Педагогическое эссе «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»


Эссе
Зри в корень
Козьма Прутков
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
Словарное слово – что это? Это слово, которое нужно запомнить. Учителя хорошо знают, сколько ошибок допускают ученики в словарных словах, несмотря на то, что над ними ведется интенсивная работа.
Когда я училась в школе, мне трудно давалось запоминание словарных слов. И уже с тех пор я начала искать способ, как можно было бы запомнить непроверяемые слова. Раньше я пробовала запоминать зрительно, записывать на карточках, прибегая к использованию более крупного шрифта, просто заучивать.
Спустя годы стала применять мнемонические приемы (стихотворения со словарными словами, написание этих слов таким образом, чтобы на месте трудной буквы было изображение предмета, по форме совпадающее с буквой. Например, ракета – изображение ракеты вместо буквы А; орех, ягода, корзина – где букву О заменяют соответствующие рисунки предметов). Все это не помогало ни мне, ни моим ученикам. Результат один и тот же: качество словарной работы на низком уровне, радости от работы нет.
Мое хобби – различные словари. Однажды мне в руки попал этимологический словарь, в котором я обнаружила происхождение словарных слов. Это и оказалось ключом к решению моей старой школьной проблемы. Оказывается, словарные слова можно проверять. Мною был разработан проект по изучению словарных слов, рассчитанный на 3,5 года. Мои ученики полюбили новую словарную работу и теперь, когда они в четвертом классе, умеют проверять 130 словарных слов.
Наконец-то я нашла ответ на волнующий меня вопрос и доказала теорию практикой с помощью этиологического словаря