Ладовая альтерация. Альтерация аккордов субдоминанты и доминанты


Дисциплина: гармония
Тема: Ладовая альтерация. Альтерация аккордов субдоминанты и доминанты.
Требования к освоению дисциплины общеобразовательного цикла
(Выписка из ФГОС СПО по специальности 53.02.01)
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать их.
ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях.
ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей.
ПК 2.1. Определять цели и задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их.
ПК 2.2. Организовывать и проводить уроки музыки.
ПК 2.3. Организовывать и проводить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательном учреждении.
ПК 2.5. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся.
ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей.
ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся.
ПК 3.5. Импровизировать в определенных музыкальных жанрах и стилях.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины (Выписка из рабочей программы)
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;
анализировать аккордовую структуру в произведениях разных стилей, определять стилевые особенности в гармоническом  языке произведения;
построить заданный аккорд или аккордовую последовательность в учебном четырехголосии;
анализировать аккордовые построения в учебной и музыкально – художественной литературе;
играть однотональные и модулирующие аккордовые построения  в виде аккордовых последовательностей в форме периодов.    
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные исторические периоды развития музыкальной культуры; особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки;
принципы формообразования и гармонии;
особенности ладовых систем;
основы функциональной гармонии;
типы строения различных аккордов;
функциональную принадлежность аккордов, их обращения и разрешения
Тема: Ладовая альтерация. Альтерация аккордов субдоминанты и доминанты.
Требования программы: освоение и накопление навыков построения и анализа аккордов, их обращений и разрешения.
Цель: освоение и накопление навыка построения и анализа альтерированных аккордов субдоминанты и доминанты.
Обучающая:
Дать сведения о том, что такое ладовая альтерация, альтерация аккордов субдоминанты и доминанты.
Применение технических формул в сочетании с работой над художественным  исполнением. (ОК.4, ПК 3.1., ПК 3.5.)
2. Развивающая:
Развивать слуховое восприятие музыки. Развивать мышление,  умение анализировать, самостоятельность в работе.
(ОК.4, ПК 2.5.)
3. Воспитательная:
Овладение навыками сотрудничества, взаимопомощи, отзывчивости. (ПК 1.3., ПК 2.2.)
Осуществление профессиональной направленности при анализе урока. (ОК.1, ПК 1.3., ПК 1.4.)
Формировать систематичность приобретения профессиональных навыков. Формировать умение ученика работать с дополнительным материалом.
Тип урока: получение и закрепление новых навыков
Форма урока: групповая
Оборудование: Рабочие места по количеству обучающихся, Рабочее место преподавателя, Комплект учебно-методических материалов. Наглядные пособия (схемы, таблицы). Технические средства обучения: ноутбук / компьютер + мультимедийный проектор, доска маркерная, фортепиано,  ноты, рабочая  тетрадь ученика.
Структура урока:
оргмомент (2 мин)
проверка домашнего задания, повторение ранее изученного (мотивационный) (10 мин)
закрепление знаний (23 мин)
домашнее задание (3 мин)
итог урока (2 мин)
Планируемые результаты:
Личностные: учащийся должен понимать социальную значимость приобретаемых знаний, уметь организовать собственную учебную деятельность и нести ответственность за приобретенные знания.Межпредметные: уметь организовать, определить и контролировать способы решения профессиональных задач, овладеть профессиональными навыками и логическими действиями анализа.
Предметные: продолжить обучение музыкальным навыкам, умению анализировать и применять полученные навыки.
Литература:
Григорьева В. Г. Музыкальные формы XX века [Текст] / В. Г. Григорьева. – М.: Музыка, 2004 г. – 176 с.
Дубовский И. Учебник гармонии [Текст] / И. Дубовский. – М.: Музыка, 2011 г. - 438с.
Задерацкий В. Музыкальная форма. Выпуск 2 [Текст] / В. Задерацкий. – М.: Музыка, 2008 г. – 528 с.
Зеленский В. Курс гармонии в задачах [Текст] / В. Зеленский. – М.: Музыка, 2009 г. – 497 с.
Мясоедов А. Учебник гармонии [Текст] / А. Мясоведов А. – М.: Музыка, 2004 г. – 304 с.
http://www.partita.ru/http://www.mosconsv.ru/http://www.conservatory.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki/http://forum.myflute.ru/http://notoboz.ru/instrumets/Ход урока:
Этап урока Цель этапа Деятельность педагога Деятельность ученика Результат
1.Оргмомен. 2.Проверка домашнего задания. (мотиваци-онный)
Выявление и ликвидация пробелов в знаниях студентки по предыдущему и мотивация на изучение нового.
ОК.1, ОК.4 Приветствие,  диалог об успеваемости студентов.
Урок начинается с беседы о том, что было пройденного на прошлом уроке, преподаватель задает вопросы, на которые студенты отвечают и приводят примеры.
Преподаватель проверяет домашнее задание – решение гармонической задачи. Во время проверки предлагается еще раз сделать гармонический анализ мелодии, и объяснить, почему выбран тот или иной аккорд. Так же преподаватель обращает внимание на неаккордовые звуки, и каким образом они были гармонизированы, если это необходимо. Преподаватель выставляет оценки за работу.
- Анализируют, делают выводы,
- Самостоятельно определяют цель изучения нового материала, план урока. Домашнее задание проверено. Проводят рефлексию.
Умело нашли правильный ответ, умеют формулировать задачи.
3.Закрепление знаний
Способствовать отработке навыков, организовать самостоятельную работу учащейся
ОК.2, ОК.8
В продолжение беседы, преподаватель предлагает спрашивает, что такое альтерация? «Ладовая альтерация»
Альтерация – это внутриладовый  хроматизм, полутоновое изменение неустойчивых ступеней лада, обостряющее их тяготение в устойчивые ступени.
Альтерированными могут быть II, IV и VI  ступени. Изменение VII ступени, как правило, не является альтерацией (это условная диатоника). В зависимости от лада (мажор или минор) неустойчивые ступени могут быть либо повышены, либо понижены.
В мажоре II ступень может быть и повышена, и понижена, IV ст. повышается,  VI ст. понижается:

Понижение VII ст. в мажоре либо ведет к модуляции (модуляционный хроматизм), либо является признаком миксолидийского лада.
В миноре II  ст. только понижается, IV ст. может быть как повышена, так и понижена, VI ст. повышается. Повышение в миноре VII ст. относится к условной диатонике (гармонический лад):

В нотных примерах видно, что каждая альтерированная ступень разрешается  по тяготению, заданному альтерацией.
В результате альтерации аккорд сохраняет свое функциональное и структурное (т.е. числовое) значение, однако изменяется его фонизм (окраска звучания). Например, в мажоре септаккорд II ступени с повышенной примой (II7#1), являясь септаккордом, звучит как малый мажорный секундаккорд (или D2):
-609602286000
В миноре аналогично звучащий аккорд будет записан иначе (активный энгармонизм):
2025655207000
В гармоническом мажоре на пониженной 2-й ступени образуется мажорное трезвучие  (II-1-5). Однако чаще   употребляется II6-1-5. Его использование аналогично диатоническому секстаккорду II ступени (II6) и неаполитанскому секстаккорду (в миноре):
3263903111500
Наиболее распространенным видом альтерации аккордов субдоминантовой группы является повышение IV ступени в мажоре и миноре:
34226512636500
Повышенная IV ступень образует острое вводнотоновое тяготение в D, аналогичное тяготению VII ступени в I.
IV ступень входит во II7 и его обращения как терцовый тон, а в IV7 и его обращения  как  основной тон. II7#3 и IV7#1 соотносятся с D35 аналогично соотношению D7 и VII7 с Т35. Таким образом  II35 и II7 c повышенной терцией, а также IV35 и IV7 с повышенной примой можно назвать D к D, или двойной доминантой (DD – термин Г. Римана), причем  аккорды  II ступени с повышенной терцией обозначаются II#3  или DD, а аккорды  IV повышенной ступени обозначаются  IV#1 или DDVII (вводная DD).
В мажоре в септаккорде 2-й ступени с повышенной терцией (II7#3 ,DD7) и его обращениях может быть также повышена и прима (II7#1#3):

