Внеклассное мероприятие на тему Путешествие в страну Доброты.

Внеклассное мероприятие на тему "Путешествие в страну Доброты"
Цели:
1.Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, формировать ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства. Учить учиться самостоятельному выполнению заданий.
2.Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. Работать над выработкой положительных черт характера.
Задачи:
учить размышлять над нравственной сутью поступка,
дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя,
воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу и окружающим, стремление прийти на помощь.
Вид деятельности: ценностно-ориентировочный.
Форма проведения: беседа с элементами тренинга.
Оборудование:
- мультимедийная аппаратура;
- словарь С.И.Ожегова,
- выставка книг,
- магнитофон с записью песни «Дорогою добра»,
- раздаточный материал (карточки с пословицами, сигнальные карточки, макеты чашек и цветов, памятки для детей),
- магниты, скотч.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь!  
2. Вступительное слово.
- Ребята, я знаю, что все дети любят сказки. Послушайте одну из них.
Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром.
Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал дедушка - волшебник. - Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота,  четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
На доске представлены имена девушек.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать
- Твоя  правда, - ответил волшебник, - они все хороши. И ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку. Девушка взяла ее руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.
- А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет из песни.
3. Определение темы классного часа и целей через прослушивание песни.
Песня «Дорогою добра»
1 куплет.
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,   2 раза
Хоть этот путь не ведом.
Иди мой друг, всегда
Иди дорогою добра
2 куплет.
Забудь свои заботы.
Падения и взлёты.
Не хнычь,
Когда судьба тебя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,    2 раза
Не уповай на чудо.
Спеши к нему всегда,
Иди дорогою добра
3 куплет.
Ах, сколько будет  разных,
Сомнений и соблазнов.
Не забывай что эта жизнь
не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,    2 раза
Усвой закон не гласный,
Иди мой друг,
Всегда иди дорогою добра.
 
- По какой дороге пошли девушки?
- Как вы думаете, как звали девушку?
- Каждый человек хочет быть счастливым и для этого старается выбрать правильную дорогу. Сегодня мы тоже отправимся в путь по такой дороге.
- Это будет дорога добра.
- Тема нашего классного часа такова: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
Это слова великого русского писателя – Льва Николаевича Толстого, который всю свою жизнь старался делать добро людям.
Наша цель:
вспомнить, что включает в себя понятие «доброта»;
поразмышлять, что значит быть добрым;
научиться видеть рядом с собой людей, особенно нуждающихся в доброте;
мы постараемся определить, нужно ли ждать просьбы о помощи или делать добро самому. А для этого мы выполним несколько заданий.
- Я прошу вас быть внимательными, активными, помогать мне в работе.
4. Аналитическая беседа.
- Как вы понимаете, что обозначает слово «ДОБРОТА»?
- В русском языке много различных словарей.
Давайте сверим ваше понимание этого слова с тем, как объясняет его «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.
Доброта – отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- А что значит «делать добро другим»?
- А знаете ли вы, что в старославянском алфавите буква «Д» - называлась «Добро».
“Жизнь наша, как сама природа, непроста:
С жестокостью соседствует и доброта,
Сраженье мудрость с глупостью идёт.
А справедливости стрела
С пороком счёты так и не свела,
За трудолюбием, как тень,
Из века в век плетётся лень”
Уже в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
Эту мысль продолжил в I веке римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свои выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя – живи для других».
Ребята, давайте вместе подумаем и скажем, почему философ высказал такую мысль, что он хотел этим сказать?»
Ученик: Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, в результате остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.
Ученик: Человек, который думает только о себе – эгоист. Он никогда не окажет помощи в трудную минуту.
Ученик: Такой человек не может понять других людей и общаться с ним неинтересно.
Учитель: Какого человека мы можем назвать добрым?
Ученик: Того, кто всегда доброжелателен к людям, который думает не только о себе.
Ученик: Добрый человек – это тот, кто делает добрые дела с добрым чувством и ничего не требует взамен.
Ребята читают стихотворение:
1.В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
добрый вечер, ночь добра,
было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты.
2.Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
3.Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
4.И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
5.Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
6.Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
радуются взрослые и дети.
 
 
5.Работа в группах.
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
 - Я предлагаю вам задание, которое покажет ваши знания пословиц о доброте.
- Вам необходимо соединить линиями начало пословицы с ее окончанием. (2 минуты)
Добрые дела 
добрый ответ.
 
Сделаешь добро -    
на добрые дела.
 
Добрый человек      
красят человека.
 
Кто со злом не повстречался,        
тот добра не понимает.
 
Жизнь дана   
несет мир.
 
