Обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий


«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности: опыт и перспективы»
«Здоровье необходимо. Это базис счастья…
Добыть здоровье проще, чем счастье…
Если нельзя вырастить ребенка,
чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать
его высокий уровень здоровья вполне возможно».
(академик, хирург Н.М.Амосов)
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века. Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.41), здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Формирование культуры здоровья и обучение навыкам здорового образа жизни выступает главной задачей по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. По данным научно-исследовательского института педиатрии Российской Федерации: 14% детей практически здоровы; 50% имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями. Появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей в масштабе страны, региона, города и отдельно взятого общеобразовательного учреждения.
Это заставляет школу кардинально менять свой вектор развития: она должна обеспечить изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем, вовлечь детей в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы они научились принимать решения и помогать друг другу, выражать собственные мысли.
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №11 находится в городе Волгодонске Ростовской области и является частью социальной системы. Его жизнедеятельность в значительной мере обусловлена воздействиями окружающей среды; он сам активно на нее влияет, то есть выступает как система адаптивная и одновременно адаптирующая.
Престиж здорового образа жизни в лицее очень высок. Соответствие участка, здания, планировки, площади помещений, современного дизайна, микроклимата, светового режима, отделки, оборудования учебных и неучебных помещений, организации горячего питания способствует хорошему настроению, высокой работоспособности, психогигиегническому комфорту. Эстетически оформлен интерьер лицея, в котором гармонично переплетены здоровьесберегающие аспекты и местный колорит. В рекреациях и классных комнатах подобраны цветочные композиции, оказывающие терапевтический эффект. Учитывается динамика умственной работоспособности при организации учебного труда и отдыха, выборе режима обучения, составлении недельного расписания. В учебном процессе используются здоровьесберегающие педагогические технологии, которые способствуют минимизации стрессовых воздействий на обучающихся.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.05.2011 №436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на модернизацию региональных систем общего образования», протокола заседания Координационного совета по отбору общеобразовательных учреждений, участвующих в пилотном проекте по здоровьесбережению в образовательных учреждениях Ростовской области в 2013 году МОУ лицей №11 стал пилотной областной площадкой по реализации данного проекта в Ростовской области.
В рамках проекта по здоровьесбережению, в лицее был установлен аппаратно-программный комплекс диагностического назначения «АРМИС», который способствует выявлению нарушений в сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной, слуховой и центральной нервной системах, оценке психофизиологического состояния ребенка. «АРМИС» - это уникальная возможность выявления отклонений в здоровье ребенка, формирования рекомендаций в необходимости более глубокого обследования у конкретных врачей специалистов.
Все направления работы по внедрению здоровьсберегающего проекта, осуществляются в соответствии с программой организации здоровьесберегающей деятельности лицея, с учетом методических рекомендаций по системе ПМЗСД (педагогический мониторинг здоровьесберегающей деятельности).
В целях реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 175, во исполнение приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 13.03.2012 № 190 «Об организации работы по формированию сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития», приказа управления образования от 27.03.14 №206 «Об утверждении плана мероприятий по формированию сети базовых образовательных учреждений в 2014 году», МОУ лицей №11 стал базовым образовательным учреждением, в котором  должны быть созданы условия, обеспечивающие совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.
В рамках реализации плана мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на первом этапе первоочередные задачи были направлены на создание материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа инвалидов, их пребывания и обучения в образовательной организации (обеспечение архитектурной доступности); оснащение лицея специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В рамках организационных мероприятий  была создана рабочая группа по решению вопросов формирования доступной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов, прошла утверждение  проектно-сметная документация,  в декабре 2014 года были проведены строительные работы: оборудованы пандус, комнаты для размещения специального оборудования, сенсорная комната, лестница крыльца оборудована поручнями. Обустроены туалеты для инвалидов, поручни по всему периметру коридора.
Приобретено специальное коррекционное и реабилитационное оборудование в кабинет психолога: сенсорная тропа для ног, ковер «Звездное небо», большая светозвуковая панель «Бесконечность», пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь», световой стол для рисования песком, тактильная панель с музыкальными инструментами, прибор динамической заливки света «Плазма», индивидуальное оборудование для слабовидящих и слабослышащих.
 Установлено программное обеспечение для изучения географии, физики, специализированное программное обеспечение для пользователей с ограниченным зрением, программное обеспечение экранного увеличения, мобильный комплекс для слабослышащих учащихся, портативный цифровой увеличитель, устройство проведения презентаций.
