Школьный буллинг. Причины возникновения. Профилактика. Презентация


Школьный буллингПричины возникновения Профилактика  Выполнила: социальный педагог высшей категорииК.Ю. Хрипунова Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10 им. В.П.Поляничко» Ученик подвергается буллингу, когда в течение времени по отношению к нему осуществляются агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, он остро ее переживает, но по разным причинам не может ответить на агрессию (Ден Олвеус) психологическое угрозынасмешки, присвоение кличек,замечания, критиканеобъективные оценки,высмеивание,оскорбление, унижение в присутствие других детейотторжение,изоляция (физическая или социальная)ложь и невыполнение обещаний физическое избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей Пренебрежение интересами и нуждами ребенка Буллинг – (от английского bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле – это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц) Основные виды буллинга Физическое насилие Эмоциональное насилие Сексуальное насилие Экономическое насилие Кибербуллинг Факторы, способствующие буллингу в школе: отсутствие контроля за поведением на переменах; позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников;равнодушие как установка педагогов. Буллеры (инициаторы буллинга) - дети, воспитанные в условиях материнской депривации; - дети, воспитывающиеся родителями-одиночками- дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни - дети из властных и авторитарных семей- дети из конфликтных семей - дети с низкой толерантностью к стрессу - дети с низкой успеваемостью Признаки, по которым можно распознать буллинг:- кого-то зажимают в углу помещения;- когда взрослый подходит к группке детей они: замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);- один из учеников ни выбирается другими (в изоляции);- весь класс смеется над одним и тем же учеником;- очень обидные прозвища;- по лицу одного из учеников: бледный, красный (в пятнах), в слезах, напуган, трясет, признаки насилия на теле/лице;- младшие школьники боятся зайти в туалет;- школьники после уроков не расходятся, кого-то ждут около школы Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:- притворяются больными, чтобы избежать похода в школу; - боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, опаздывают; - поведение и темперамент меняются; - явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности; - частые просьбы дать денег, воровство; - снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям; - постоянные ссадины, синяки и другие травмы; - молчаливость, нежелание идти на разговор; - суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид Жертвами школьного насилия чаще всего становятся дети, имеющие: физические недостатки  особенности поведения особенности внешности плохие социальные навыкистрах перед школой отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) болезнинизкий интеллект и трудности в обучении Буллинг - структура Инициатор (преследователь)Помощник инициатораЗащитник жертвыЖертваНаблюдатель Последствия школьного насилия Падение самооценки у жертвы насилия Нарушение социальных связей, отверженность Низкий статус в группе, проблемы в учебе и поведении Повышение риска развития нервно-психических и поведенческих расстройств (невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, возможно формирование посттравматического синдрома) Нарушения в развитии идентичности у подростков Длительный стресс, чувство безнадежности и безысходностиАутоагрессивное поведение В случае возникновения в классе буллинга необходимо:Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в случае обнаружения буллинга в классном коллективеОтнестись к случаю или к рассказу о буллинге серьезноОказать поддержку потерпевшему.Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуацииДать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы) Практические рекомендации родителям и педагогам. Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников Спокойное отношение в случае незначительной агрессииАкцентирование внимания на поступках, а не на личностиКонтроль над собственными негативными эмоциямиОбсуждение проступкаСохранение положительной репутации ребенка Демонстрация модели неагрессивного поведения Снижение напряжения ситуацииРабота восстановительного примирения Рекомендации родителямРодителям нужно научить своих детей рассказывать им обо всех проявлениях буллингаНужно помочь детям находить друзей, предотвращать возможный буллинг и сохранять самооценку на высоком уровнеРебенок также должен научиться задиристости, уверенности и настойчивости, и проявлять такие качества хотя бы внешне Если же подросток является по своей сути агрессором, рекомендуется направить его энергию в мирное русло – дать возможность выразиться в спорте, культуре и пр. Комплексная работа по профилактике буллинга в школах 1 этап (шаг) - признание проблемыбыли ли у них до сих пор проблемы в школе;есть ли у них неприятности в настоящее время;знают ли они кого-нибудь, у кого есть неприятности;если они в настоящее время не имеют лично каких-либо проблем, то испытывают ли страх за свою безопасность вообще.2 этап (шаг) – определение проблемысуть проблемы (проблем);серьезность проблемы;частота проявления;соответствующие примеры.3 этап (шаг) – выполнение программысоздание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в школе;лучшее наблюдение за холлами, комнатами