Курсовая работа Сопоставительный анализ учебников литературы для 10 класса


Работу выполнили:
Группа №1
Городецкая В.И.
Пархоменко О.В.
Калиниченко Е.Н.
Голяшкина И.В.
Сопоставительный анализ учебников литературы для 10 класса
1.Выходные данные учебника.
УМК Авторы Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Русская Литература XIX ВЕКА
10 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений
Базовый и профильный уровень
В 2-х частях
Часть 2
Под редакцией В.И.КоровинаДопущено Министерством образования и науки РФ
6-е издание, переработанное
М. «Просвещение» 2006
УМК «Литература. 10-11 класс» (для профильного и базового уровня) Зинина С.А., Сахарова В.А., Чалмаева В.А.
В.И.СахаровС.И.ЗининЛ И Т Е Р А Т У Р А 10 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений
В 2-х частях
Часть I
5-е издание
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
(экспертиза РАН и РАО 2007 г.)
М «Русское слово» 2008
2. Структура учебника, состав художественных текстов.
Учебники знакомят учащихся с «Золотым веком» русской литературы
Под редакцией В.И.КоровинаВ основе учебника лежит историко-литературный принцип: предметом изучения выступает литературный процесс в целом, изменение словесно-художественных форм, творчество крупнейших писателей и подробный анализ отдельных произведений. В соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта и примерной программой (10 класс)
В.И.СахаровС.И.ЗининИсторико-литературный принцип
Учебник знакомит учащихся с «Золотым веком» русской литературы, рассматриваемой как высокое гуманистическое единство. Книга имеет двухуровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и профильном уровнях.

.
Структура названных учебников во многом схожа:
Структура УМК Под редакцией В.И.КоровинаОбзорные и монографические темы
Вопросы и задания
Основные теоретические материалы
Тематика сочинений
Тематика рефератов
Тематика исследовательских работ (рассширяет возможности форм работы)
Рекомендуемая литература
Структура учебника В.И.Сахарова и С.И.ЗининаОбзорные и монографические главы
Вопросы и задания
Основные понятия
Темы сочинения
Доклады и рефераты
Шрифтовые выделения дополнительных материалов
Рекомендуемая литература
Иллюстрация и иллюстрированные блоки
но в учебнике В.И.Сахорова и С.И.Зинина «Шрифтовые выделения дополнительных материалов» - это текст внутри разделов, предназначенный для углубления знаний по предмету. Так в разделе о жизни и творчестве И.С.Тургенева представлен дополнительный материал, углубляющий представление об этапах творческого развития художника
«Маркированный» текст может быть использован учителем разнообразно: и в качестве материала для дополнительного чтения, и как основа для подготовки индивидуальных сообщений учащихся, и как материал для выборочного конспектирования и составления рабочих схем. Таким образом, основной текст учебника «работает» на учеников различного уровня подготовки и характера творческих способностей, давая старшекласснику возможность изучать русскую литературу как сложное, многообразное явление, постигаемое и в его множественных проявлениях, и в его неразрывной целостности
«Иллюстрация и иллюстрированные блоки» представлены портретами и иллюстрациями к произведениям , а в «тургеневской» теме изображения предметов и интерьеров, являвшихся неотъемлемой частью дворянского быта, репродукции картин классической живописи вводят десятиклассников в исторический и культурный контекст эпохи
Структура и содержание учебников соответствует программе
В.И.Сахаров С.И.ЗининПрограмма курса литературы для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) авторов Зинина С.А., Чалмаева В.А. «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый и профильный уровни)».
Под редакцией В.И.Коровина «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2006г.),
3. Научность содержания.
Представленные учебники литературы соответствуют требованиям программы: достаточно теоретических сведений и практических упражнений
Формирование теоретико-литературной грамотности учащихся осуществляется различными способами
закрепление специальной терминологии, ранее усвоенной учащимися, в разборе конкретных произведений;
разъяснение важнейших теоретико-литературных понятий в рамках статьи учебника
вынесение круга новейших литературоведческих понятий в отдельный раздел в конце учебника (11 кл.).
Конкретные разделы курса представлены тем или иным кругом теоретико-литературных понятий, вторичной актуализации и закреплению которых способствует рубрикам , помещенная в конце каждой монографической или обзорной статьи
«Основные понятия» ( В.И.Сахаров и С.И.Зинин) стр.254
или
«Основные теоретические материалы» (В.И.Коровин)
Стр.192
Научные понятия введены корректно , соблюдена общепринятая терминология.
4. Доступность содержания
Учебный материал излагается доступно, понятно, что позволяет работать учащимся с учебником самостоятельно, прослеживается дифференцированный подход в заданиях и в учебнике Под редакцией В.И.Коровина и в учебнике В.И.Сахарова и С.И.Зинина,
но учебная статья, включающая биографические сведения, необходимые для создания целостного образа художника, а также анализ произведений шире и подробней в уч-ке В.И.Сахарова и С.И.Зинина. Что больше соответствует профильному уровню.

