Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола («Поговорим о начальной форме глагола»)


Тема: Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола («Поговорим о начальной форме глагола»)
Цели:
Распознавать глагол среди других частей речи, характеризовать морфологические признаки, находить заданную форму в тексте. Ставить глагол в неопределённую форму, выполнять для этого необходимую последовательность действий.
Развивать познавательную деятельность учащихся, умение ставить вопросы и находить ответы, умение анализировать свою деятельность.
Воспитывать правильное отношение к читательской деятельности
Планируемые результаты:
Предметные умения:
Распознавать глагол среди других частей речи, характеризовать морфологические признаки, находить заданную форму в тексте. Ставить глагол в неопределённую форму, выполнять для этого необходимую последовательность действий.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные УУД: Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к учебному материалу. Развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД: 1. Понимать информацию, представленную в словесной и модельной форме, использовать её для решения практических задач; понимать и применять разные способы фиксации информации. Осознавать и использовать общий способ действия для решения конкретных задач.
2. Осуществлять коллективные целенаправленные наблюдения, анализ, делать умозаключения, выводы; проводить сравнение, группировку, преобразования, вести рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; находить примеры различных явлений в текстеРегулятивные УУД: – Понимать и принимать учебную задачу. Планировать (в коллективной деятельности) общий способ действия для решения конкретной языковой задачи, понимать
его фиксацию в схематичной форме; на основе модели словесно воспроизводить способ действия и практически выполнять его; использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как выполненных действий, так и результата.
Коммуникативные УУД: Участвовать в совместной деятельности, в том числе поисковой; высказывать свою точку зрения, слушать собеседников. Строить короткие сообщения. Передавать приобретённую информацию с другим, учить ею пользоваться.
Ход урока:
I.Самоопределение к деятельности
Что вы мечтаете делать, когда вырастете?
Строить, растить и учить,
Верить, надеяться, жить.
Плавать, нырять и летать,
Плакать, любить, побеждать ...
Многое предстоит испытать
Тем, кто умеет мечтать.
- Что вы заметили в этом стихотворении? (В нем много глаголов.)
Какая часть речи чаще других встретилась в стихотворении?
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
-Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
-Как изменяется глагол?
-Прочитайте подчеркнутый глагол. На какой вопрос отвечает? Определите время и число.
Прочитайте глагол выделенный курсивом. На какой вопрос отвечает? Определите время и число.(нельзя определить)
-Что это за глагол, у которого нельзя определить время и число?
III.Постановка задачи и цели урока
- Кто догадался, какова тема нашего урока? (мы продолжаем говорить о глаголе)
-Какую цель поставим перед собой? Чему должны научиться?
IV. Работа над новым материалом.
-Где мы можем узнать ответ на наш вопрос?
1.Знакомство с правилом на странице учебника ( с.101)
– Что нового узнали о начальной форме глагола?
– На какие вопросы отвечает?
– Почему ее так назвали?
-Неопределённая форма глагола – инфинитив (лат. – неопределённый).
2. .Сказка об Инфинитиве. Самостоятельная работа с текстом.
В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.
– Почему вы живёте здесь один?
– Во-первых, у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец –
Инфинитив – звучит занятно, –
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его, по-видимому, нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…
Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари…
(В. Агафонова)
-Что нового узнали?
– Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы?
V. Физминутка-А теперь немного отдохнём. Если услышите глаголы в неопределённой форме   покажите действие .
(Плавать, прыгать, идём, чистить, вязать, спать, бежать, кружиться, напишу, улыбаться, хлопать)VI. Закрепление.
1. -Что объединяет все эти слова?
- По какому признаку можно разделить слова на 2 группы?
Запишите в два столбика.
Гудеть, загудеть, бежать, прибежать, читать, прочитать, сшить, шить, учить, выучить, нарисовать, срисовать, рисовать.2.Игра« Найди четвертый лишний»(устно)
1) рассказать, гулять, придумать, изобрести
2) ) думать, понимать, читать, подсказать
3.. Комментированное письмо по алгоритму
Образуйте от данных глаголов неопределенную форму
-Как будете действовать? Составьте алгоритм. (Сначала задать вопрос к глаголу, затем изменить по вопросу неопределенной формы).
Чёрный – чернеть, мороз – морозить, обед – обедать, пошёл – пойти, стрижка - стричь
VII. Закрепление.
Самостоятельная работа в парах
Данные словосочетания замените глаголами в неопределённой форме.
Оказывать помощь;
Очищать пол от сора;
Вести наблюдения;
Давать совет;
Покрываться цветами;
Принимать решение.
Самостоятельная работа по группам.
– Замените фразеологизмы близким по значению глаголом в неопределенной форме.
Повесить голову (загрустить).
Дать по шапке (прогнать).
Класть зубы на полку (голодать).
Гладить по головке .
Зарубить на носу (запомнить).
Бить баклуши (бездельничать).
Самостоятельная работа.
Тест «Неопределённая форма глагола»
На какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме?
Что делал? Что сделал?
Что делает? Что делают?
Что делать? Что сделать?
Какого времени глагол неопределённой формы?
Прошедшего времени
Будущего времени
Настоящего времени
Время не определяется
Найти глагол в неопределённой форме.
рисую
тушить
смеялся
На что оканчивается глагол в неопределённой форме?
– ешь, - ишь– ете, - ите– ть, - тиПроверка в парах (объяснение)
VII. Итог урока
Подведём итоги.
-Какая тема урока у нас сегодня была?
-Какую мы ставили перед собой задачу?
-Удалось ли нам её решить? Давайте проверим. 
- Используя алгоритм, рассказать о глаголах неопределённой формы.

- Что нового узнали на уроке?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Как еще называют глаголы неопределенной формы? (инфинитив)
- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)
Какую особенность имеет инфинитив? (ть, ти, чь )IX. Рефлексия.