отдыха, столовыми;соответствующая воспитательная работа по классам в режиме свободной дискуссии;разработка этического кодекса школы;выраженное ожидание, что ученики будут сообщать о нарушениях либо администрации, либо консультантам;создание консультантами групп поддержки для пострадавших и групп для работы с обидчиками. Как решить проблему на уровне школы? Целесообразно установить в школе единую систему правовых, нерепрессивных методов поощрения и наказания учеников, которые могут быть прописаны в Уставе школы или в другом документе и должны быть и известных каждому ученику Положительную роль могут сыграть демократические элементы в управлении школой. Школа – первая модель социума для ребенка, и чем более гуманными и правовыми будут отношения в ней, тем более благоприятным для общества будет в дальнейшем поведение ученикаНеобходима также поддержка педагогов со стороны руководства: повышение их квалификации и подготовка по вопросам ненасильственных методов поддержания дисциплины, психологические тренинги и т.д. Активно должна использоваться помощь школьного психолога: в идеале в образовательном учреждении должно быть несколько квалифицированных психологов, обладающих необходимыми навыками Рекомендации учителям, психологам, администрации 1. Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения определения буллинга2. Установите формы буллинга, которые имеют место в вашей школе3. Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы4. К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей5. Обсуждение проблемы. Необходимо проводить беседы со школьниками как индивидуальные, так и групповые6. Определите поведение персонала школы, которое способствует позитивным межличностным отношениям между учащимися7. Нельзя терять из поля зрения «обидчиков». Беседуйте не только с виновными, но с их родителями, даже если это сложно сделать Форма заявления о подозрении на буллинг  Директору ОУ ___________ от _______ (Ф.И.О., должность, место работы)    ЗАЯВЛЕНИЕ«___» __________20_года в____ часов ____ минут были обнаружены (указать кем)признаки буллинга в отношении несовершеннолетнего (указать несовершеннолетнего,его местожительство, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами(либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершеныдействия (указать какие). Признаками, дающими основания подозревать буллинг,являются (указать конкретные признаки).Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.«___» __________20__ года____________________________________ Форма заявления для ребенка о случае жестокого обращения   На имя директора от (ФИО ребёнка) классДовожу до вашего сведения, что я (ФИО) число месяц, год время место, пострадал отдействий (имя обидчика), описание случившегося.Указание возможной причины и текущего эмоционального и физического состоянияпострадавшего.Число, подпись Объяснительная для ребенка-агрессора На имя директора от (ФИО ребенка) класс  ОбъяснительнаяЯ ФИО время, место, что сделал, кто пострадал, объяснение причин. Число, подпись Как помочь жертве буллинга? Глядя в зеркало, научиться спокойно и уверенно говорить «нет» или «оставь меня в покое». Помочь научиться ходить, держа себя прямо, излучая уверенность, вместо того чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят.Уверить, что ребенок как жертва буллинга, не виноват в нем. Дав понять ребенку, ставшему жертвой буллинга, что его любят. Поддерживать их сильные стороны. Дать такому ученику какое-то поручение в классе, с которым бы он хорошо справлялся, чтобы повысить его уважение к себе и признание со стороны других ребят. ЛИТЕРАТУРА Алексеева Л.С. Насилие и психическое здоровье детей // Семья в России. 2006. №2. Ачитаева И.Б. Деструктивные взаимоотношения в учебных группах образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А.Баевой. – М.: Экон-Информ, 2009.Бондарь В. Насилие над ребенком ведет к деформации личности // Социальная педагогика в России. 2008. №4. Волкова Т.Г. Особенности Образа - Я личности, считающей себя испытавшей насилие. Дисс. … канд. психол. наук. Барнаул, 2004.Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Р-н/Д: Феникс. 2006. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2005. Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг). [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http:// www. supporter.ru/ docs/1056635892/bulling.doc (дата обращения: 09.10.2010) Маланцева, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать?  Социальная педагогика. – 2007. – № 4. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? // Директор школы. 2008. №3. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 2004Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006.  Петросянц В.Р. Вестник Томского Государственного Педагогического университета Проблема буллинга в современной образовательной среде. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е.Н. Волковой. СПб.: Питер. 2008.Пстрог Д. Насилие и агрессия как общественные явления, возникающие в школьной среде (из опыта польской школы). [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http:// www. vestnik. yspu.org/releases/ zarubegnye_Issledovaniy /33_1/ (дата обращения: 10.11.2010). http://www.svetgeorg.com/stati/detsk/55-shkolnyy-bulling-chto-eto.htmlhttp://tutknow.ru/psihologia/5647-osobennosti-i-uchastniki-bullinga-v-shkole.html http://tutknow.ru/psihologia/5647-osobennosti-i-uchastniki-bullinga-v-shkole.html