Воспитательный потенциал урока как средство формирования гражданской идентичности.


Воспитательный потенциал урока как средство формирования гражданской идентичности.
Закаева И.В.
учитель английского языка
МБОУ «Школа №21»,
г. Ростов-на-Дону
Важнейшей задачей школы является воспитание как необходимое условие социализации личности, приобщения к нормам и культурным ценностям того общества к которому она принадлежит. Поэтому, говоря о формировании гражданской идентичности необходимо заострить внимание на личности самого педагога. Возможно, учитель иностранного языка как никто другой обязан обладать всеми качествами высоко патриотичного человека, что бы суметь передать их своим воспитанникам. Актуальность данной проблемы может быть аргументирована стремлением подростков овладеть иностранным языком как необходимым условием преемственности духовных, нравственных и культурных ценностей иноязычных стран. Таким образом, можно выделить приоритетные направления системы воспитания гражданской идентичности:
- воспитание патриотизма, любви к Родине, чувства гордости и уважения к своей стране,
- воспитание уважения истории, культурных ценностей;
- межэтнической толерантности;
-уважение достоинства личности, доброжелательное отношение к окружающим, неприятие проявления насилия и готовность противостоять ему;
- уважение института семьи, природных ресурсов, как своей страны, так и мира в целом, оптимизм в восприятии мира;
- чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Поскольку основная задача учителя состоит в реализации обучения и воспитания учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, следует обратить внимание, что уроки иностранного языка могут оказывать значительное влияние на становление патриотически-ориентированной личности. Так как стремление к самостоятельности подростков не всегда подкреплено устойчиво сложившимися социальными мотивами, интересами и достаточным опытом им необходима помощь педагога при выборе ориентиров, определении жизненной позиции. Учащиеся должны четко осознавать значимость своей собственной страны, ее роль на мировой арене через призму сравнения и сопоставления культурных ценностей, менталитетов, этнической самобытности разных народов. При планировании структуры урока иностранного языка мы придерживаемся различных направлений реализации воспитательных задач. Это можно рассмотреть на примере 7 класса (УМК Кузовлев В.П.). Так при изучении темы «Благотворительность», нами особое внимание уделяется не только освещению опыта зарубежных подростков. Наиболее важным и значимым в данной теме является привить учащимся чувство долга, ответственности и необходимости помощи другим людям. Творческие задания, получаемые в период изучения данной темы, направлены на раскрытие их личного опыта оказания помощи другим. Таким образом, реализуется духовно-нравственное направление воспитания. Посредствам таких занятий формируется нравственность, гуманизм, толерантность, чувство собственного достоинства, социальной активности и ответственности. При изучении политико-правовой системы зарубежных стран нами также планируется рассмотрение внутренней структуры Российской Федерации. Анализ и сопоставление призваны не только обозначить сходства или различия государств, но главное выделить преимущества и научиться идентифицировать свою гражданскую принадлежность. Политико-правовое воспитание реализуется через осведомленность школьников об основных правовых документах страны, привлечение к анализу СМИ. Гражданин должен быть инициативным, деятельным, уметь применять свои знания и умения в жизни.  Патриотическое воспитание хорошо прослеживается при изучении цикла занятий на тему «Нравится ли тебе жить в твоей стране?». Данный цикл знакомит учащихся с некоторыми популярными и любимыми личностями, событиями, явлениями, достопримечательностями и товарами Великобритании и России. При организации урока необходимо инициировать творческую активность учащихся. Дать возможность самостоятельного поиска информации, исследования через которые происходит формирование гражданской ответственности, любви к Родине, осознания культурно-исторических ценностей российского общества, формирование интереса к национальной культуре, внимания к духовной культуре своего народа, уважение к его самобытности. Осуществлению обозначенных задач способствует применение инновационных методов и форм проведения занятий: использование игровых технологий, проектной деятельности, интерактивного обучения, использование российских и зарубежных композиторов. И в то же время самостоятельное использование иностранного языка, как средства получения новой информации, способствует обогащению словарного запаса, расширению лингвистических знаний и формированию навыков применения их в новых областях окружающей действительности. Помимо усиления мотивационного фона, это так же способствует формированию навыка вести диалог на основе равноправных отношений взаимного уважения и принятия других точек зрения, уважения мнения других, что является отличительной чертой как культурного человека, так и истинного гражданина своей страны. Повышается интерес к участию в общественной жизни города и страны в целом (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни) через анализ информации, полученной на иностранном языке. Осуществляется становление осознания норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика, выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома и во внеучебных видах деятельности, умение делать выводы и анализировать. Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования гражданской идентичности на уроках иностранного языка необходимо использовать единство теоретических, практических и творческих занятий. Последнее занятие каждого цикла непременно следует завершать творческим заданием. Ребята учатся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития. Помимо этого, учащиеся начинают видеть своих одноклассников интересными, думающими и рассуждающими людьми, способных на достижение поставленных целей. В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской идентичности. Поэтому мы применяем разные технологии: проектную, технологию проблемно-ценностных дискуссий. На своих уроках используем различные формы беседы, презентации, учебные дискуссии для развития критического мышления.  Однако процесс формирования гражданской идентичности длительный и результаты можно получить не сразу. Необходимо помнить: по завершении обучения в школе подростки должны понимать, что необходимость знания иностранного языка заключается не в возможности заимствования ценностей иноязычной культуры, а в расширении своих возможностей, повышения конкурентоспособности на рынке труда и, как следствие, служении своей Родине на более качественном высоком уровне.
Библиография
Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся:6-11классы.-М.:ВАКО, 2008. - 112 с.
Дихнова В.И., Захараш Т.Б., Меньшикова Н.П. Педагогические категории и термины. Ростов-на-Дону, 2002.- 80 с.