Методическая разработка открытого воспитательского часа по теме трудового воспитания для коррекционных школ 8 вида


Труд красит человека
Цели:
1. Расширить представление детей о значении труда в жизни общества;
2. Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;
3. Побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
Подготовительная работа:
Подготовить детям небольшие рассказы на тему: «Профессии наших родителей» по плану:
- Чем занимаются ваши родители на работе?
- Кто они по профессии?
- Чем привлекает их эта профессия?
2. Назначить 1-2 учеников на роли репортеров.
План
Проблемная ситуация «Два плуга».
Интерактивная беседа.
Мини-лекция «Что труд дает человеку».
Игра «Окончание пословицы».
Игра «Ринг профессии».
Блиц-интервью «Моя любимая профессия».
Устные рассказы «Профессии наших родителей»
Заключительное слово.
Подведение итогов.
- Здравствуйте, уважаемые педагоги!
- Здравствуйте, дорогие ребята!
Тема нашего воспитательского часа (на доске записана тема) – Труд красит человека. И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
(Воспитатель читает рассказ)
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - ответил тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем было, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
- Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего воспитательского часа.
- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела?
(Потемнел и покрылся ржавчиной.)
- Ребята, как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого имеет ввиду Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
- Труд красит человека, а безделье его уродует (не красит, портит.)
- Только в труде можно проявить все свое умение.
- Только в труде человек может раскрыться.
Без труда человек заржавеет и заболеет.
Издавна люди придавали огромное значение труду. Многие древние, великие люди рассматривали труд как подвиг, как высокий долг человека. Владимир Мономах говорил: «Труд – высшее мерило богоугодности человека. Целью трудовой жизни наших дедов, прадедов, отцов являлось трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. И в наше время человек в обществе ценится по труду.
- Как вы считаете, труд приносит человеку радость, удовольствие? (Да.)
- Да, действительно, труд является источником радости и удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, в труде человек мужает физически и нравственно. От труда зависит его благополучие.
- Счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками? (Да.)
- Конечно, счастливы, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
Русский народ своих детей с самого раннего детства приучал к труду.
- А вас, в интернате учат трудиться? (Да) Что вы делаете? (Заправляем постель, моем полы в спальных комнатах, стираем носки, помогаем в посевных и в уборочных работах пожилым людям, у нас в школе есть урок штукатурно-малярного дела, где мы учимся красить, штукатурить, делать раствор, занимаемся побелкой.)
- А какая самая важная работа у вас? (Учиться и учиться хорошо.)
В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.
- Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? (Да.) Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжите.
(На доске листочки с началами пословиц, к ним нужно подобрать окончания. Дети к доске выходят по очереди.)Любишь кататься - …(люби и саночки возить)
Кто не работает, … (тот не ест)
Хочешь есть калачи - …(не сиди на печи)
Труд человека кормит, …(а лень портит)
Кто любит труд, …(того люди чтут)
Без труда не вынешь и … (рыбку из пруда)
Деревья смотри в плодах, …(а людей смотри в делах)
Терпенье и труд …(все перетрут)
Под лежачий камень … (и вода не течет)
Маленькое дело … (лучше большого безделья)
Горька работа, …(да сладок хлеб)
Не везде сила: где уменье, …( а где и терпенье)
Не сиди сложа руки - …(не будет и скуки)
Не спеши языком - …(спеши делом)
Делу время, …(потехе час)
Всякое дело человеком ставится … (и человеком славится)
Ищи невесту не в хороводе, …(а в огороде).
- Молодцы! Вы справились с заданием.
- Видите, как много пословиц народ сложил о труде, и это только малая часть.
Мы поиграем в игру «Профессии». По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Итак, до тех пор, пока одна команда не вспомнит название профессии в течение 3 секунд (раз, два, три). 1-й ряд – одна команда, 2-й ряд – другая команда. Внимание – начали!
Игра закончилась. Победила … команда. Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.
Внимание на экран. Познакомимся с профессиями.
Итак, какие профессии еще мы узнали? (дворник, газосварщик, телятница, свинарка, стоматолог, кондитер, санитарка, инженер, летчик, испытатель, моряк, вязальщица…). Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая лучшая и самая полезная для души человека.
- Какая же эта профессия? Кто знает?
- Эту профессии православный проповедник Иоанн Златоуст называл ее «поистине праведным искусством». Что это за искусство? (Нет ответа)
- Я дам вам 4 подсказки:
- 1. Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
- 2. Это самое нужное искусство (т.е. труд), оно необходимо и царю, и бедняку.
- 3. Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать тогда как другие редко обходятся без греха.
- 4. Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника. А эта профессия кормит всех.
- Земледелие. Молодцы!
Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
А сейчас мы узнаем ваши вкусы в мире профессий. Какая профессия вам по душе (нравится). К нам пожаловал представитель прессы. Я приглашаю его сюда.
(репортер – Мурзин Тимофей)
Репортер: - Здравствуйте, я получил задание редакции взять интервью у каждого ученика нашей группы.
Репортер: Нас интересует, какие профессии нравятся шестиклассникам. У меня ко всем вам два вопроса: какая профессия вам больше всего нравится? И чем она вас привлекает?
(Репортер подходит к каждому воспитаннику, дети отвечают)
- Незаметно пролетят школьные годы, и вы окажетесь на пороге взрослой самостоятельной жизни.
- Сможете вы сразу устроиться на работу и работать водителями, малярами, поваром? Почему?
- Нет. Потому что нет профессии.
- Верно! Сначала нужно приобрести профессию.
- Что же такое профессия? (Ответы детей)
Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
- Может ли человек получить профессию сразу без ее подготовки? (Нет)
- Правильно, сначала надо учиться в училище , в техникуме или других учебных заведениях.
- Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионной рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас.
- Как вы думаете, кто они?
- Правильно. Это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу.
- А что они делают?
-Учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят – делают все то, без чего мы не можем жить.- Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
(Дети рассказывают о профессии родителей)
Никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд.
- Мы начали свой воспитательский час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».
- Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Что запомнилось? Над чем хочется задуматься?
(Ответы детей)
- Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говорит о людях.
-Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде, а не в хороводе.
- Удивило, что мы знаем мало профессий, связанных с обычной жизнью.
- Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая.
- Заставили задуматься слова о земледелии. Эта профессия, действительно, самая полезная для души.
- Подумаю, какие еще профессии могут быть полезными для души.
На этом наш воспитательский час закончился. Всем спасибо за работу.
-А теперь угадайте, о каких профессиях идет речь в пословицах и поговорках.
1. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. (Хлебороб)
2. Цыплят по осени считают. ( Птичница)
3. Лес рубят – щепки летят. (Лесоруб)
4. Корова черна, да молоко у нее бело. (Доярка)
5. Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник)
6. Не игла шьет, а руки. (Швея)
7. Чтобы рыбу съесть надо в воду лезть. (Рыбак)
8. Куй железо, пока горячо. (Кузнец)