Родительское собрание на темуСемейное чтение как средство формирования гражданской идентичности личности младших школьников.


Родительское собрание на тему:
«Семейное чтение как средство формирования гражданской идентичности личности младших школьников».
Цель и задачи:
-создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка;
- привитие любви к природе, Родине;
- воспитание гражданской идентичности на основе литературных произведений.
Ход собрания.
Добрый вечер, дорогие родители, дети!
Сегодня мы с вами собрались, чтоб обсудить важную тему, которая называется Семейное чтение.
Уважаемые родители! Вашему вниманию сначала я предлагаю посмотреть презентацию и послушать небольшое сообщение на тему «Семейное чтение как средство формирования гражданской идентичности младшего школьника».
Просмотр презентации. (Аникина С.Б.)
Анализ анкет по чтению детей и родителей.
Любит ли читать ребёнок?
12 совпадений из 19.(положительные)
Какую книгу читает ребёнок?
10 совпадений из 19.
Читаете ли вы детям?
Дети – 11 положительных ответов и 8 отрицательных
Взрослые - 14 положительных ответов и 5 отрицательных
12 совпадений из 19
Любят ли взрослые читать?
Дети – 15 положительных ответов и 4 отрицательных
Взрослые - 12 положительных ответов и 7 отрицательных
10 совпадений из 19
Почему ребёнок читает?
13 совпадений из 19
Какую книгу читают родители?
9 совпадений из 19
Вывод:
1 - интересоваться, что читает ребёнок, давать совет в чтении;
2 - читать больше с ребёнком;
3- организовывать семейные чтения.
- А теперь переходим в нашу Литературную гостиную, где мы с вами поговорим о рассказах М.М.Пришвина, на основе которых формируется гражданская идентичность.
Презентация «М.М. Пришвин».
1. - Познакомимся с биографией М. Пришвина. (Рассказывает Барабанова Варя).
2. - Теперь послушаем пересказ каждого рассказа. (Один ученик из каждой группы рассказывает 1. Группа – Данилова Надя 2. Группа – Гурьяшова Маша 3. Группа – Тюлина Таня).3. – А теперь выполним несколько заданий, проверим, как хорошо вы знаете содержание этих рассказов.
1) Каждой группе я приготовила напечатанные карточки. На каждой карточке напечатаны отрывки из рассказов. Вам нужно внимательно прочитать и вспомнить пропущенные слова и их вписать. (Дети вместе с родителями работают).
-Прочитайте нам полученные тексты. (Читают дети).
2) Теперь посмотрим дальше презентацию и выполним задания.
(По каждому рассказу – задания-тесты – выбрать правильный ответ).
3) А сейчас следующее задание: в текстах рассказов надо подчеркнуть строки, в которых выражена главная мысль. (Каждой группе выдаются тексты рассказов . Родители и дети выполняют задание).
6. – И так, мы с вами вспомнили содержание рассказов. Давайте теперь ответим на вопросы:
-Кто герои рассказов М.Пришвина? (Животные и люди).
- О чём писал М. Пришвин? (О природе, об отношении человека к природе).
- Что объединяет все эти 3 рассказа М. Пришвина?
- герои – животные и человек;
-доброе отношение к животным;
- познавательная информация о животных.
Рассказ «Курица на столбах» - поучительный: материнский инстинкт – не бросать в беде любого ребёнка.
Рассказ «Ёж» - познавательный, о добром отношении к животным.
Рассказ «Хромка» - поучительный: не бросать в беде никого, особенно наших «братьев меньших».
- Чему учат эти рассказы? ( любить природу, быть её защитником, помогать животным, попавшим в беду).
Вывод: Прежде чем любить природу, надо её знать, изучать. Этому и учат рассказы М. Пришвина. М. Пришвин через картины природы, доброе отношение к животным и заботу о них передаёт детям светлое чувство любви к Родине. Он говорил, что человек – это хозяин природы. Он должен быть другом природе, а значит достойным гражданином своей Родины.
7. А сейчас я вам предлагаю составить мини – сочинение на тему «Что для вас Родина». (Можно экспромт: каждая группа называет по фразе, например, Родина –это место, где я родился и живу….Родина для меня шум лесов, пение птиц, Родина это мама и папа……Родина это вода в реках и ручьях, запах хлеба на столе…….и т.д……..
8. Предлагаю заполнить схему: портрет - «Человек – гражданин своей страны».
(Каждой группе выдаётся схема, куда надо вписать слова, характеризующие человека-гражданина).
9. Каждой группе было дано задание - подобрать пословицы (по 3) на темы. Первая группа – О природе, вторая группа – О Родине, третья – Об охране природы.
Давайте их послушаем пословицы. (Читают дети).
-А теперь детки прочитают нам стихи о природе и Родине. (7 человек: 1 – Григорьева К. 2 – Легких К. 3- Тюрникова К. 4- Миронова А. 5 –Трошин Е. 6 – Докукин М. 7 –Серпухов Е.)
- И в заключение собрания давайте разгадаем кроссворд , а потом прочитаем слова М. Пришвина. (Плакат на доске).
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Эти сокровища надо открывать, показывать и охранять».
- Всем большое спасибо за работу!
Думаю, мы с вами будем настоящими защитниками природы и гражданами нашей родины - России.
Выводы по собранию:
- собрание прошло в дружеской приятной обстановке;
-прослеживалась хорошая подготовка к нему родителей и детей;
- дети и родители отлично работали;
- ребята сами сделали выводы, зачем мы рассматривали именно эти произведения на собрании;
- было интересно и родителям, и детям;
- считаю, что собрание достигло поставленных целей.
Оформление к собранию.
2 презентации. 1 – «Семейное чтение как одно из условий формирования гражданской идентичности младших школьников».
2 – «М.Пришвин и его рассказы».
Рисунки детей к прочитанным рассказам: «Ёж», «Курица на столбах», «Хромка».
Плакат «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Эти сокровища надо открывать, показывать и охранять.
Каждому человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Это отрывок из рассказа М. Пришвина «Моя родина».
Выставка книг М. Пришвина.
Кроссворд по рассказам М. Пришвина.
Тексты рассказов, напечатанные на листах.
Анкеты для детей и родителей по чтению (раздать заранее и проанализировать).
Подготовка к собранию.
Класс разделён на 3 группы. Каждой группе дано задание:
-прочитать рассказы «Ёж», «Курица на столбах», «Хромка»;
-подобрать по 3 пословицы на темы: о природе, о Родине, о человеке и животных;
-нарисовать рисунки к рассказам;
- выучить стихи о природе, о Родине (учитель распределяет) детям из каждой группы. (7 стихов)
- подготовить биографию М. Пришвина (дать одному родителю или ребёнку);
-детям (3 человека) подготовить пересказы рассказов.
Литература:
-Л. И. Саляхова. «Родительские собрания. 1-4 классы»;
- ФГОС. Начальная школа. 1-4 классы;
- Интернет ресурсы.