «Красной звезды». В августе 1988 года улица Коммунальная в селе Кандры переименована и носит имя Низамутдинова. (На экране – фото Низамутдинова)
13-й ученик: Рахимкулов Радик Раисович погиб в 1985 году. Посмертно награжден орденом «За заслуги». (На экране – фото Рахимкулова)
10-й ученик: Говорят, что смерть метит всегда в лучших. Может быть, и так. Да, только там, в Афганистане, где погибли наши ребята, были действительно лучшие из того поколения, которое мы привыкли называть мирным (На экране – общее фото)
14-й ученик: Когда к душе тоска подкатит и сердце бьется невпопад,
Когда из тучи снег повалит, в плечо вонзается приклад.
Он ранен был в Афганистане, контужен был в Таджикистане.
Друзей своих он не бросал в беде, что ждет его теперь в Чечне?
IV. Чеченская война (Звучит песня о Чеченской войне)
11-й ученик: Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 года началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Военные действия проходили с применением различных видов и способов боевых действий, шли с переменным успехом. Бандитские формирования систематически проводили террористические и диверсионные акции: Буденовск, Первомайское, Кизляр, устраивали массовый захват заложников, зверски глумились над пленными.
16-й ученик: Официально в России война именовалась «мерами по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике» и преследовала цель «разоружение незаконных вооруженных формирований». Российские политики и военные рассчитывали, что боевые действия не продлятся больше двух недель. Министр обороны еще накануне вторжения в Чечню заявил, что Грозный мог быть взят за два часа одним воздушно-десантным полком. Однако федеральные войска встретили ожесточенное сопротивление и сразу же понесли большие потери.
11-й ученик: 66 наших земляков были участниками Чеченской войны; трое из них не вернулись.
-й ученик: Филиппов Виталлий Вячеславович – старший разведчик. Погиб, защищая город Грозный 6 августа 1995 года. Ему было всего 19 лет. Награжден Орденом Мужества (на экране фото).
17-й ученик: Мухамедьяров Рамиль Раисович, рядовой контрактной службы. Погиб 23 декабря 1999 года (на экране фото).
16-й ученик: Давлетов Радик Фаритович погиб 1 июля 2004 года, выполняя боевую задачу (на экране фото).
15-й ученик: О, сколько было подвигов на свете,
Они уже в преданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
И будут повторять из уст в уста,
И в каждом этом подвиге незрима
Своя и глубина, и высота,
И красота своя неповторима.
Но из всего того, о чем мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.
17-й ученик: Для нас все погибшие останутся всегда юными, молодыми, сильными. Но многим ребятам видимо судьбой было уготовано пройти Афганистан и Чечню. Страна радостно встречала своих героев. Вот имена некоторых воинов – героев, наших земляков, с честью выполнивших свой интернациональный долг и вернувшихся домой. (На экране – фото военнослужащих)
– Кашапов Гизар Хамзиевич был призван в ряды Советской Армии в декабре 1984 года. С 1985 по 1986 год проходил военную службу в Афганистане в городе Джелалабад. Награжден медалью «70-летия Вооруженных Сил СССР», медалью «Воину-интернационалисту от благодарного Афганского народа», а также медалью «20 лет со дня вывода советских войск из Афганистана».
– Батыров призван на службу в ряды Советской Армии в мае 1986 года. С ноября 1986 года служил в городе Калайнау в Афганистане. Награжден медалями «За боевые заслуги», медалью «Воину-интернационалисту от благодарного Афганского народа», знаками «Отличник Пограничных Войск» 1 и 2 степени», «Отличник Советской Армии».
– Сабитов Райхан Раисович призван в ряды Советской Армии в марте 1983 года. В 1985 году был направлен в Афганистан. Проходил службу в танковом полку шиндантского гарнизона старшим водителем скорой помощи. Награжден медалью «Воину-интернационалисту от благодарного Афганского народа».
– Сираев Ильдар Ялялетдинович призван в ряды Советской Армии в сентябре 1983 года. В декабре был отправлен в самую южную провинцию Афганистана – Кандагар. Награждён «Нагрудным знаком гвардии», медалью «70 лет Вооружённых Сил СССР», медалью «Воину – интернационалисту от благодарного афганского народа», знаком «Отличник милиции». В настоящее время работает в полку ДПС в звании лейтенанта полиции.
– Рафиков Риль Рифович призван в ряды Советской Армии в 1987 году. В январе 1988 года был направлен в Афганистан. Проходил службу в роте связи 177 Невельской мотострелковой дивизии в качестве телефониста. Награжден медалью «За отвагу», медалью «Воину – интернационалисту от благодарного афганского народа»
– Муллашев Нияз Раисович проходил службу в Афганистане с 1986 по 1988 год сначала в Кабуле в батальоне охраны аэродрома, а затем контролировал трассу Джалалабад – Кабул. В настоящее время является председателем Совета «Саланг», а также инструктором Школы выживания «21 век», где молодые ребята получают духовное, психологическое, патриотическое воспитание.
– Шаяпов Забир Федорович призван в ряды Советской Армии в 1976 году. Прослужив 16 месяцев в Краснознаменном Прибалтийском пограничном округе, вместе с Московским пограничным отрядом попадает в Афганистан. Проходил службу командиром отделения комуллятивных гранатометов в Мотоманевренной группе. Награжден медалью «За отвагу», медалью «Воину – интернационалисту от благодарного афганского народа», медалью «70-летия Вооруженных Сил СССР».
