Продуктивный педагогический опыт: системность и критерии.


Продуктивный педагогический опыт:системность и критерии. Климантова О.А.Апре ль 2016г. Продуктивный педагогический опыт – это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе.Основные подходы:- образец хорошей работы; - успешное применение другого опыта;-новаторство, свои педагогические находки.Передовой педагогический опыт Длительный Кратковременный (до 3-х лет) (более 3-х лет) В качестве ППО могут выступать: - технология или элементы технологии; - авторские программы; - система методических приемов; - эффективные средства обучения; - эффективная система оценки знаний и др. Формы обобщения и распространения:доклад;статья; наглядные формы; отчёт об опытно – экспериментальной работе;тематическая выставка методических материалов. Основные критерии ППО:-соответствие тенденциям общественного развития; -высокая результативность и эффективность;- оптимальное расходование сил и средств для достижения устойчивых положительных результатов;- стабильность результатов учебно-воспитательного процесса;- наличие в нём элементов новизны;- актуальность и перспективность;- возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими;- научная обоснованность;- репрезентативность. Репрезентативность - это:- достаточная проверка опыта по времени;- подтверждение позитивных результатов;возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового. Виды продуктивного педагогического опыта: коллективный, групповой и индивидуальный.Результатами ППО являются личностное и интеллектуальное развитие учащегося. Педагогический опытМастерство педагога, которое даёт высокие результаты, одно из высших проявлений пед. культурыПедагогическая практика, творчески использующая все лучшее из теории и методикиСостоявшаяся, свершившаяся практика, применяемая в разных формахСвязь теории и практикиЭкспериментальная, исследовательская деятельностьСредство фиксации, хранения и передачи информации о результатах, существенных повторяющихся компонентах педагогической деятельностиРеальная педагогическая практика, результаты, отражаемые в качествах учащихсяСовокупность знаний, умений, навыков, которыми овладел педагог Педагогический опыт может быть обобщен и представлен в виде:- описания опыта в полном объеме или отдельных фрагментов;-описания способов и приемов, дающих положительный эффект;- описания результатов- анализа и описания стиля работы педагога;- длительного анализа и описания системы работы. Инновационный или передовой?Инновационный педагогический опыт - это обоснованная научно практика, дающая наилучший результат. Передовой педагогический опыт - не содержит нового, но является образцом. Основные этапы работы с ППОСоздание ППО.Выявление ППО.Изучение (интерпретация).Обобщение ППО (Оценка)Диссеминация (внедрение, распространение, тиражирование, пропаганда, презентация, информирование, освоение). Задачи презентации ППО:дать обоснование актуальности опыта, его практической значимости, выделить противоречия, трудности, с которыми столкнулись в своей практической деятельности;вычленить ведущую педагогическую идею опыта, ее составные части;отразить теоретическую базу опыта;раскрыть технологию реализации ведущей педагогической идеи и ее компонентов;показать предлагаемые инновации в организации учебно-воспитательного процесса, содержании образования, взаимодействии педагога и детей;провести самоанализ результатов профессиональной деятельности. Рекомендации по распространению передового педагогического опыта:-определение и обоснование конкретной потребности, условия функционирования; -актуальность, значение в организации и совершенствовании обучения;- главная педагогическая идея, теоретическая база;-описание становления и развития опыта;-длительность функционирования опыта;-результативность деятельности;-достоверность и объективность. Типичные ошибки при обобщении опыта: – описание достаточно известного опыта;– выводы общего характера, использование теоретических выкладок из литературы;не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики; -отсутствие анализа и наличие только констатации фактов;поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами; преобладание эмоционального характера описания опыта;не раскрываются пути достижения опыта;отсутствие взаимосвязи между действиями педагога и детьми;отражены только успехи, отсутствуют проблемы, нерешенные вопросы, трудности;не всегда передаются условия, в которых возможно воспроизведение опыта. Статистика по начальной школе Открытые уроки и выступления- РМО – 87%;- семинары - 80%; - областная конференция и Ассамблея – 20%;Участие в конкурсах педагогического мастерства - 67%; Участие в творческих конкурсах – 100%;Публикации в сети Интернет – 100%;Участие в педагогических сообществах – 33%;Участие в ПНПО – 27%;Публикации в печатных изданиях – 27%;Обобщение опыта на РМО – 33%. Памятка-рекомендация педагогу по обобщению передового опыта работыВнимательно следите за профессиональной печатью и научно-методической литературой. Ведите записи по интересующим Вас проблемам.Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы.Выбирая тему обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в своей работе и работе коллег. Сформулируйте тему четко и конкретно.Определите форму обобщения.Составьте краткий план темы своего опыта и тезисы к нему. Материалы дополняйте, уточняйте в процессе работы.Критически оценивайте свой опыт. Главный критерий оценки работы – результативность опыта.Собрав материал и систематизировав его, приступайте к письменному изложению. Старайтесь писать кратко, логически стройно, избегая повторений.Подберите и надлежащим образом оформите приложения к работе. Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровнаучитель начальных классовМКОУ «СОШ ст. Евсино»Искитимского районаНовосибирской областиСайт http://linda6035.ucoz.ru/ Используемые источникиЛист в клетку http://www.playcast.ru/uploads/2014/09/21/9915829.jpegУчительница http://www.playcast.ru/uploads/2015/02/09/12027652.pngЦифры http://img-fotki.yandex.ru/get/5409/47407354.274/0_8e961_2109d486_S.png