В рамках реализации программы организации здоровьесберегающей деятельности лицея, педагогический коллектив активно внедряет и использует в учебном процессе здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению физического и психологического здоровья обучающихся, формированию ответственного отношения детей и подростков к своему здоровью.
Работа лицея направлена, прежде всего, на природосообразность, обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность. Здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс активно реализуется с 2001 года через комплексно-целевую программу «Здоровье».
Цель программы: создание условий для единого здоровьесберегающего пространства, формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении стремления к ведению здорового образа жизни.
Основные задачи программы:
Внесение изменений и корректив в нормативно-правовую базу лицея, разработка новых локальных актов.
Проведение мониторинга физической подготовленности и уровня здоровья, внедрение в учебно-воспитательный процесс адаптивного физического воспитания с целью ранней коррекции здоровья учащихся.
Внедрение эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков, повышение интереса к занятиям физической культуры и спортом.
Демонстрация целесообразного и гармоничного использования ИКТ через проведение школьных конкурсов медиаресурсов.
Формирование банка медиаресурсов и разработка методических рекомендаций по их использованию в образовательном процессе.
Координирование действий лицея, семьи, общественности в формировании здорового образа жизни.
Повышение уровня творческого потенциала учителя учащихся и родителей через организацию проектной деятельности в вопросах культуры здоровья.
Обеспечение материально-пространственной средой для организации воспитательно-оздоровительной деятельности.
В рамках реализации комплексно-целевой программы «Здоровье» педагогами нашего лицея особое внимание уделяется использованию здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Рассмотрим, как на практике применение данных технологий влияет на эффективность учебного процесса в начальной школе.
Организационно - педагогические технологии (ОПТ)
Пути реализации данных технологий в начальной школы различны. Это могут быть: физкультурные паузы и динамические перемены, организация здоровьесберегающей среды классной комнаты, составление рационального школьного расписания, а также динамические уроки.
Младшие школьники работают на уроке сидя и наклонившись, что плохо отражается на дыхании. Оно становится поверхностным и неполным, что влечёт следующие последствия: ожирение, впалость груди, отдышку, нарушения в системе кровообращения. Чередование дыхательной гимнастики с выполнением учебных заданий на уроке предупреждает указанные выше заболевания и деформации тела. Дыхательные упражнения достаточно включать в учебный процесс 3-4 раза в неделю.
Упражнения на дыхание можно выполнять сидя или стоя. Рекомендуется – стоя. Младшим школьникам следует пояснить, что вдох производится через нос, а выдох через полуоткрытый рот. Дышать нужно ритмично, равномерно, без мышечного напряжения. Дыхательную гимнастику предпочтительней проводить на уроках изучения нового материала перед непосредственно постановкой учебной задачи. После таких упражнений улучшается кровообращение, а следовательно, и снабжение клеток головного мозга кислородом, что влияет на степень восприятия учебного материала (приложение№1)
Важным организационно-педагогическим условием является периодическая смена положения тела учащихся в течение урока. Каждый урок имеет определённую структуру, в которой можно выделить несколько этапов. Периодическая смена местоположения учителя и доски по отношению к обучающимся предполагает использование некоторых приёмов.
Например, приём «полного оборота» учащихся можно применить, повесив таблицу или учебную картину на задней стенке класса. И тогда, в нужный момент, учитель проходит к задней стене класса и просит детей обернуться. Далее несколько минут, знакомясь с новым материалом, дети будут вынуждены находиться в позе полуоборота, пока учитель проведет беседу. Польза от такого приёма очевидна: поворот туловища – снимает напряжение в мышцах и повышает внимание, а удаление предметов от глаз детей, сидящих на первой парте и приближение к ученикам последних парт – тренирует их зрение.
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Их проведение на каждом уроке способствует повышению умственной работоспособности детей, предупреждению преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения. Физкультминутки выполняются, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток включаются:
-- упражнения по формированию осанки,
-- укрепления мышц рук,
-- отдых позвоночника,
-- упражнения для ног,
-- релаксационные упражнения для мимики лица,
-- потягивание,
-- массаж области груди, лица, рук, ног,
-- психогимнастика (приложение 2).
