Исследовательская работа Мой прадед — герой!


Управление Образования Красносулинского района
Филиал Донской Академии Наук Юных Исследователей им. Ю.А.Жданова
Секция «Краеведение»
Тема:
«Мой прадед – герой!»
Автор: Скрипка Николай
5 класс МБОУ СОШ №10
Научный руководитель:
Скрипка Инна Николаевна
учитель музыки
МБОУ СОШ №10
г. Красный Сулин
 Содержание
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Гусев Иван Андреевич…………………………………………………...5
1.1.Детство. Юность
1.2.Годы Великой Отечественной войны……………………………..6
1.3.Послевоенная трудовая деятельность…………………………….8
1.4.Семья моего прадедушки (Моя родословная)……………………9
Глава 2. Практическое исследование
2.1 Разработка анкеты и анализ полученных данных социологического исследования среди учащихся……………………………………………….10
2.2 Проведение классного часа «Мой прадед»……………………………..12
Заключение …………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………...14
Приложение
Введение
Сегодня, в канун 70-летия Победы мы вспоминаем героическое поколение, подарившее нам мир. Их личное мужество и отвага, проявленные в боях за независимость нашей Родины вписаны золотыми буквами в славную летопись нашей истории.
Прошло много лет, но из памяти не уходят события тех страшных дней. Война – это горе и слезы. Она вошла в каждый дом, принесла беду…
Тяжелые годы испытаний выпали на судьбы советского народа: погибали отцы, братья, сыновья, мужья. Боль и утраты войны не обошли стороной ни одну семью.
Более 6 тысяч красносулинцев пали смертью храбрых на полях сражений за свободу нашей Родины. Все их имена занесены в областную Книгу Памяти, увековечены на мемориальных досках в городе и селах района. За проявленный героизм и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками тысячи красносулинцев награждены орденами и медалями, а двенадцать удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Среди этих героев и мой прадедушка. Я не знал своего прадеда, т.к. родился уже после его смерти, но память о нём хранят рассказы родных и фотографии. Ведь фотография – это кусочек жизни, который может рассказать очень многое. Мне захотелось узнать, каким человеком был прадед, где воевал, какие награды получил.
Поэтому главным героем моего исследования является прадедушка Гусев Иван Андреевич. Прекрасный человек, защитник Отечества, участник Великой Отечественной войны.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи.
 Цель исследования:
Составить биографический путь моего прадедушки – ветерана Великой Отечественной войны Гусева Ивана Андреевича
Для достижения цели были поставлены следующие
Задачи:
- ознакомиться с документами домашнего архива;
- собрать материал о прадедушке по рассказам родных;
- провести анализ полученных данных и обобщить материал;
- разработать анкету и провести анкетирование среди учащихся;
- представить собранный материал моим одноклассникам.
 Предмет исследования: биография моего прадеда
Область исследования: история, краеведение
Объект исследования: домашний архив, воспоминания родственников
Методы исследования:
-изучение семейного архива (фотографии, документы)
-встречи и интервью с родственниками;
- систематизация материалов;
-анализ и интерпретация полученных данных;
- анкетирование;
- обобщение полученных результатов.
       Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы данного исследования были использованы на уроках истории, краеведения, классных часах. Данная работа пополнила краеведческий музей МБОУ СОШ №10. Информация о моём прадедушке войдёт в «Книгу памяти»
Структура работы.
Содержание работы раскрыто во введении, двух главах, заключении. Исследовательская работа состоит из списка используемой литературы и приложения.
Этапы исследования.
1этап (май - август 2014 г.)
знакомство со специализированными литературными источниками по данной тематике
2 этап (сентябрь 2014 г.)
разработка анкеты для учащихся

3 этап ( октябрь 2014 г.)
проведение анкетирования и классных часов на базе 1-5 классов МБОУ СОШ №10
4 этап (ноябрь-декабрь 2014 г.г.)
оформление результатов исследования
5этап – февраль 2015 г.
представление результатов проведенного исследования на районной научно-практической конференции
Глава 1. Гусев Иван Андреевич
Детство. Юность.
Гусев Иван Андреевич родился 2 марта 1923 года в Красном Сулине в рабочей семье. Его отец Андрей Афанасьевич работал на железной дороге. Мама – Мария Васильевна была домохозяйкой. (Приложение №1)
Детство моего прадедушки было как у всех мальчишек того времени. Дети, а у прадедушки были ещё две сестры Люба и Анна, помогали родителям по - хозяйству, пасли скот, мастерили. Семья была очень дружной, трудолюбивой.
В свободное время мой прадед босоногим бегал по полю, гоняя мяч с ровесниками.
После окончания школы (7классов) учился в городе Шахты на составителя поездов на железной дороге. Составитель поездов – одна из рабочих профессий при формировании и расформировании поездов. (4)
Составитель поездов должен знать всё о составе, который он готовит: из каких вагонов он стоит, что в них загружено, куда отправляются.
В процессе работы мой прадедушка выполнял много технических операций: отцепку и прицепку вагонов, закрепление состава при его остановке, перевод нецентрализованных стрелок. Он хорошо ориентировался в сложной маневровой работе, и умело сам выполнял многие операции. Все грузы, были доставлены в срок.
В юношеском возрасте мой прадедушка собирался с молодёжью на посиделки, где пелись песни, проводились игры, велись беседы.
Перед войной, радуясь солнцу и мирному небу, мой прадедушка даже не представлял какие трудности лягут на его плечи.
1.2. Годы Великой Отечественной войны.

