Рабочая программа внеурочной деятельности Проба пера

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Холмовская средняя общеобразовательная школа» Бахчисарайского района Республики Крым


РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического совета
МКОУ «Холмовская СОШ»
Протокол № 01 от 27 августа 2015 г.
Директор школы ________В.Н.Богачева





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ПОБА ПЕРА»






Ступень обучения: начальная школа, 4 класс
Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю
Срок реализации: 2015/2016 учебный год







Разработала:
учитель начальных классов
Колесникова Светлана Николаевна







2015 год
Пояснительная записка
Актуальность
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учёбе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют систематически работать над развитием связной письменной речи, которое является одной из важнейших задач в формировании личности младшего школьника, в воспитании его мировоззрения и культуры. Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода. В этом случае на помощь приходит факультативный курс по развитию речи «Проба пера», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
При обучении детей по традиционной программе «Школа России» нами были выделены три аспекта актуальности данной программы:
Социальный аспект
В условиях современной жизни большинство родителей не могут выделить свободное время для общения с детьми и их развития (работают допоздна, в лучшем случае успевают проверить выполнение домашних заданий). Образовательный и культурный уровень самих родителей низок (высшее образование у 22,2% родителей учащихся). Отсюда видно, что родители, в большинстве случаев, не способны развивать внимание, память, мышление, речь собственных детей. У 33,3 % учащихся наблюдается дефект в устной речи, что сказывается на письме.
Научный аспект
Развития связной письменной речи рассмотрены в научной и педагогической литературе. Но нет разработок программ факультативного курса в условиях общеобразовательной школы, способствующих целенаправленному и систематическому развитию речи.
Практический аспект
Данный факультативный курс занятий по развитию речи поможет раскрыть перед учащимися специфические особенности письменной речи, ознакомить на доступном для них уровне с функциями и отличиями от устной речи и повысить качество обучения.
При разработке данной программы были использованы материалы и задания из курса «Развития связной письменной речи» Г.С. Щёголевой. Программа рассчитана на 4 года, но в нашей программе – на 1 года (34 часа), уменьшена тематика занятий, прослеживается связь между темами 1 и 4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Цель программы по развитию речи достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
Развитие зрительного, слухового восприятия и переработки информации;
Правильное оформление письменного текста: размещение заголовка,
соблюдение красной строки, правильное заполнение строк;
Формирование умения владения устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношений к ней;
Формирование умения по созданию текстов по образцу (изложения), затем - по созданию собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
Развитие активности для создания речевых ситуаций, которые бы естественно вытекали из условий учебной, трудовой, познавательной, игровой и иной деятельности и побуждение каждого ребёнка свободно и содержательно высказываться по любой изложенной теме.
Условия реализации программы.
При организации занятий по развитию речи необходимо применять:
Восстановление деформированного текста;
Задания, направленные на активизацию словарного запаса ребёнка;
Составление текста по опорным словам, по вопросам;
Написание сочинений по готовому плану, наблюдений, по серии картинок.
Курс по развитию речи «Проба пера» ориентирован на развитие устной и письменной речи учащихся как основного показателя интеллектуального уровня. В основе построения курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников умения писать грамотные и содержательные сочинения и изложения.
Работа по программе предполагает наличие методических разработок или возможен творческий подход учителя к разработке занятий.

Тематический план
4 класс

№ п/п
Тема


1
Подробное изложение (рассказ «Жук на ниточке» по Э. Шиму).


2
Редактирование текста.


3
Свободный диктант (рассказ « Бывшие беспризорники» по Э. Шиму)


4
Подробное изложение с творческим заданием (рассказ «Воришка» по Г. Скребицкому)


5
Сочинение из личного опыта о летних впечатлениях.


6
Анализ сочинений и редактирование текста.


7
Сочинение по наблюдениям « Прогулка по осеннему парку»


8
Анализ и редактирование сочинений.


9
Подробное изложение (рассказ «Лесная кормушка» по В. Чаплиной)


10
Подробное изложение по измененному плану (рассказ «Друзья животных» по Г. Скребицкому)


11
Творческое продолжение текста- повествования (рассказ «Лоська» по В.Чаплиной.)


12
Составление кулинарного рецепта.


13
Выборочное изложение рассказ « Зайка и Мурка» (по Г. Скребицкому)

14
Сжатое изложение (рассказ «Зинька выручила» по В. Бианки)


15
Редактирование текста изложения


16
Сочинение на основе личного опыта по впечатлениям зимних каникул


17
Сжатое изложение текста, воспринятого на слух В. Железников. «Солдат на посту»


18
Сочинение «Сказка по аналогии»


19
Свободный диктант ( рассказ «Петух и наседка» по Э. Шиму)


20
Подробное изложение деформированного описательного текста (рассказ « Свиристели» по Б.Павлову)


21
Сочинение на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша кошка»


22
Изложение текста - рассуждения с творческим дополнением «Благородная профессия»


23
Сочинение с элементами рассуждения « Мой любимый герой»


24
Редактирование текста сочинения


25
Подробное изложение научного текста (рассказ «Липа» по В.Петрову)


26
Составление текста в научном стиле В.Зотов. «Клюква»


27
Сочинение «Дневник моего любимца (один день его жизни)» по аналогии с произведением С.Черного «Дневник Фокса Микки»


28
Сочинение « Жалобы школьных вещей» по аналогии с рассказами Н.И. Сладкова « Сердитые голоса»


29
Сочинение на лингвистическую тему с самостоятельным выбором типа речи « Корень слова»


30
Сочинение по наблюдениям « Вот и весна пришла!»


