О героях былых времен…


Технологическая карта урока истории в 9 классе
Тема урока «О героях былых времён» (посвящается Героям Великой Отечественной войны и 70-летию Победы)
Цель урока: расширить знания учащихся о Героях Великой Отечественной войны.
Задачи урока:
Образовательные:
- характеристика знаменитых Героев Великой Отечественной войны: полководцев, солдат, летчиков, женщин, детей, партизанов и героев подполья;
- составление словесного портрета Героя;
- раскрытие исторического значения Победы над фашизмом;
- закрепление знаний об уроженце Красноармейского района – Герое Советского Союза В.В.Васильеве
Развивающие:
- развитие умения составлять тематическую мультимедийную презентацию;
- формирование навыков публичных выступлений, защиты собственного мнения учащихся;
- совершенствование коммуникативных умений оучащихся.
Воспитательные: патриотическое воспитание, формирование гражданского сознания учащихся.Тип урока: урок Победы - изучение нового материала
Вид урока: проблемно-диалогический урок
Материалы и оборудование: проектор, компьютер, презентация учителя «О героях былых времен», презентации учащихся «Полководцы Великой Отечественной войны», «Летчики - Герои Великой Отечественной войны», «Женщины-Герои Великой Отечественной войны», «Солдаты-Герои Великой Отечественной войны», «Герои подполья», «Дети - Герои Великой Отечественной войны», «В.В.Васильев – Герой Советского Союза», видео «Дети – Герои Советского Союза», стендовый материал «Герои Великой Отечественной войны», раздаточный материал «Портрет Героя»; стихотворения о войне и Героях.
Опережающее задание: 7 ученикам (возможно по 2 чел.) приготовить тематические презентации о Героях Великой Отечественной войны (по 5-6 слайдов), 6 ученикам - выучить тематические стихотворения о Героях и о войне.
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия учеников Презентация
Создание проблемной ситуации
4-5 мин. - Добрый день. Приближается самый важный для нашей страны праздник. Какой же?
- Да, это День Победы. Давайте посмотрим фрагмент известного вам фильма о войне. (Видео финальной песни из фильма «Офицеры»)
- А кто знает название данного фильма?
- Правильно.
- А теперь попробуйте угадать тему нашего сегодняшнего урока, вспомнив слова песни из фильма.
- Ребята, давайте прочитаем высказывание знаменитого полководца В.И.Чуйкова о героях: «Герой тот, кто умно и храбро умер, приблизив час победы. Но дважды герой тот,
кто сумел победить врага и остался жив». - Какое противоречие вы заметили в данном высказывании? - День Победы
- Фильм «Офицеры».
- «Герои Великой Отечественной войны».
- Герой - тот, кто погиб в честь Родины. Но также Герой и тот, кто победил и остался жив. Слайд 1
Слайд 2
Формулирование проблемы мин.
2 мин. - Какой же будет проблема нашего урока? На какой вопрос мы должны сегодня ответить?
- Что мы должны сделать, чтобы ответить на наши вопросы?
- Какие у вас возникли гипотезы по ответу на данный вопрос? - Кто же такой Герой?
- Изучить подвиги знаменитых Героев Великой Отечественной войны
Возможные гипотезы: Герой – тот, кто
- совершил подвиг;
- храбро сражается;
- умирает за Родину;
- спасает других людей, животных, природу;
- победил врагов;
- выжил и вернулся живым домой с войны и др. Актуализация знаний
5 мин. - Великая Отечественная... Что бы сейчас ни говорили, ни писали, время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины, продолжавшуюся 1418 дней и ночей.
-Каковы же причины победы СССР в Великой Отечественной войне?
-
- Страну охватил патриотический подъём. Героическое сопротивление наступающему противнику приобрело массовый характер. В истории сохранились сотни имён советских воинов, которые в тяжелейших условиях первых месяцев войны проявили невиданную стойкость и мужество.
- Мы порой задаем себе вопрос: откуда у них брались богатырские силы, чтобы выстоять и победить? Разве может человек быть прочнее камня и металла? Почему они совершали подвиги, что ими двигало?