Особое внимание уделяется профилактике зрительных функций. Здесь перед учителем стоит следующая задача: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Для тренировки зрения и глазных мышц используются специальные упражнения (приложение 3)
Психолого-педагогические технологии (ППТ)
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя является рациональная организация урока. От этого во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Говоря о психолого-педагогических технологиях, остановимся на основных правилах построения урока:
Правильная организация урока
Здесь обязательными являются три этапа:
- учитель сообщает информацию;
- ученики формулируют и задают вопросы;
- учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Стиль общения учителя с обучающимися также влияет на состояние здоровья. Учителю должен быть свойственен демократичекий стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.
Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
- левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;
- равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
В начале обучения детей каждый учитель вместе с педагогом-психологом выявляют в составе класса ярко выраженных лево- и- правополушарников. При выборе методов и приемов в процессе обучения учителю приходится учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии. Одним необходимо дать задание на время, другим вневременные задания, одним – работа в группах, другим – строго в одиночку, одни схватывают «на лету», другим необходимо многократное повторение.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым пользуется учитель начальной школы, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учет зоны работоспособности учащихся
Биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Его соблюдение является очень важной частью всего учебно-воспитательного процесса.
Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различна:
5-25 минута – 80%
25-35 минута – 60-40%
35-40 минута – 10%
Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение без утомления. Поэтому учитель контролирует и регулирует процесс работоспособности ребенка, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.
Учебно-воспитательные технологии (УВТ)
Педагогика сотрудничества
Эту технологию можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Цель этой технологии - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
В рамках инициативного сотрудничества ученики учатся работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом; выполнять свою часть работы; осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке в рамках коммуникации как взаимодействия. Учатся видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество: с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Приёмы, используемые учителем:
Этика вербального обращения к ученику
Этот приём помогает возбудить и укрепить радостное ожидание, предвкушение удовольствия от учёбы. «Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» В этих словах заложено участие педагога в учебном процессе. А в словах «Я хочу знать, что вам известно по этому вопросу…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.
Приём стимулирующего общения, который вызывает радость ученика
Данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
Дорисовывание (создание ситуации успеха)
Независимо от того, как ученик ведет себя на конкретном уроке, учитель старается «накладывать» на него «краски», веря в то, что он настроен на совершенствование: «Ребята, сегодня у нас радостное событие! Саша, за которого все так переживали, выполнил все задания без ошибок. Давайте поздравим его с успехом и будем ждать - большего»! Взгляд ребенка в этот момент просит: накладывайте на меня «краски», и я стану таким.
Приобщение детей к плану урока
Когда ученики сами задают тон уроку, то они становятся единомышленниками учителя, чувствуют себя хозяевами урока и легко осознают исключительную роль в его творении.
Важно, чтобы организуя на уроке совместную деятельность детей, учитель предвидел, какие вопросы могут возникнуть в процессе обсуждения, какие варианты решений могут предложить ученики, что может стать предметом дискуссии. Дети сами должны выбрать способ работы – индивидуальный, парный или групповой, с тем, чтобы учитель смог увидеть детей, которые не хотят работать в группе. Именно отказ работать в группе может быть симптомом личностных проблем ребенка. Задача учителя – разобраться в детских проблемах и помочь ребенку.
Внутри группы дети сами организуют свои действия: либо сначала обсуждают способы выполнения, а затем каждый самостоятельно пробует выполнить эти задания, либо сначала каждый пробует выполнить то или иное задание, а потом сравнивает свой способ решения со способами других детей. Дети могут выполнять по очереди каждый свою часть общей работы. Для выполнения задания в группе может проводиться распределение ролей между детьми по позициям: организатор работы в группе, критик, «генератор» идей, фиксирующий результат и т. д.
Итоги работы каждой группы обсуждаются. При обсуждении учитель предлагает детям аргументировать свои действия, высказывать отношение к суждениям, обращается к детям с вопросом: «Как мог рассуждать тот, кто получил такой результат?» А потом сопоставить ответы и рассуждения.
Использование этого методического приема учит одних детей понимать других, лаконично излагать свою точку зрения, оценивать свою работу, глядя на нее «со стороны».
Доверие ученику
Обращаясь к ребёнку со словами: « Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому - добровольцы вперед!» учитель показывает, что абсолютно доверяет своим ученикам. Работая в группе, школьник учится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.
Остановимся на некоторых методах и формах, применяемых учителем на уроках:
Метод « Учимся вместе»
Класс разбивается на группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием большой темы; в результате работы отдельных групп и всех групп в целом достигается условие всего материала.