Нет в России семьи такой,      Где б, не памятен был свой герой… 
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Напали фашисты на нашу страну неожиданно. Они имели много пушек, танков, самолётов, поэтому продвигались по нашей земле очень быстро. Советские войска под натиском сильного и коварного врага отступали. Однако нелегко было продвигаться фашистам. Наши солдаты сражались героически.
Война стала судьбоносным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Грозное дыхание этой войны коснулось практически каждой семьи.     
В Великой Отечественной войне принял участие и мой прадедушка Гусев Иван Андреевич. В июне 1942 года в возрасте 19 лет он был призван на фронт. Война застала его еще совсем молодым, полным сил и здоровья.  Вместе с боевыми товарищами мой прадедушка прошёл через все испытания.
Воевал мой прадедушка в 219 стрелковой дивизии. С 1.01.1942 – 30.4.1942 г дивизия формировалась в поселке Красноусольском Башкирской ССР из добровольцев и призванных жителей Башкортостана, как стрелковая дивизия 2-го формирования. В состав 219 стрелковой дивизии входили 3 полка - 375 , 710 и 727стрелковые полки. Мой прадедушка воевал в 375 стрелковом полку. Командиром отделения 375 полка был Василий Антонович Андронов, которому впоследствии было присвоено звание Герой Советского Союза.
В начале мая 1942 дивизия в составе 375, 710, 727 стрелковых полков передислоцирована на станцию Кирсанов Тамбовской области.
   В составе Воронежского фронта принимала участие в боевых действиях на Дону, южнее Воронежа.
Но главное сражение, в котором принял участие мой прадедушка Сталинградская битва.
«За Волгой для нас земли нет!» – сказали защитники Сталинграда.( 5) И среди них был Гусев Иван Андреевич — рядовой 375 стрелкового полка. И прозвучало как клятва не сдавать позиций. Гитлер трижды издавал приказ взять Сталинград. Трижды его приказ не был выполнен.
Великая Сталинградская битва завершилась блестящей победой Советского Союза и его Вооруженных Сил. Красная армия разгромила пять армий фашистской Германии и союзников: две немецкие (6-ю и 4-ю танковую), две румынские (3-ю и 4-ю) и одну итальянскую (8-ю). За время контрнаступления полностью были уничтожены 32 дивизии и 3 бригады, а 16 дивизий врага понесли серьезное поражение, лишившись свыше половины своего состава. Его потери составили свыше 800 тыс. человек. Всего же за 200 дней и ночей битвы на Волге, бросая в сражения все новые и новые дивизии, противник потерял убитыми, ранеными и пленными до 1,5 млн. человек. Он лишился также около 3,5 тыс. танков и штурмовых орудий, свыше 3 тыс. боевых и транспортных самолетов, более 12 тыс. орудий и минометов, 75 тыс. автомашин и пр. Такого количества людей и боевой техники было достаточно для укомплектования 75-80 дивизий.(5 ) Шёл очень жестокий и кровавый бой. Поражение под Сталинградом повергло в ужас как немецкий народ, так и его армию. Никогда прежде за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск.
Для Советского Союза, который также понёс большие потери в ходе сражения, победа в Сталинградской битве положила «начало массовому изгнанию захватчиков с советской земли». ( 5 )
Постоянно не доедая, в холоде и преодолевая тяжелые условия, русский солдат делал все, что было в их силах, чтобы помочь пережить войну и одержать победу над захватчиками.
Смерть на войне привычное дело и мало кому удавалось остаться живым и неискалеченным. В страшных боях погибало много солдат.
Не раз судьба испытывала и моего прадедушку. В мае 1943 года он был тяжело ранен в правую руку, но выжил. После лечения в госпитале его комиссовали и он вернулся домой в родной Красный Сулин в звании младший сержант 375 – го стрелкового полка 219 стрелковой дивизии.
Но мой прадедушка не мог сидеть сложа руки. Он продолжал помогать Родине – рыл окопы в 8 км от города Красного Сулина. На окопах познакомился с будущей женой Клавдией.
Закончилась война. Мой прадедушка видел праздничный салют Победы, который гремел в честь солдат, вернувших мир на нашу землю, и был горд за нашу Родину.
2700 воинов 219 стрелковой дивизии награждены орденами и медалями, 8 воинам дивизии было присвоено звание Героя Советского Союза.