- Давайте прочитаем радиообращение У. Черчилля 22 июня 1941 года: «Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома; их матери и жены молятся - о да, потому что в такое время все молятся о сохранении своих любимых, о возвращении кормильца, покровителя и защитника». Что он хотел сказать?
- Мы должны знать и помнить, что на достижение единой цели – разгром врага, были направлены все силы и мысли - высокое мастерство военачальников, величайшее мужество солдат, офицеров, самоотверженность всего народа. Стихотворение ученика:
Все солнечной дышит весною,
И яблони в белых цветах.
Москва салютует героям,
Страну, защитившим в боях.
И гул орудийных раскатов
Колышет вверху облака...
Жива ваша память, солдаты,
Бессмертна она на века!
(Александр Балонский, участник боев на Малой земле. Девятое мая)Называют причины победы СССР в Великой Отечественной войне:
- мужество и героизм солдат и офицеров
- патриотизм, любовь к Родине
- талант полководцев
- поддержка тыла
- партизанское движение
- участие всех народов СССР и др.
- Они не думали о том, что совершают подвиг. Они сражались за свою Родину и умирали за свою семью.
- Русские люди охраняют свою родную землю, дома, семьи, поэтому они сильны. Слайд 3
Слайд 4
Поиск решения
23 мин. - Итак, сегодня свой урок мы посвятим Героям Великой Отечественной войны.
- Военный лётчик Александр Голованов писал: «Обладая даром предвидения, он почти всегда безошибочно разгадывал намерения противника, упреждал их и, как правило, выходил победителем». Про кого это высказывание?
- А если точнее, то эти слова посвящены великому советскому полководцу К.К.Рокоссовскому.
- Какова роль полководцев на войне?
- Творцом победы в Великой Отечественной войне являлся советский народ. Но для реализации его усилий на полях сражений требовался высокий уровень военного искусства, который поддерживался полководческим талантом военачальников.
Давайте узнаем про знаменитых полководцев Великой Отечественной войны.
- Ребята, я надеюсь, вы запомнили имена полководцев и поняли их роль в Победе.

- О каких Героях сейчас пойдет речь?
- Героизм проявляли и офицеры, и рядовые солдаты. Всего 11 506 чел. удостоены звания Героя Советского Союза.
- О Героях - солдатах нам расскажет …
- О каких Героях говорится в стихотворении?
- Одними из первых вступили в войну и дали бой немецким захватчикам советские лётчики. 2420 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 65 героев отмечены этим званием дважды и два человека трижды награждены медалью «Золотая Звезда».
- О самых знаменитых лётчиках нам расскажет…
- Весь народ помогал одержать победу. Как и во времена Отечественной войны 1812 года, на всей территории, захваченной фашистами, действовали партизанские отряды и подпольщики. Какую роль они сыграли?
- За помощь партизанам фашисты расстреливали женщин, стариков и детей, сжигали целые деревни. 248 партизан и подпольщиков удостоены звания Героя Советского Союза. Давайте послушаем про самых известных Героев подполья и партизанов.
- Война тяжелым грузом легла на плечи всего Советского Союза. Это было дело не только отважных мужчин, но и хрупких женщин, которые отправлялись на фронт и били врага. 95 женщин и девушек удостоились звания Героев Советского Союза.
- Что же заставило женщин пойти на войну?
- Давайте узнаем о подвигах женщин и девушек в годы войны.
- Итак, мы видим, что среди женщин – Героев есть и уроженка Чувашии – летчица Парфенова Зоя Ивановна. Давайте запомним это имя. А про знаменитого снайпера Людмилу Павличенко недавно вышел фильм «Битва за Севастополь», кто еще не успел увидеть, посмотрите по первому каналу 9 мая.
- Война унесла жизни миллионов людей. Почтим минутой молчания память о погибших (звучит метроном).
- Война не щадит никого. Особенно страшно за детей, которые тоже оказались её участниками. Дети воевали вместе со взрослыми, совершали подвиги, становились героями, погибали. Они были вашими ровесниками. Кто-то постарше кто-то одногодки. Их жизнь, их подвиг, их человеческие качества всегда будут для нас примером. 5 детей удостоены звания Героя Советского Союза.
- Что заставляло детей пойти на войну?
- Давайте послушаем про подвиги детей в годы войны.
