Конспект урока по русскому языку «Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глаголы. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы»


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(ФГКОУ НСВУ МВД России)
Цикл гуманитарных и математических дисциплин
Учебный предмет: Русский язык
Преподаватель: Вартабедьян В.Б.
Урок № 42
Тема урока: «Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глаголы. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы»
Цели урока:
1) обобщить и систематизировать изученные ранее сведения о глаголе как части речи в рамках подготовки к ЕГЭ;
2) развивать умение определять грамматические признаки глагола, синтаксическую роль в предложении, совершенствовать орфографические навыки;
3) воспитывать бережное отношение к языку.
Тип урока: комбинированный.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
2016-2017 учебный год
Ход урока
Движение и его выражение – глагол –
является основой языка.
А.Н.Толстой


I.Организационный момент.II. Постановка учебной задачи.
«Движение и его выражение – глагол – является основой языка». Эти слова Алексея Толстого мне хотелось бы взять эпиграфом к нашему уроку, ведь речь сегодня пойдет о глаголе, его морфологических признаках, роли в создании текстов.Записываем число и тему урока, эпиграф.– Скажите, не кажется ли вам это утверждение слишком категоричным? Обоснуйте свою точку зрения. (Ответы учащихся.)Итак, мы будем вести основательный разговор об одной из основ языка – о глаголе.Кстати, может ли текст состоять только из глаголов, связанных служебными частями речи?Да, и вот каким может быть внутренний монолог учителя после того, как он задает классу вопрос: «Притихли. Молчат. Думают или не решаются сказать? Верю, что знают. Жду».Очень приятно видеть ваши улыбки. Попробуйте выразить сейчас свое состояние, используя только глаголы и служебные слова. (Ответы учащихся.)Тексты, с которыми нам предстоит работать, – стихотворения поэтов XIX и XX веков. Вы уже знаете, что есть темы вечные для русской литературы, темы сквозные. Порой кажется, что поэты XX века подхватывают и продолжают мысли поэтов века XIX. И когда ты слышишь этот разговор столетий, кажется, что прикасаешься к вечности.Послушайте, это – Лермонтов.(Учитель читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Есть речи – значенье...». У учащихся тексты на столах.)Есть речи – значеньеТемно иль ничтожно.Но им без волненьяВнимать невозможно.
Как полны их звукиБезумством желанья!В них слезы разлуки,В них трепет свиданья.
Не встретит ответаСредь шума мирскогоИз пламя и светаРожденное слово;
Но в храме, средь бояИ где я ни буду,Услышав, его яУзнаю повсюду.
Не кончив молитвы,На звук тот отвечу,И брошусь из битвыЕму я навстречу.
– Обратите внимание на 1-ю строку. В каком значении употреблено слово речи? Есть речи – значенье... (В значении ‘слова’.)– В чем же особенность таинственных слов?(Без волненья внимать невозможно; в них все – и слезы, и трепет свиданья.)– Очевидно, поэтическое ощущение того, что такие речи, такие слова существуют, было и у Зинаиды Гиппиус, поэтессы Серебряного века. О ее творчестве мы будем говорить с вами в 11-м классе, но мне хотелось, чтобы вы и сейчас вслушались в удивительную мелодию ее строк.(Учитель читает стихотворение З.Гиппиус «Есть речи...».)
Есть речи...
У каждого свои волшебные слова.Они как будто ничего не значат.Но встретятся, скользнут, мелькнут едва –И сердце засмеется и заплачет.
Я повторять их не люблю; я берегуИх от себя, нарочно забывая.Они мне встретятся на новом берегу:Они написаны на двери Рая.
– Вы смогли услышать, как перекликаются эти стихотворения?В каком значении употреблено поэтом слово речи?В чем особенность волшебных слов?(Они как будто ничего не значат, но в них – все, что заставляет сердце смеяться и плакать.)
1. Анализ текста.

- Какую проблему затрагивает в этих строках поэт 20 века?
(Культуры речи, человеческого общения)
- Актуальна ли она сегодня?
(Да. Русский язык сегодня, как никогда, нуждается в защите от засилия его жаргонизмами, обилием иностранных слов, нарушениями орфоэпических норм литературного языка.