 1.3.Послевоенная трудовая деятельность
В 1946 году мой прадедушка и прабабушка поженились (Приложение №2).
После войны Иван Андреевич, не смотря на ранение и инвалидность, продолжал работать, растить детей. (Приложение№3)
С 1946 по 1961 год он работал на шахте №53 подземным лебёдчиком, позже подземным проходчиком. С 1961 по 1964 год устроился на железную дорогу в качестве механика вертушки. «Вертушка» - небольшие составы, которые возили щебень и другое. С 1964 года снова работает на шахте №3 подземным раздатчиком взрывчатых веществ, слесарем. (Приложение № 4)
За долголетний добросовестный труд 11 декабря 1974 года награждён медалью «Ветеран труда». У прадеда было много почетных грамот за доблестный труд.
В 1967 году в соответствии с Указом президиума Верховного совета СССР от 7 мая награждён юбилейной медалью 20 лет Победы в ВОВ.
В 1985 году Указом Президиума Верховного Совета СССР мой прадедушка награжден орденом Отечественной войны 2 степени за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
В этом же году он получает ещё две юбилейные медали «30 лет Победы в ВОВ», «40 лет Победы в ВОВ».
В 1981 г, 1988 г. награждён юбилейными медалями «60 лет вооружённых сил СССР», «70 лет Вооружённых сил СССР». (Приложение №5,6)
От природы прадед был здоровым и выносливым. Но война сократила ему годы жизни.  Последние два года дедушка тяжело болел, перенёс инфаркт. Умер 15 января 1993 года. Похоронен в г. Красном Сулине.
Меня восхищает то, что мой прадедушка, который видел ужасы войны, сохранил в себе доброту, любовь, сострадание. Ведь так трудно, видя вокруг смерть и насилие, не очерстветь, не стать самому жестоким.
1.4. Семья моего прадедушки (Моя родословная)
Надежен дом, коль сохраняют в нем
Сквозь годы, времена лихие,
Альбом семейный, самый первый том,
В познании истории России.
Н. Рубцов.
У прадедушки была большая семья: две дочери и два сына. Лидия Ивановна ( моя бабушка) выбрала профессию контролёр - кассир сбербанка, Надежда Ивановна всю свою жизнь проработала медсестрой в инфекционном отделении больницы, Анатолий Иванович водитель. Младший сын моего прадедушки, к сожалению, трагически погиб и после себя не оставил потомков. Все они с гордостью вспоминают своего отца, рассказывают своим детям и внукам об этом скромном и добром человеке. Мой прадедушка имеет пять внуков и пять правнуков. Внуки закончили школу, некоторые из них продолжили обучение в Вузах, создали семью. И наш долг сохранить память о нём. (Приложение № 7)
  
 
   
 
 