5. Практическая направленность.
Вопросы и задания соответствуют требованиям программы.
Но очень существенные различия
В.И.КоровинВопросы репродуктивного, проблемного, исследовательского характера.
В главе о Тургеневе 8 из 12вопросов относится к роману «Отцы и дети» ,поэтому большАя часть учебной статьи, посвященной творчеству и деятельности писателя, остается не востребованной для контроля
-Как понимает Тургенев проблему преемственности поколений?
В.И.Сахаров и С.И.Зинин
Количество вопросов меньше (10), но вопросы состоят из нескольких подвопросов:
первая часть – репродуктивный, вторая и третья проблемные, требующие не только обращение к тексту художественного произведения, но и к оценке самого автора:
-Что объединяет и что отличает старших Кирсановых? Закономерна ли судьба каждого из братьев в финале романа? Как вы понимаете авторский тезис «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса»?
вопросы, затрагивающие категории поэтики рассматриваемого автора
-Как в «Отцах и детях» реализуется авторский принцип
«тайной психологии»? *
задания, основанные на межтекстовом сопоставлении литературного материала в рамках творчества отдельного писателя
-Как в «Записках охотника» представлены «поэзия» и «проза» русской жизни, многообразие типов людей из народа? Выделите приемы словесной пластики Тургенева в рассказе «Хорь и Калиныч» и «Певцы». В чем проявляется лиризм ренней тургеневской прозы?
Учебная статья дает возможность построения полилога. Вопросы для обсуждения содержатся и в тексте статьи
-Подумайте над вопросами: К каким средствам прибегает Тургенев, рисуя фигуры Ситникова и Кукшиной? Как проявляет себя Базаров в обществе подобных людей?
Эти задания дополняют и детализируют проблематику основной статьи. Важность такой работы очевидна – активизируются аналитические способности учеников.Достаточно последовательно реализуется принцип «учись учиться» в заданиях для самостоятельной работы. (Рубрика «Самостоятельный анализ текста»). Для облегчения работы учащемуся предлагаются исходные тезисы или проблемные вопросы (стр.249)
6. Учебно-методический и справочный аппарат.
Основу методического аппарата учебника составляет организация самостоятельного анализа произведения: пошаговый, по аналогии с уже освоенной на примере другого произведения моделью, сопоставительный анализ.
В условиях современного подхода к уроку литературы опора на самостоятельное понимание текста имеет очень важное значение. Во-первых, это необходимо для формирования умения самостоятельного принятия ответственных решений в любых ситуациях выбора, с которыми предстоит столкнуться выпускнику школы. Во-вторых, для учителя литературы приоритетной является задача формирования умения учащегося понимать авторскую позицию, что и является основой воспитания компетентного читателя. В- третьих, научить понимать любой текст - важнейшая задача школьного обучения, так как без этого общеучебного навыка невозможно овладеть новой информацией. В целом структурно-содержательные особенности учебника В.И. Сахарова и С.А. Зинина помогают учителю оптимизировать процесс образования реализовать разноуровневый подход в обучении. Организовать текущий и итоговый контроль знаний по предмету помогают перечни тем сочинений различного уровня сложности, докладов и рефератов. Вариативность реализуется предоставлением права выбора каждому ученику формы контроля знаний. Причем, темы, в основном, проблемного характера. Некоторые из них можно рекомендовать в качестве исследовательской работы по предмету.
Дифференцированные задания (знак * проф.уровня) есть и в учебнике под редакцией В.И. Коровина
вопросы
*Чем обусловлен духовный кризис Тургенева середины 1860-х годов?;
* « Тематика рефератов»
Та же рубрика в учебнике В.И. Сахарова и С.А. Зинина рассматривается как
базовая часть , но основу составляют темы проблемного характера, раскрытие которых требует серьезного погружения в поэтику автора, знания необходимого объема литературного материала, умения рассматривать конкретное произведение или персонаж в заданном контексте. Преобладание в перечне тем повышенного уровня сложности формирует некую «планку» требований к усвоению литературного материала, мобилизует учащихся на этапе накопления наблюдений над текстом и подготовки к итоговой работе по конкретной теме курса.
Подводя итог, можно отметить, что , на основе рассмотренного раздела о И.С.Тургеневе, в названных учебниках присутствует направленность учебного материала на развитие литературно-творческих умений и творческих способностей ученика, на формирование навыков и потребностей самообразования, но ориентация на углубление и дополнение знаний по той или иной теме, проблеме лучше отражена в учебнике В.И. Сахарова и С.А. Зинина .
.