На добрый привет -            
добро найдешь.
- Итак, давайте проверим, какие пословицы вы составили. Я буду начинать пословицу, а вы заканчивать.
- Чему учат эти пословицы?
- Следуете ли вы этим пословицам в жизни?
5. Проблемный тест.
- Сейчас на мои вопросы вам нужно отвечать только «да» или «нет», используя при этом сигнальные карточки. Красные круги обозначают ответ «нет», зеленые - «да».
- Можно ли назвать добрым человека, который:
делает что-то полезное для людей;
делает домашнее задание за кого-то;
- Почему?
ждет, когда его позовут на помощь;
переводит старушку через дорогу;
- Можно ли человека заставить быть добрым?
- Можно ли стать добрым на время? Почему?
- Давайте будем всегда искренними и дарить добро от всего сердца.
6.Проблемные ситуации.
У каждого из нас в течение дня происходят десятки встреч с разными людьми – в школе, на улице, в магазине. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы?
Предлагаю решить простые задачки.
1 группа.
Три подружки – Катя, Зина и Оля – сидят во дворе на лавочке. Оле нужно рассказать Кате по секрету от Зины то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? Почему?
2 группа.
Как вы поступите? Вам подарили вещь, которая у вас есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил?                             
Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек знакомится с окружающим миром. Но есть шестое чувство, помогающее устанавливать контакт с людьми. Оно, к сожалению не дано нам от рождения и его надо в себе воспитывать. Давайте попробуем проверить, есть ли у вас способность устанавливать контакт с людьми. Предлагаю вам маленькие рассказы, где вы должны определить, какие ошибки при общении совершили их герои.
1 группа.
 Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая птица – любимый Танин попугай. «Ничего себе птичка. Симпатичная, - сказала Ира, - и у меня такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень». Таня загрустила и замолчала. Ира не смогла в этот день общаться с Таней.
Подумайте, какую оплошность допустила Ира? Как бы вы вели себя на её месте?
2 группа.
За пять минут до первого урока ученики сидели в классе. Оля пришла последней. У неё был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
- Почему у тебя глаза на мокром месте? – громко закричала Катя. – Что у тебя случилось? Расскажи! Кто тебя обидел?
- Ну, давай, давай, рассказывай! – подскочила к Оле Наташа.
- Что случилось? Почему у тебя слёзы? – закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоумённо пожали плечами.
Скажите, пожалуйста, в чём была ошибка Кати и Наташи? Что бы вы сделали на их месте?
 А вот и ещё подобный рассказ:
1 группа.
Папа подарил Вове на день рождения новые марки. Вова показал их своему приятелю Славе и радостно сообщил:
- Вот какие марки! Редкие и красивые. Тебе нравятся?
- Да у меня таких навалом! – захохотал Слава. – Что в них такого особенного? они никакой ценности не представляют. Эх, ты! Тоже мне филателист! И твой отец хорош – в марках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе покажу мои?
Но Вова не захотел. И потом ещё три дня со Славой не разговаривал. Как вы думаете, почему?
 2 группа.
 По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве,- удивился тот.
- Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.
- Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?
7.Сценка «Друзья»
А сейчас мальчики нам покажут сценку «Друзья»
1-й ученик:
 С виду мы не очень схожи:                     
Петька толстый,
Я - худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!...
2-й ученик: 
Дело в том, что он и я
Закадычные друзья!
Всё мы делаем  вдвоём. Даже вместе отстаём!
1-й ученик:
Дружба дружбою, однако
 И у нас случилась драка.                   
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!                    
Помнишь, Петя?
2-й ученик:
Что-то Вова,                  
Позабыл.
1-й ученик:
И я забыл!
Ну не важно!
Дрались честно.               
Как положено друзьям!
Я как стукну!
2-й ученик:
Я как тресну!
1-й ученик:
 А я как дам!                 
Скоро в ход пошли портфели.                  
Словом, скромничать не буду-                 
Драка вышла хоть куда!               
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!                   
Это Вовкина сестра                  
Облила нас из ведра!
2-й ученик:
С нас вода ручьями льётся,                 
 А она ещё смеётся:               
- Вы действительно друзья!
 Вас водой разлить нельзя.               
- Вы действительно друзья!
 Вас водой разлить нельзя.
Что можете сказать про этих друзей?
И так, герои этих маленьких рассказов не умеют нормально общаться со своими товарищами. У них нет шестого чувства. Что же это за чувство, которое помогает быть обходительным и не обижать никого? Многие из нас определяют его верно, хотя и назовут по-разному. Это тактичность. Тот, кто обладает чувством такта – шестым чувством, никогда не будет назойливым, не утомит того, с кем общается, не обидит, не пошутит некстати. Давайте учиться чувствовать, что нужно другому, что для него важно, что для него обидно, в чём он нуждается больше всего. Нужно воспитывать в себе тактичность и деликатность. Эти качества сослужат нам в жизни хорошую службу.
8.Коммуникативное упражнение «Я рад общаться с тобой», физминутка.
-А теперь все встаньте, протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянете руку, протянет ее следующему с этими же словами. Такпо цепочке все берутся за руки иобразуют круг и делают физминутку.
-Сейчас вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными.
9. Упражнение “Вежливые слова”.
 - Ребята, а почему вежливые слова называют ещё «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете? (Дети называют) Послушайте стихи об этих словах.
1.Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!»- я кричу.
«Добрый день!»- кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!»- так встречаю всех домой спешащих к чаю.
2.Добрый день.
- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты.
  3.Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.
 4. Здравствуйте.
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
 5. Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали, сколько раз?
 6. Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал- забывать.
Но если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.
7.Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
 8.Эти слова всем известны давно,
Видишь- они просты и не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
 
