Урок по литературному чтению на тему «Сказка «Лиса и журавль» (2 класс)


Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формировать умение выразительно читать сказку «Лиса и журавль»; учимся читать по ролям; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста.

Планируемые результаты:
Личностные: формирование уважительного отношения к товарищам по классу; умение работать в коллективе; развивать личностную мотивацию к изучению сказки «Лиса и журавль»; развивать коммуникативные способности; контролировать и оценивать свою работу и ее результат .
Метапредметные: формировать навык выразительного чтения; развивать речь; развивать воображение; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста.
Предметные: формировать навык выразительного чтения, умение читать по ролям, отвечать на вопросы по содержанию произведения, различать народную сказку и литературную, умение работать с пословицами.

Материалы к уроку: учебник, презентация, проектор, экран, компьютер, маски журавля и лису.

Структура урока:
Мотивация учащихся.
Речевая разминка.
Актуализация знаний.
Работа по теме урока.
Продолжение работы по теме урока.
Рефлексия.
Подведение итогов.
Домашнее задание.

Ход урока.
Мотивация учащихся.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. К уроку все готово, мы можем начинать.
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

2. Речевая разминка.
- И начнется наш урок с разминки, чтобы дорога к знаниям была для нас легкой. Ребята обратите внимание на слайд, вы видите стихотворение, оно небычное – это скороговорка, вам нужно его прочитать, но не просто, а как скороговорку.
1) учитель читает сам
2) читается медленно и четко
3) ученики читают про себя
4) читают все вместе
5) учитель спрашивает несколько человек

У чибиса – чудеса;
Чьи леса? Чья лиса?
Чьи вы сами?
Чьи вы сами
С лисами, с весной, с лесами?
С чибисами,
С чудесами?

Актуализация знаний.
- Дорогие ребята! Сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие в страну русской народной сказки.
- Ребята, а вы любите читать сказки? (Да)
У сказки чистая душа,
        Как ручеёк лесной.
        Она приходит не спеша
        В прохладный час ночной.
        Родной народ её творец,
        Народ-творец, народ-мудрец,
        В неё мечту свою вложил.
        Как золото в ларец.

- А какие сказки вы читали? (Ответы детей)
- А скажите, а какие бывают и о ком бывают сказки? (О животных, волшебные сказки, бытовые)
- Приведите примеры сказок? («Лиса и тетерев», «Гадкий утенок», «Морозко»)

Работа по теме.
- Давным –давно, когда не было реактивных самолётов и вертолётов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, помощников людей.
Сказки родились давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки передавались из уст в уста, и шагали они по свету, яркие, умные, весёлые. Сегодня мы с вами вспомним сказки, и поучимся доброте у сказочных героев. Итак, мы отправляемся в путешествие по сказочной стране. А чтобы нам очутиться в сказке, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Крибле, крабле, бумц»
(Появляется слайд с надписью «Страна сказок», картинки из сказок, сказочные герои)
Ученик читает:
 О чём-то скрипит половица,
        И спице опять не спится;
        Присев на кровати,    подушки
        Уже навострили ушки
        И сразу меняются лица,
        Меняются звуки и краски
        Тихонько скрипит половица,
        По комнате ходит сказка
- Вот мы и очутились в удивительной и полной чудес Сказочной стране! Мы с вами в гостях у сказки.
- Как вы уже сказали, сказки бывают
·разные, есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки? (Авторские)
- А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются(Народные)
- Сейчас мы проверим, сможете ли вы отличит авторскую сказку от народной.
А помогут мне в этом ваши друзья. (Группа подготовленных детей загадывают загадки)
1-й ученик.                                                                                                                  Летела стрела и попала в болото. А в этом болоте поймал ее кто-то.  Кто, распростившись с зеленою кожей Сделался мигом красивой, пригожей. (Царевна – лягушка. Народная сказка.) 
2-й ученик.                                                                                                                  Появилась девочка, чуть больше ноготка. И жила та девочка в чашечке цветка. В ореховой скорлупке та девочка спала И маленькую ласточку от холода спасла. (Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка)

3-й ученик
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
(Гуси-лебеди. Народная сказка)

Физкультминутка

- Молодцы, давайте еще раз вспомним какие же бывают сказки? (Сказки о животных, волшебные, бытовые)
- Сегодня у нас в гостях Лиса.  Опишите ее. (Иллюстрация на слайде)
- Какие сказки, о лисе вы знаете?
- Какая она в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица)
- Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей. Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.
- Ребята откройте учебник на стр. 42. Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами.
Возьмите карандаши. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны.                                                                                                      Словарная работа. (Слова на слайде)
Пир - большой званый обед.
Потчевать - угощать.
Не обессудь - не отнесись строго, не осуди.
Несолоно хлебавши - ни с чем.
- Ребята, понравилась ли вам сказка? (Да)
- Почему лиса решила угостить журавля? (Ответы детей)
- Какое угощение приготовила лиса журавлю? (Кашу)
- Почему она размазала кашу по тарелке? (Чтобы журавль ничего не съел)
- Получился ли у них званый пир? (Нет)
- Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком? (Потому что захотел проучить ее)
- Удался ли план лисы? (нет)
- Каким в сказке показан журавль? (Справедливым, находчивым)
- Какой урок преподал журавль лисе? (Ответы детей)
- Почему лиса перестала дружить с журавлем? (Потому что он ее не угостил)
- Была ли это настоящая дружба? (Нет)

Продолжение работы по теме урока.
- Ребята, сейчас ваши одноклассники разыграют для вас сценку отрывок из сказки «Лиса и журавль»
Сценка
- Молодцы, а давайте, теперь нашу сказку почитаем по ролям. (Дети читают сказку по ролям)
- Хорошо. Ребята, а какую пословицу встретили в сказке? Объясните смысл данной пословицы. («Как аукнулось, так и откликнулось» - надо поступать с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой)
Работа с текстом сказки. Игра «Сапёры»                                                             Учитель начинает читать текст, дети продолжают.    

6. Рефлексия.
- Ребята, скажите, что на уроке у вас получилось хорошо?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Были ли у вас трудности? Какие?

7. Подведение итогов.
- С какой сказкой мы сегодня работали? (Лиса и журавль)
- Кто ее автор? (Народ)
- А назовите действующих лиц? (Лиса и журавль)
- Вы молодцы, очень хорошо поработали. Урок окончен, вы можете отдыхать.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки «Лиса и журавль»
стр. 42-43.
Нарисовать иллюстрацию к сказке.