- Смогли бы вы, если это будет необходимо, как эти дети, пойти на войну? Почему?
- Будем надеяться, что детям больше никогда не придётся идти на войну и погибать. Пусть у вас будет счастливое детство.
- Писатель А.Н.Толстой писал: «У нас всех, на каком из ста пятидесяти языков народов мы ни говорили, где бы ни стоял наш родной дом - на опоганенном немцами, залитом кровью и слезами берегу Днепра или у мирно журчащего арыка роскошной Ферганской долины, в суровой сибирской тайге или у благодатного южного моря, - равно для всех нас одно отечество... источник всей жизни нашей, наша несокрушимая крепость.» Что имел в виду автор?
- В годы войны плечом к плечу сражались представители разных народов и показывали примеры героизма. Свой вклад в победу внесли и чуваши. 65 наших земляков удостоены звания Героя Советского Союза.
- Среди Героев Советского Союза есть и наш земляк. Как его зовут?
- О подвиге нашего земляка нам расскажет… - Про полководцев.
- Руководство войсками, разработка стратегических планов, боевая и моральная подготовка солдат и др.
Сообщение и презентация учеников «Полководцы Великой Отечественной войны» (Г.Жуков, К.Рокоссовский, И.Конев, А.Малиновский, А.Еременко,А.Василевский)
Стихотворение ученика:
За Веру, за Отечество, за ДружбуИ за святую к Родине любовьНесёт он службу и в жару и в стужуИ вместо павших встаёт он вновь – Солдат России, солдат России,В твоих прожилках святая кровь,Солдат России, гранит РоссииВо славу павшим поднялся вновь.
(В.Вин. Солдат России)- О солдатах-Героях.
Сообщение и презентация учеников «Солдаты-Герои Великой Отечественной войны» (А.Матросов, В.Зайцев, Я.Павлов, А.Белов, И.Любушкин)
Стихотворение ученика:
Нет, мы окопов не копалиИ по-пластунски не ползли,А мы в войну с тобой летали,Ведь мы - рабочие войны.Нелегкий путь на долю выпалНам на дороге фронтовой.В смертельный бой
с врагом вступалиМы между небом и землей.
(Н.А.Филатов. Другу военных лет)- О лётчиках.
Сообщение и презентация учеников «Летчики-Герои Великой Отечественной войны» (И.Кожедуб, А.Покрышкин, Г.Речкалов, Н.Гулаев, В.Попков, А.Маресьев)
- Партизаны убивали карателей и полицаев, разрушали мосты, пускали под откос поезда с вооружением и гитлеровскими солдатами.
Сообщение и презентация учеников «Герои подполья и партизаны» (С.Ковпак, А.Федоров, Н.Кузнецов, организация «Молодая гвардия», М.Девятаев)
Стихотворение ученика:
Да! У ВОЙНЫ – не женское лицо,
Её глазницы – не глаза Мадонны…
Не молоком, а злобой и свинцом
Она свои питает батальоны.
Да! У Войны не женское лицо
Но захлебнувшись кровью и слезами,
Терновым коронована венцом
Глядит ПОБЕДА женскими глазами.
(У войны не женское лицо. Автор неизвестен)- Желание защитить свои семьи, детей, близких, любовь к Родине.
Сообщение и презентация учеников «Женщины - Герои Великой Отечественной войны» (З.Космодемьянская, И.Левченко, Д.Дъяченко, Л.Павличенко, Е.Руднева, уроженка Чувашии летчица Парфенова Зоя Ивановна)
Дети стоя чтят память погибших.
Стихотворение ученика:
И горели лица их отвагой.
И глаза светились их огнём.
Прибавлялись годы на бумаге.
Детям были пули нипочём.
Трудные задачи выполняя,
Шли они в разведку, рвались в бой,
Бой вели, наград не ожидая.
Был любой мальчишечка герой!
(И горели лица их отвагой)
- Любовь к Родине. Желание помочь взрослым быстрее победить ненавистного врага, внести свою роль в Победу.
Сообщение и презентация учеников «Дети - Герои Великой Отечественной войны» (В.Котик, З.Портнова, Л.Голиков, М.Казей, В.Щербачевич)
Возможные ответы детей:
- смогли бы, ведь надо защищать свою Родину, семью, близких;
- наверное, нет, страшно умирать;
- не уверен, не знаю и др.