Кроме того, в альтерированных аккордах субдоминантовой группы в мажоре может быть понижена VI ступень, являющаяся квинтовым тоном в аккордах II ступени и терцовым – в аккордах IV ступени.
II43 с повышенной примой, повышенной терцией и пониженной квинтой в мажоре (DD43#1,b5) и IV65 с повышенной примой (DDVII65b3) в одноименном миноре энгармонически равны (активный энгармонизм) и звучат, как малый мажорный септаккорд (ложный доминантсептаккорд). Сыграйте эти аккорды, сравните их звучание и разрешите их разными способами (в D53 и в K64):

Перед аккордами  альтерированной субдоминанты (DD) используются аккорды тоники (Т53, Т6), неальтерированной субдоминанты (VI, S, S6, II6, II7 с обращениями, IV7), а также консонирующей доминанты (D35, D6).
Разрешаются аккорды альтерированной субдоминанты в аккорды Т на ближайшем басу с учетом тяготений (II ступень разрешается в III, IV  – в V, VI – в V, а I ступень остается на месте, III ступень также остается на месте как устойчивая):
При разрешении аккордов альтерированной субдоминанты в аккорды D (например DDVII65 в D) образуются параллельные квинты. Их можно избежать, заменив (по возможности) DDVII65 на DD43 или изменив расположение аккордов.
В каденции перед K64 преимущественно используются аккорды субдоминантовой группы, с IV повышенной  и VI ступенями в басу: II65#3 (DD65),  II43#3 (DD43), IV7#1 (DDVII7) и IV65#1 ( DDVII65).
Аккорды альтерированной субдоминанты (DD) могут образовывать проходящие (II7#3 – T6 –  II65#3; II65#3 – T64 – II43#3; IV7#1 – T64 – IV65#1) и вспомогательные (T – II43#3 – T; T  – IV65#1 – T; T – II2#3 – T; T – IV43#1 – T; K64 – IV7#1 – K64; K64 – IV65#1 – K64; K64 – II65#3 – K64; K64 – II43#3 – K64) обороты.Аккорды альтерированной субдоминанты (DD) могут также использоваться в качестве проходящих аккордов:

-Отвечают на вопросы.
-Обсуждают и предлагают варианты ответов.
- Наблюдают за учителем, анализируют собственные действия.
- Самостоятельно анализируют Применяют полученные знания,
Используют данные музыкального анализа в самостоятельной работе,
Умеют находить способы действий.
4. Домашнее задание Задать домашнее задание.
Напомнить о порядке выполнения домашнего задания.
ОК.2, ОК.8 Студентам необходимо проанализировать конспект урока, провести работу с учебником Дубовского, Мясоедова. Провести подробную работу над трудностями. Студенты сами оценивает свою работу на уроке, далее преподаватель делает выводы, насколько эффективной была работа студентов на уроке. Напоминает о порядке выполнения домашнего задания. Отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают, делают выводы Проводят рефлексию. Вспоминали порядок выполнения домашнего задания.
5. Итог урока Подвести итоги работы по теме.
Учить умению самостоятельно оценивать собственные достижения, выяснению причин затруднений.
ОК.2 Обобщить урок. Дать возможность студентам самим сформулировать тему урока, подвести итоги и отметить уровень овладения и применения новыми знаниями.
Итак, результат нашей совместной работы на уроке будет виден в последствие. Достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока, будет зависеть от упорства и трудолюбия студентов.
Отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают, делают выводы. Подвели итоги работы на уроке.
Учились проводить рефлексию.