Метод «Пила»
Класс так же разбивается на группы по 3-5 человек; учебный материал разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь, докладывают о своей части задания. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это отражается на итоговой оценке.
Метод « Вертушка»
Использование это метода эффективно применять при проверке домашней работы. Если у кого - то выявляется ошибка, ее можно исправить только после того, как ученик поймет, почему он ее допустил. Возле исправленной ошибки пишется объяснение. Затем группа складывает вместе свои тетради, подписав «проверено». Это значит, что все согласны с решением. Учитель, проверив одну тетрадь, оценивает всю группу.
Приём «Мудрая сова»
Для усвоения отдельных материалов урока, закрепления темы, осуществления исследовательской работы на уроке используюется приём «Мудрая сова» с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным тестом, выполняет определенное задание.
Именно технология группового обучения максимально направлена на развитие коммуникативных свойств личности: у учащихся появляются навыки общения, риторическая грамотность, возрастает самоуважение. Каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию от своих сверстников. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему, смотрит на неё своими глазами и глазами других ребят.
Преимущества технологии обучения в сотрудничестве можно сформулировать следующим образом:
интерактивность и кооперация вместо индивидуализма и конкуренции в обучении;
возможность достижения индивидуализированных целей обучения наряду с индивидуальной ответственностью;
структурированное и позитивное обучение в гетерогенных группах;
более высокий уровень вовлечённости учащихся в процесс обучения по сравнению с традиционным методом односторонней подачи материала;
улучшение у учеников самооценки и их отношения к предмету обучения;
повышение уровня участия в работе класса всех учеников;
более высокая успеваемость и улучшение качества усвоения знаний;
создание оптимальной атмосферы для изложения учебного материала, решения задач и демонстрации позитивных социальных примеров поведения;
улучшение взаимоотношений учителя с учениками, а также взаимоотношений в среде учащихся;
формирование уважительного отношения к возможности многообразия школьной среды;
формируются навыки совместной работы – важное качество в работе и социальной жизни современного общества.
«...Для того чтобы ребенок успевал, хорошо учился,— писал В.А.Сухомлинский,— надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Педагогика сотрудничества направлена на одно — дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание. Педагогика сотрудничества - это технология, имеющая здоровьесберегающий ресурс, она обеспечивает не на словах, а на деле условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка, сохранения его здоровья.
Технология развивающего обучения
Технология развивающего обучения является ведущей в процессе реализации требований нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, так как ее структура отвечает структуре учебной деятельности. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий может быть осуществлено только в деятельностной парадигме, и, следовательно, на основе технологий развивающего обучения.
Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Развивающее обучение ориентировано на "зону ближайшего развития", т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении – это появление необходимых, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему», там, где, казалось бы, все ясно и понятно. Размышлять, объяснять полученные результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, наблюдать, обобщать и делать выводы – это главное чему надо научить ребенка при обучении в начальной школе. Реализация поставленной цели осуществляется с помощью упражнений, направленных на развитие внимания, наблюдательности, памяти.
Поэтому, ежедневно стоит решать нестандартные задачи, то есть задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Требовать от сильных детей достаточной аргументации даже легкой задачи, объясняя, что на легких задачах человек учится способам рассуждения, которые понадобятся при решении трудных задач. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. В крайнем случае, можно добиваться от сильных учеников таких рассуждений, требуя построить объяснение, понятное для других – для тех, кто не понимает быстрого решения.
Рассматривая стадии мышления ребенка можно наметить основную линию его развития – от практического мышления, скованного конкретной ситуацией, к отвлеченному абстрактно-теоретическому мышлению, безгранично расширяющему сферу познания, позволяющему выходить далеко за пределы непосредственного чувственного опыта.
Отвлеченное, абстрактно-теоретическое мышление, далеко выходя за пределы чувственного опыта, только тогда обладает действенной силой, позволяет проникать в суть познаваемой действительности, когда оно неразрывно связано с наглядно-чувственными данными. Форсированное развитие отвлеченного мышления, без достаточной конкретизации усваиваемого материала, без связи с наглядно-практическим и наглядно-образным мышлением может привести к формальному усвоению знаний, к образованию пустых абстракций, оторванных от живой действительности.
Гармоничное развитие личности предполагает активизацию всех видов мышления, их совершенствование.