- Какова основная мысль этих строк?
(Общение зависит от культуры каждого человека)
- Вы можете согласиться с мнением автора? К чему это обязывает?
(Каждый человек при общении с другими людьми должен следить за своей речью, осторожно обращаться со словом, потому что, следуя высказыванию Шефнера, Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести).- Слова какой части речи помогли автору донести до нас основную мысль – задумку автора? Сколько их в 4 строчках? (Глаголы. Их 6)
III. Основной этап урока. Закрепление и углубление знаний по теме урока.
1. Групповая работа.
- В советах психотерапевта М.Е. Литвака из рубрики «Этикетный ликбез» отыщите предложение, синонимичное стихотворному тексту З. Гиппиус.
(Ответственность за результат общения бери на себя: не меня обманули, а я дал себя обмануть; не меня спровоцировали, а я позволил себя спровоцировать; не меня разозлили, а я разозлился).
- Пусть эти слова станут вашим жизненным путеводителем, и тогда проблем в общении вы избежите. Помните Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Слова какой части речи преобладают в этом предложении? (Глаголы)
-А что такое глагол? Можете ли вы согласиться с утверждением Алексея Толстого о том, что «движение и его выражение – глагол - является основой языка»? СЛАЙД 3
2. Индивидуальная деятельность обучающихся.
1. Коллективное поэтапное оформление информационного листа о глаголе.
(Действие, вид, спряжение, возвратность, время, наклонение, число, лицо, переходность, род)
2. Составление кластера. Работа по вариантам: 1 вариант – кластер «Постоянные признаки глагола»; 2 вариант – «Непостоянные глагольные признаки».
- В какой форме стоят выписанные из словаря глаголы?
- Что можно определить у глагола начальной формы? Определите вид глаголов. К чему приведёт неверное определение вида? Проведите исследование.
3. Лингвистическое исследование. Работа в парах.
Проспрягайте глаголы: 1 вариант – проверять
2 вариант – проверить.
Ответьте на поставленный перед исследованием вопрос.
Давайте повторим, что мы уже знаем о глаголе. На листочках составьте модель глагола : дайте определение, запишите морфологические признаки и синтаксическую роль.(5 минут).
-А теперь примените свои знания на практике. Разделите глаголы на две группы.
Улыбается, моет, моется, купает, купается, учится, смотрит, хохочет, отвечает, веселится, смотрится.- Что у вас получилось
Вопросы: Почему вы так разделили глаголы?
Как мы определяем возвратность?
Переходными или непереходными чаще всего бывают возвратные глаголы?
2.Закрепление пройденной темы.
А)Образуйте новые слова:
От глагола заносить взять приставку, от глагола гадать – корень, добавить суффикс -ыва-, от глагола леплю – окончание (за-гад-ыва-ю).
От глагола облететь взять приставку, от существительного радость-корень, добавить суффикс -ова-, написать окончание неопределенной формы глагола (об-рад-ова-ть).
Б) Постановка проблемного вопроса: почему в первом глаголе мы пишем суффикс -ыва-, а во втором -ова-?
В) Повторим правило.
Г)По данному образцу образуйте глаголы от существительных и напишите:
(на доске)
Ночь – ночую – ночевать.
Экзамен –экзаменую -экзаменовать
Чувство –чувствую - чувствовать
Формула –формулирую -формулировать
Доказательство –доказываю - доказывать
д)Фразеологическая минутка
Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.( в парах)
Держать нос по ветру
Не выноси сор из избы
Разделать под орех
Жар загребать чужими руками
– не раскр..вай тайны
– раскритик..вать – приспосабл..ваться к обстоятельствам
– польз..ваться результатами чужого труда
б) синтаксическая роль инфинитива в предложении (совместно с учителем) (слайд 11):
1.Ум нужно тренировать.
2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.
3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.
4.Я спешил скорее видеть вас.
5.Жить-родине служить.
6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.