– Байгузин Салават Музагитович с мая по июль 1995 года и с июня по октябрь 1996 года принимал участие в боях по разоружению незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике. Награжден ведомственными наградами. В мае 2005 года награжден медалью «За отличие в охране общественного порядка». В данный момент работает в органах МВД.
– Ахмадуллин Азамат призван в ряды Вооруженных сил ВДВ в июне 1995 года. В марте 1996 года направлен в Чечню. При выполнении задания был контужен и в ноябре 1996 года демобилизован. Награжден Орденом «За мужество». Сегодня проживает в селе Кандры.
– Юсупов Расуль Яхиевич призван на военную службу в декабре 1994 года. Принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики в период с июня по ноябрь 1996 года. Награжден знаками «За службу на Кавказе», Почетной Грамотой командования полка. Демобилизован в звании гвардии сержанта.
– Каримов Филюс Табрисович проходил военную службу с 2000 по 2002 год. После учебки был отправлен на границу Грузия – Чечня. Службу проходил в звании сержанта развед-десантной роты. Выполнил 5 боевых прыжков. Награжден нагрудным знаком «За службу на Кавказе», медалью «Участник боевых действий»
16-й ученик: Это лишь малая часть наших земляков, с честью выполнивших свой долг.
V. О матерях солдат
11-й ученик: Народная мудрость гласит: «Не купишь ни за какие деньги, не одолжишь, не возьмешь напрокат человека, который бы любил тебя, волновался за тебя, оберегал и молился, был готов отдать за тебя жизнь так, как Мама». Самый близкий и дорогой для каждого из нас человек, наша Мама. Наверное, поэтому от воинов-интернационалистов довольно часто можно было услышать, что им приходилось трудно, но их трудности несравнимы с теми, которые выпали на долю их матерей.
10-й ученик:И это действительно так. Матери провожали своих сыновей в армию. Они не знали, где будет проходить служба совсем юных, еще не окрепших мальчишек, но почему-то по щекам катились слезы и шептались как молитва слова: «До свидания, родные. Возвращайтесь живыми». А стриженные мальчишки храбрились на перронах вокзала, хрипло пели под гитару и уходили на войну… и писали письма.
(Звучит песня «Здравствуй, мама»)
17-й ученик: Матери воинов – интернационалистов – это женщины разной судьбы… но схожи они своей беззаветной и преданной любовью, любовью к своим детям. И это чувство сильнее даже самой жизни. Мы все в неоплатном долгу перед ними.
-й ученик: Дорога за окнами стынет, и снова все дни напролёт
Ты ждёшь возвращенья сына и веришь: он скоро придёт.
13-й ученик: Вот-вот распахнётся калитка, войдёт он в родительский дом
С такою знакомой улыбкой в сиянии глаз голубых.
17-й ученик: Посмотрит спокойно и прямо в осеннем мерцании дня
И скажет: «Встречай меня, мама, ну, как ты живёшь без меня?»
-й ученик: Но только пустынна дорога, и в шуме холодных ветров
Не слышно за старым порогом знакомых сыновних шагов.
-й ученик: И только глухими ночами встречается он на пути –
Проходит короткими снами, чтоб снова наутро уйти.
-й ученик: Дорога за окнами стынет, и снова все дни напролёт
Ты ждёшь возвращения сына и веришь: он скоро придёт.

16-й ученик: Война, война… кому-то очень больно,
А кто-то ищет новых благ и чин…
Друзья мои, всех убиенных в войнах
Припомним и минуту помолчим.
17-й ученик: Прошу всех встать. В честь всех погибших объявляется минута молчания.
Минута молчания
17-й ученик: Прошу всех сесть.
17-й ученик: И сегодня наши мальчишки, в том числе выпускники нашей школы, продолжают эстафету Мужества, охраняют мир на нашей земле. (На экране – фото сегодняшних солдат)
– Халилов Фидан окончил Военную Академию РВСН им. Петра Великого. Сегодня служит в ЗАТО «Светлый» в Саратовской области.
– Антонов Евгений окончил в 1999 году Военно-инженерно-технический университет.
– Ахметшин Ильгам в 2010 году закончил Военно-медицинскую академию им. Кирова.
– Ахметшин Эльдар в 2009 году завершил свое обучение в Военно-инженерно-техническом университете.
– Миловидов Никита обучается в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации на кафедре Военной психологии.
– Лопан Николай в настоящее время учится в Военной академии Связи им. Буденного
– Хайруллин Артур в настоящее время проходит срочную службу при Федеральной службе безопасности РФ в городе Уфе
– Галимов Фарит сегодня служит на Гвардейском ракетном крейсере «Москва» в Севастополе
– Ибатуллин Марсель в настоящее время проходит службу в городе Аксай Ростовской области, в 175 бригаде связи
– Васильев Владислав проходит службу в инженерных войсках в Московской области
– Лобанов Артем в настоящее время также проходит военную службу в Московской области
– Буров Денис сегодня проходит срочную службу в Тюменской области
– Гилязов Альберт в декабре 2010 года уволен с военной службы. Проходил ее в городе Коломна Московской области.
13-й ученик: За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.
Благодарим, солдаты, вас.
За жизнь!
За детство!
За весну!
За тишину!
За мирный дом!
Все вместе: За мир, в котором мы живем!
Звучит песня «Тучи в голубом» в исполнении ученицы 11 класса Хасановой Лианы
10-й ученик: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Желаем вам и вашим близким крепкого здоровья, счастья и благополучия. Пусть вашу жизнь всегда освещает великая слава побед российской армии, сила и мощь русского оружия, любовь и преданность своей Отчизне. Спасибо всем за внимание!
Учащиеся дарят гостям цветы