Обобщая выше сказанное отметим, что одним из важнейших принципов развития творческого мышления является оптимальное (отвечающее целям обучения и психическим особенностям индивида) развитие разных видов мыслительной деятельности: и абстрактно-теоретического, и наглядно-образного, и наглядно-действенного, практического мышления. Это является важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.
Технология уровневой дифференциации обучения
Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого обучающегося. Важной индивидуальной особенностью учащихся является их способность к усвоению знаний.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому обучающемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Дифференцированное обучение требует от учителя изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.
Осуществляя дифференцированный подход, учителю следует помнить о том, что сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать учебную информацию. Только психологические и психофизические особенности учащихся являются основаниями дифференциации.
Учитель, применяя технологию дифференцированного обучения использует:
карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи;
альтернативные задания для добровольного выполнения;
задания, содержание которых найдено учеником;
задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Приемы дифференцированного обучения
Приемы опроса обучающихсяОчень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.
Солидарный опрос
Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: «Кто может выполнить это задание?» Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаем ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.
Почти тот же самый вариант, но немного измененный: ученика вызываем к доске, предлагаем ему тему, проблему или задание; затем он выбирает из класса того, в чьей помощи он нуждается (1-2 чел.), затем они берут все необходимые пособия, тетради, учебники и удаляются на последнюю парту, где в течение 5-10 минут идет подготовка, после чего ученик сдает учителю в присутствии своих тренеров изученный материал. Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку и поощрение на словах, оцениваем также труд тренеров. Если опыт не получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами и заданиями, позволяющими ученику добиться успеха.
ВзаимоопросТри ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на своем ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать удачи там.
Тихий опрос
Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.
Защитный лист
Есть ученики, которые нередко приходят на урок неподготовленными.
В таких случаях обычны два сценария.
Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло... Такая игра в "кошки-мышки” порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.
Второй: Доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности что-нибудь приврав. Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, скорее всего забудет. Такая ситуация тоже отрицательно действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?
Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит "Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.
Идеальный опрос
Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Приемы оценивания обучающихсяОт педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективной оценки, доброжелательность – в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.
Оценка – не отметка.
Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой...
Рейтинг.
Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.
Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.
Кредит доверия.
В некоторых случаях ставим отметку в "кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: "По отметкам ты на "4” ("5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.
Система стимулов.
Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.
Не желая выставлять низкую оценку, выдаём учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.
Вариант 2. Развернутая оценка.
Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.
Вариант 3. Достаточно хорошей оценкой могут быть:
- маленькая грамота;
- благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке”, "За маленькое открытие”, "За помощь другу”;
- благодарственная запись в дневнике;
- книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.
Среди приведенных приемов нет такого, который можно назвать самым главным. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают "радужный” эффект. Многоцветную картину не нарисовать одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педагогическую технику – схватиться за все сразу.
И не будем забывать о том, что "приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе – совершенствуется”. (А.Гин, педагог, специалист по ТРИЗ). Это позволяет обеспечить «ситуацию успеха» практически всем учащимся, что, в конце концов, приведет к избавлению от комплексов, нежелания и боязни учиться, и в итоге к сохранению его физического и психического здоровья.
С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования приоритетным направлением деятельности педагога становится формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, которая включает как урочную, так и внеурочную деятельность. Невозможно решить данную проблему здоровья, применяя традиционные педагогические технологии. Назрела необходимость применения плана индивидуального развития ребенка (ПИР).
Действительно, план развития ребенка может быть только индивидуальным. Для одного программа-максимум – закончить четверть на «отлично», а для другого – хотя бы на «тройки». Причем, с планом индивидуального развития должен быть согласен в первую очередь сам ребенок, ибо воспитывать человека против его воли невозможно. Он сначала должен сам захотеть что-то в себе изменить. Но сначала это «что-то» в себе отыскать.
В настоящее время учителями лицея изучается эта технология, анализируются трудности каждого ребенка, названные им самим, родителями, учителями. Планируется использование ПИР в своей работе, так как благодаря ему можно составить «тропинку», по которой ребенок при помощи и поддержки взрослых, будет двигаться к намеченной цели.
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения общественности, так как хорошая связь между лицеем и общественностью является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Совместно с родителями разрабатываются темы классных часов, бесед по здоровому образу жизни, профилактике различных заболеваний.
В заключении хочется отметить, что в работе учителя начальной школы здоровьесберегающие технологии представлены как сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности обучающегося к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ними доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности обучающихся для повышения результативности их обучения.