в) правописание безударных личных окончаний глагола (индивидуальная работа по карточкам), взаимопроверка (слайд 12-14):
I. 1. Он выль...т, ма...тся, крас…т, бре...тся, чу...т, вытерп...т, разве...т, стел...т, зре...т, наверт...т, надо...т, держ...тся, заво...т, вымет...т, затрат...т, выкол...т, застел...т, стел...тся, разве...т, обступ...т, окуп...тся, се...т, задерж...тся, напо...т, гоня...т, прогон...т, удержива...т, удво...т, стерп...т, вытесн...т, прикле...тся, высид...т птенцов; (ты) выпад...шь, рассе...шь, разве...шь.
2. Обре...т, завис...т, мел...т, зижд...тся, стел...т, выздорове...т, обессиле...т, крикн...т, гон...т, брезж...т, вытр...т, ненавид...т.
3. Они дыш...т, вид...т, кле...т, брезж...т, стел...т, выйд...т, стукн...т, опротиве...т, обид...т, бор...тся, держ...тся, обескрове...т, опостыле...т.
II. 1. Если война продлится, агрессор обезлюд...т всю страну. 2. Скоро наша деревня совсем обезлюде...т. 3. Потеря крови обессил...ла бойца. 4. От потери крови он обессил...л. 5. Крикн...те погромче, она плохо слыш...т. 6. Если вы крикн...те, она проснется. 7. Вытр...те ноги, мы помыли пол. 8. А не вытр...те ног, мы вас выгон...м.
IV. Повторение сложных случаев согласования подлежа
Итог урока. Рефлексия.
– Какую цель мы поставили в начале урока?
–Достигли мы цели?
–Какой вид заданий для вас был самым продуктивным при повторении такой объемной темы?
-Что для вас было самым трудным при повторении данной темы?
Подведение итогов урока.
Итак, на этом уроке мы начали с вами повторение одной из самых больших тем по морфологии, вызывающей затруднения при выполнении заданий ЕГЭ. Темы. Следующий урок я построю на основе повторения тех правил правописания глаголов и КИМам, выполнение которых у вас вызывают затруднения.
Д./З. Повт. правописание глаголов. Индивид.: Тихонов -упр. 252 (учебник Гольц.); Исаева – Упр.169 доделать, упр.170 (учебник Розент.).
Использованная литература
(На основе использованной литературы и с учётом способностей классаучитель формирует задания для Листа контроля)
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е издание. – М.: «Русское слово», 2008.
Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. – М., 2006.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. – М., 2006
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М, Русский язык Учебник для 10-11 классов – 7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001.
Львова С.И. Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. – М., 2007
Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. – М,: ВАКО, 2010
Рабочие программы по русскому языку: 10-11 классы /Сост. М.М. Баронова. – М.: ВАКО, 2011
Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка (В 3-х частях) – 6-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006
Розенталь Д.Э. Русский язык. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999.
Электронный тренажер «Фраза».
4. Выборочное письмо по памяти.
Вспомните стихотворение Н.А. Некрасова «Памяти Добролюбова», выпишите только глаголы.
- Сколько всего глаголов вы выписали? Проверим.
(Раздаю карточки с этими глаголами.Был, умел, учил, умирать, отвергал, хранил, не дал, любил, отдал, покорял, готовил, ударил, упало, угас, перестало, минули, улеглись, вознёсся, плачь, гордись, стоишь, не рождала, не брала, не посылала б, заглохла б.)- Пронумеруйте глаголы на карточке. Какие виды классификации глаголов вы можете предложить? Что является основанием для классификации? (Морфологические признаки).
5. Классификация глаголов (записываем цифрами):
Вид: совершенный - № 3,6,8,….
несовершенный - № 1,2, ….
V. Итог урока.
Слово учителя. Урок заканчивается, а мы так и не записали его тему. Сформулируйте её, пожалуйста, и запишите на пропущенной строке.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Познакомьтесь со словами ещё одного поэта 20 века. СЛАЙД 4.

Послушайте!Ведь если звёзды зажигают –Значит – это кому-нибудь нужно?Значит – кто-то хочет, чтобы они были?В. Маяковский
VI. Домашнее задание.
- Какую цель, по-вашему, преследовала я, используя строки из стихотворения Владимира Маяковского в конце урока? Я прошу вас дома ответить В.В. Маяковскому?