- Все народы нашей многонациональной страны сплотились для борьбы с врагом.
– Владимир Васильевич Васильев
Сообщение и презентация учеников «В.В.Васильев – наш земляк - Герой Великой Отечественной войны» Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Применение нового знания.
Вывод – примерное решение учебной проблемы
4 мин. - Ребята, мы с вами сегодня познакомились со многими героями Великой Отечественной войны. А теперь вернемся к проблеме нашего урока. Давайте попробуем составить словесный портрет Героя. Кто он? Какой он?
- Перед вами изображения Звезды Героя. Напишите на лучах звезды 5 черт Героя.
- А бывают ли герои в мирное время? Кто они?
- Какой ответ на главный вопрос урока мы теперь сможем дать: «Кто же такой Герой?»
- Итак, ребята мы дали ответы на наши вопросы о Героях. А вы со мной согласитесь, если я скажу, что каждого, кто был на войне, кто погиб или вернулся живым, можно назвать Героем?
- Все дальше и дальше уносит нас время от грозных событий Великой Отечественной войны. Прошло 70 лет со дня великой Победы. Всё меньше рядом с нами людей, прошедших Великую Отечественную войну. Что мы с вами можем сделать для Героев войны?
- Память о тех, кто выстоял в ней, победил смерть, будет жива всегда. Она передается из поколения в поколение, от отцов - к сыновьям и дочерям, от дедов - к внукам. Но мы помним их. Мы благодарны им за нашу свободу, за их великий подвиг. Давайте будем чтить память героев Великой войны.
- Как сказал великий полководец К.К.Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим».
- Нам есть кого помнить и кем гордиться. Хотелось бы, что вы могли уверенно сказать: «Никто не забыт, и ничто не забыто. Я помню! Я горжусь!»
- Молодцы ребята, спасибо всем за активное участие в обсуждении сегодняшней темы. А теперь, пора выставлять оценки за проделанную работу. Поставьте, пожалуйста, себе оценки сами за вашу работу, будьте объективны.
Оценки выставляются в журнал и дневники. Ученики заполняют на листе А4 лучи Звезды Героя, называя черты Героя… Затем свои работы прикрепляют к доске, называя свои ответы: храбрый, смелый, мужественный, патриотичный, любящий Родину, жертвующий собой, бесстрашны и др.
- Да, бывают. Подвиги во имя спасения людей во время стихийных бедствий, пожаров и др. Могут быть Герои труда.
Примерные ответы детей:
- Тот, кто спасает людей в беде.
- Кто совершает подвиги во имя Родины.
- Кто побеждает врага.
- Кто рискуя жизнью, спасает других и др.
- Да. Все, кто погиб на войне или вернулся живым, Герои. Ведь они защищали Родину, внесли свой вклад в великую Победу над страшным врагом.
- Помогать ветеранам войны и труда, оказывать им внимание, не забывать их, окружить заботой, чтить и помнить погибших.
Стихотворение ученика:
Помните! Через века, через года, - помните! О тех, кто уже не придет никогда, - помните! Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, 
Жизнью просторной. Каждой секундой,
Каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, - помните! 
Какою ценой завоевано счастье, - Пожалуйста, помните!Детям своим расскажите о них, Чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной земли помните! Мечту пронесите через года И жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет никогда,
- Заклинаем, - помните!
(Роберт Рождественский. Отрывок из поэмы "РЕКВИЕМ")Ученики оценивают себя. Слайды 13, 14
Слайд 15
Слайд 16
Домашнее задание
1 мин. - Сегодня на уроке мы узнали о Героях нашего Отечества. А знаете ли вы, как война коснулась ваших семей?
- Ребята, вам домашнее задание: составить презентацию или написать сочинение «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
- Завершая наш урок, хочу всех поздравить с наступающим праздником Великой Победы.
И давайте все вместе споём главную песню России «День Победы»
Звучит песня «День Победы» Возможные ответы детей:
- знаем, воевал прадед, прабабушка работал в тылу
- не знаем
- немного слышали и др.
Все вместе стоя поют песню «День Победы» Слайд 17