Практика использования в обучении здоровьесберегающих технологий показывает, что это ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.
Учителю, освоившему эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Приложение 1
Комплекс дыхательной гимнастики «Дышим с удовольствием»
УПРАЖНЕНИЕ №1
Встать прямо, руки вдоль туловища.
Сделать полный глубокий вдох.
Медленно поднять руки, держа их напряжёнными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.
Держа руки над головой, задержать дыхание на 2-3 с.
Медленно выдыхая, опустить руки в и.п.
УПРАЖНЕНИЕ № 2
Встать прямо, вытянутые руки перед собой.
Сделать глубокий вдох, задержать дыхание.
Быстро отвести как можно дальше руки назад, кисти в кулак, держать на уровне плеч, затем вернуться в и.п. Повторить ещё раз. Всё время, удерживая дыхание.
С силой выдохнуть через рот.
УПРАЖНЕНИЕ № 3
Встать прямо, вытянутые руки перед собой.
Сделать глубокий вдох, задержать дыхание.
Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем такое же движение в обратную сторону, всё время удерживая дыхание.
С силой выдохнуть через рот.
«Воздушный шарик»
Дети «надуваются» как воздушные шарики, делая 4 глубоких вдоха под счет учителя (от 1 до 4) . Потом медленно выдыхают – «сдуваются» (учитель считает от 1 до 8) . Упражнение способствует улучшению работы легких.
«Варим кашу»
После сделанного глубокого вдоха, на каждом выдохе произносить слово «пых» и так 8 раз. После этого упражнения повышается работоспособность, улучшается мозговое кровообращение.
«Дует ветерок»
Приготовить полоску бумаги. После глубокого вдоха – замедленный выдох на бумажную полоску. Улучшается работа сердечной мышцы, мозговое кровообращение....
«Самолет»
Самолётик - самолёт (ребенок разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жужу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жужу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Приложение 2
Физкультминутки общего воздействия
1 комплекс
И. п. - о. с. 1 - 2 - дугами внутрь два круга руками в лицевой плоскости. 3 - 4 - то же, но круги наружу. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
И. п. - стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1 - 3 - круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 - заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
И. п. - о. с. 1 - с шагом вправо руки в стороны. 2 - два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 - и. п. 1 - 4 - то же влево. Повторить 4 - 6 раз в каждую сторону. Темп средний.
2 комплекс
И. п. - стойка ноги врозь, 1 - руки назад. 2 - 3 - руки в стороны и вверх, встать на носки. 4 - расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
И. п. - стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 - с поворотом туловища налево «удар» правой рукой вперед. 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Дыхание не задерживать.
Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения
Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
1 комплекс
И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
И. п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. То же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
И. п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. То же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
2 комплекс
И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и. п. 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
И. п. - о. с. Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше. 2 - движение рук через стороны, хлопок в ладоши впереди на уровне головы. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
И. п. - сидя на стуле. 1 - голову наклонить вправо. 2 и. п. 3 - голову наклонить влево. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.
1 комплекс
И. п. - о. с. - кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
И. п. - о. с. 1 - 4 - дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движения. 5 - 8 - дугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
И. п. - тыльной стороной кисти на пояс. 1 - 2 - свести вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
2 комплекс
И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 1 - дугой кверху расслабленно правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево. 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
И. п. - о. с. 1 - руки вперед, ладони книзу. 2 - 4 зигзагообразными движениями руки в стороны. 5 - 6 - руки вперед. 7 - 8 - руки расслабленно вниз. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
И. п. - о. с. 1 - руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 - расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
Физкультминутки для снятия утомления с туловища и ног
Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.
1 комплекс
И. п. - о. с. 1 - шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
И. п. - стойка ноги врозь. 1 - упор присев. 2 - и. п. 3 наклон вперед, руки впереди. 4 - и. п. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
2 комплекс
И. п. - руки скрещены перед грудью. 1 - взмах правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в стороны. 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
И. п. - стойка ноги врозь пошире, руки вверх - в стороны. 1 - полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
И. п. - выпад левой вперед. 1 - мах руками направо с поворотом туловища направо. 2 - мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом правой. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
Приложение 3
Комплексы упражнений для глаз
Упражнения выполняются сидя или стоя с максимальной амплитудой движения глаз.
1 комплекс
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
2 комплекс
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.
3 комплекс
Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, насчет 10 - 15.
Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет 1 - 6. Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.