- Первый шаг к доброте – это доброе слово. Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами (по 1 строчке - каждой команде):
Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит(добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы(спасибо)
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь(здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят(до свидания).
1)Дядя Саша огорчён.
 -Видел Настю- ученицу
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но, давно уже от Насти
Я не слышу слова(Здравствуйте)
А слово-то, какое – очень дорогое!
2)-Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
 На меня он, как торпеда
Налетел из-за угла.
 Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слово(извините)
3)Он про внучку говорил:
 -Экая досада
- Я портфель ей подарил,
Вижу- очень рада.
 Но, нельзя ж молчать, как рыба,
 -Ну, сказала бы (спасибо)
 
- Как хорошо вы знаете добрые слова! Но вот сила вежливых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.
Ребята, все вы должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, капитанами Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться.
Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!
 10. Упражнение с «Чашкой добра».
- Представьте, что у каждого из вас сейчас в руках оказалась самая любимая чашка. (Учитель показывает модель чашки из бумаги и предлагает каждому взять свою «чашку» в руки.)
- Наполните ее до краев своим любимым напитком. Возьмите карандаш и обозначьте линией границы этого напитка.
- А теперь возьмите чашку в руки и встаньте в круг.
- Мысленно представьте, что рядом с вами человек, с которым вы хотели бы поделиться своим напитком, потому что у него чашка пустая. Отлейте из своей чашки в его – пустую.
- А с кем бы вы хотели поделиться напитком?
- Отливайте! Не жалейте!
- А сейчас посмотрите снова в свою чашку.
- О! Она по-прежнему полна до краев.
- Что же случилось, почему так произошло?
А потому, что ваша чашка особенная, волшебная! Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной!
- Эта чашка - душа и она наполнена вашей добротой. Чем больше отдаешь добра другим, тем больше доброты получаешь обратно.
- Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!»
- Давайте проговорим это вместе!
Ученица: (читает стихотворение)
Давайте поклоняться доброте,
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте Земля Добра,
Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту!
11. Обсуждение басни.
- Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь.
- Послушайте басню и ответьте на вопросы:
В чем нравоучительный смысл басни?
Чему она учит?
“Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк  вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем”.
Вывод:  не делай зла, будь добрым.
12.Беседа о доброте и добрых делах. Работа в группах.
Учитель: Я приготовила для вас высказывания о доброте и добрых делах. Сейчас в своей группе прочитайте их и постарайтесь объяснить, как вы их понимаете.
Первая группа: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (М.Сервантес).
- Чтобы быть добрым и вежливым, не надо затрачивать много усилий, но люди не могут не оценить этого.
Вторая группа: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж.Ж. Руссо).
- Под этими словами надо понимать то, что о человеке мы судим по его отношению к окружающим его людям. Если он желает добра другим, значит он по-настоящему добрый.
Первая группа: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» (В.Шекспир).
- Человек, который не любит своих ближних, не способен понять, где плохо,
а где хорошо. Добрый поступок может оценить только добрый человек.
Вторая группа: «Чем человек умнее и добрее, тем он больше замечает добра в людях» (Блез Паскаль)
Мы поняли его так: добрый человек старается найти в других людях только хорошие качества, и, если сами люди проявляют к нему доброе отношение, то он поймет и оценит это.
 Учитель: Все что вы перечислили это правильно. У нас впереди новый учебный год и мы с вами давайте сейчас напишем все те добрые дела, которые будем совершать вместе с одноклассниками. Каждый запишет свою мысль на грибочке и мы получим целое «лукошко добрых дел».
Ребята записывают и выходят к доске, чтобы зачитать те дела, которые предполагает выполнить. Коллективно оформляется плакат «Лукошко добрых дел».
13. Подведение итогов.
Учитель: Молодцы! Посмотрите, сколько добрых дел мы запланировали. Я верю в то, что мы с вами справимся и все их обязательно выполним. Сегодня мы много говорили о доброте. Я думаю, после этого классного часа вы задумаетесь, правильно ли мы относимся друг, к другу, любим ли своих  ближних.  Мне хочется закончить наш классный час словами великого русского писателя Л.Н.Толстого «Чтобы поверить в добро, надо его делать». И давайте с этого момента делать только добро друг другу.
 
Учитель обращается выставке книг.
- Герои художественных произведений, которые представлены на книжной выставке – ваши ровесники. И они тоже совершают добрые дела.
- Хотите узнать, какие?  Прочтите эти книги.
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
- В завершение нашего разговора я хотела бы оставить вам памятки, в которых поделилась с вами советами доброты.
- Спасибо и всего доброго вам!

15