31
Редактирование текста


32
Сочинение по картине Н.П.Богданова- Бельского « Сочинение»


33
Итоговое изложение ( рассказ « Кот- ворюга» по К.Г.Паустовскому)


34
Итоговое сочинение « Самый радостный день в моей школьной жизни»



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п
Дата
Тема
Примечания

По плану
По факту
По плану
По факту



1

1 нед

Подробное изложение (рассказ «Жук на ниточке» по Э. Шиму).


2

2 нед

Редактирование текста.


3

3 нед

Свободный диктант (рассказ « Бывшие беспризорники» по Э. Шиму)


4

4 нед

Подробное изложение с творческим заданием (рассказ «Воришка» по Г. Скребицкому)


5

5 нед

Сочинение из личного опыта о летних впечатлениях.


6

6 нед

Анализ сочинений и редактирование текста.


7

7 нед

Сочинение по наблюдениям « Прогулка по осеннему парку»


8

8 нед

Анализ и редактирование сочинений.


9

9 нед

Подробное изложение (рассказ «Лесная кормушка» по В. Чаплиной)


10

10 нед

Подробное изложение по измененному плану (рассказ «Друзья животных» по Г. Скребицкому)


11

11 нед

Творческое продолжение текста- повествования (рассказ «Лоська» по В.Чаплиной.)


12

12 нед

Составление кулинарного рецепта.


13

13 нед

Выборочное изложение рассказ « Зайка и Мурка» (по Г. Скребицкому)


14

14 нед

Сжатое изложение (рассказ «Зинька выручила» по В. Бианки)


15

15 нед

Редактирование текста изложения


16

16 нед

Сочинение на основе личного опыта по впечатлениям зимних каникул


17

17 нед

Сжатое изложение текста, воспринятого на слух В. Железников. «Солдат на посту»


18

18 нед

Сочинение «Сказка по аналогии»


19

19 нед

Свободный диктант ( рассказ «Петух и наседка» по Э. Шиму)


20

20 нед

Подробное изложение деформированного описательного текста (рассказ « Свиристели» по Б.Павлову)


21

21 нед

Сочинение на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша кошка»


22

22 нед

Изложение текста - рассуждения с творческим дополнением «Благородная профессия»


23

23 нед

Сочинение с элементами рассуждения « Мой любимый герой»


24

24 нед

Редактирование текста сочинения


25

25 нед

Подробное изложение научного текста (рассказ «Липа» по В.Петрову)


26

26 нед

Составление текста в научном стиле В.Зотов. «Клюква»


27

27 нед

Сочинение «Дневник моего любимца (один день его жизни)» по аналогии с произведением С.Черного «Дневник Фокса Микки»


28

28 нед

Сочинение « Жалобы школьных вещей» по аналогии с рассказами Н.И. Сладкова « Сердитые голоса»


29

29 нед

Сочинение на лингвистическую тему с самостоятельным выбором типа речи « Корень слова»


30

30 нед

Сочинение по наблюдениям « Вот и весна пришла!»


31

31 нед

Редактирование текста


32

32 нед

Сочинение по картине Н.П.Богданова- Бельского
« Сочинение»


33

33 нед

Итоговое изложение ( рассказ « Кот- ворюга» по К.Г.Паустовскому)


34

34 нед

Итоговое сочинение « Самый радостный день в моей школьной жизни»




ЛИТЕРАТУРА:

Беккерман. Ю.И. Уроки развития связной речи в начальной школе. С-П, 1997г.
Бондаренко А.А. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. Новосибирск, 1995г.
Есенина С.А. Как научить вашего ребёнка писать изложения. М. Грамотей, 2006г.
Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. Серия «Стандарты второго поколения». Просвещение, 2009г.
Коган М.С. Игровая кладовая. Сибирское университетское издательство. Новосибирск, 2004г.
Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М. «Просвещение», 1992г.
Ладыженская Т.А. Речевые уроки. М. «Просвещение», 1995г.
Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., 1993г.
Мали Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников. Пенза, 1995г
Пашкевич Т.Д ПонятьПринятьПоддержать Барнаул, 2009г
Пикулёва Н. Слово на ладошке. М., 1994г.
Синицына Е. Умные Загадки (серия – «Через игру к совершенству».
М. «Лист», 1997г.
12. Сухин И.Г. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие. Литературные викторины для дошкольников и младших школьников. М. «Новая школа», 1996г.
13. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Ленинград, 1991г.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715