         
Глава 2. Практическое исследование
2.1. Разработка анкеты и анализ полученных данных социологического исследования среди учащихся
Что знают современные школьники о Великой отечественной войне 1941-1945 г.г?
Чтобы получить ответы на наши вопросы, мы решили опросить учащихся МБОУ СОШ №10.
В своих анкетах мы интересовались: когда началась и закончилась ВОВ; День победы – что это за праздник; в вашей семье есть участники ВОВ, труженики тыла; знаете ли вы их имена; в вашей семье есть военные реликвии; как вы считаете, эту войну нужно помнить?
(Приложение № 8 ) В анкетировании приняли участие:
учащиеся 1-7 классов школы - 160 человек.
Ответы были следующие:
1.Когда началась и закончилась ВОВ?
«знаю» - 82%
«не знаю» - 18 %
2. День победы – что это за праздник?
«победа русского народа над немцами (фашизмом)» - 88%
«не знаю» - 12%
3. В вашей семье есть участники ВОВ, труженики тыла?
«да»-43 %
«нет» -33%
«не знаю» -24%
4. Знаете ли вы их имена?
«да»- 31%
«нет» -69%
5. В вашей семье есть военные реликвии?
«да» -24%
« нет»-37%
«не знаю»-39%
6. Как вы считаете, эту войну нужно помнить?
«да, обязательно» - 95%
«нет»-3 %
«не знаю» -2 %
Результаты анкетирования учащихся позволили сделать нам следующие выводы: большинство опрошенных ребят нашей школы знают, когда началась и закончилась Великая отечественная война, праздник День Победы отмечают в семьях 88% опрошенных ребят. 43% указали, что в их семье были или есть родственники, которые участвовали в ВОВ или были тружениками тыла, и лишь 31 % ребят знают их имена. 24% опрошенных подтвердили, что в их семьях имеются военные реликвии (фотографии, военный билет, боевые награды, письма с фронта), и 95% учащихся считают, что нашему поколению необходимо помнить эту страшную войну. (Приложение №9, 10)
  Результаты опроса показали, что выбранная мною тема актуальна. Дети нового поколения мало интересуются своими корнями, большинство из них  не знают об участниках Великой отечественной войны. На примере своего прадедушки я хочу показать, что необходимо знать историю своей семьи, так как наши предки были прямыми участниками истории своей страны.
2.2 Проведение классного часа «Мой прадед»
Следующим этапом исследовательской работы было проведения классного часа в 5 классе «Мой прадед»
Совместно с руководителем мы приготовили презентацию о моём прадедушке, подобрали военные песни. Итогом занятия стала минута молчания.
Моё выступление ребята слушали с особым вниманием. В классе стояла тишина. Награды, полученные моим дедом, вызвали у них восхищение. Многие спрашивали, мол, настоящие они или нет. Ребята позавидовали мне, что у меня жива моя прабабушка. А когда узнали, что ей в 2015 году исполняется 90 лет - удивились.
На классном часе я хотел донести до ребят, что самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком мужества. Возможно, семейные архивы хранят реликвии той поры: военные награды, письма, похоронки, фронтовые фотографии и другие вещи. Нужно только спросить у своих бабушек и дедушек. И они нам обязательно расскажут о тех далёких, но очень важных событиях. Воспоминания о военном времени должны передаваться из поколения в поколение.   
Заключение
       Для каждого человека семья – это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать родственников, но знать историю своего рода. История семьи – это корни, без которых человек не может существовать.
Как капля в море, как песчинка в пустыне, так и моя семья – это одна из миллионов страниц очень интересной и увлекательной книги под названием История России.
В результате исследовательской работы я узнал о своем прадеде как о прекрасном человеке – защитнике Отечества, участнике Великой Отечественной войны, верой и правдой служившим своей Родине. Я горжусь, что в нашей семье был такой герой, как мой прадедушка: мужественный, мудрый, скромный и добрый человек.
Моя прабабушка Клава бережно хранит все документы, связанные с мужем. Эти старые, но такие родные фотографии, документы и награды – настоящее богатство моей семьи.
Исследуя документы и анализируя рассказы близких мне людей (бабушка Лида, дедушка Коля и прабабушка Клава), я постарался проследить жизненный путь простого человека, который подарил нашему поколению мирное небо над головой и дал возможность помнить и гордиться такими людьми как он.
Сохранить память о наших предках, о событиях минувших лет нам помогает краеведческий музей нашей школы, которым руководит Михалева Лариса Петровна. В музее создан зал боевой славы, где собраны бесценные вещи времён Великой отечественной войны (боевые награды, фотографии героев-земляков, фронтовые письма, военная одежда и т. д.). Школьный музей пополнился боевым листком о моём прадеде.
Мы не должны забывать героев, сохранивших свободу Родины и нашу жизнь. И я надеюсь, что моя работа поможет моим ровесникам задуматься о своих родовых корнях. Возможно, кто-то заинтересуется этой темой и захочет рассказать о своих прабабушках и прадедушках.
Список используемой литературы
1. Семейный архив (фотографии, документы);
2.  Капица Ф. С. и др. «История Отечества» новейший справочник школьника, М. 2007 год;
3. http://ru.wikipedia.org/wiki4.http://www.zarabotu.ru/
5. http://www.stalingrad.ws/Приложение № 1
Родители Гусева Ивана Андреевича



Приложение №2
Свидетельство о браке


Приложение №3
Освобождение от воинской обязанности




Приложение №4
Копия трудовой книжки

Копия трудовой книжки


Приложение № 5
Награды Гусева И. А.



Приложение № 6
Награды Гусева И. А.



Приложение №7
Древо жизниГусевых
Приложение № 8
Анкета для учащихся
Уважаемые учащиеся!
Просим Вас принять участие в анкетировании. Для этого Вам необходимо письменно ответить на вопросы. Ваши искренние ответы нам необходимы для написания исследовательского проекта.
1.Когда началась и закончилась ВОВ?
«знаю»
«не знаю»
2. День победы – что это за праздник?
«победа русского народа над немцами (фашизмом)»
«не знаю»
3. В вашей семье есть участники ВОВ, труженики тыла?
«да»-
«нет»
«не знаю»
4. Знаете ли вы их имена?
«да»
«нет»
5. В вашей семье есть военные реликвии?
«да»
« нет»
«не знаю»
6. Как вы считаете, эту войну нужно помнить?
«да, обязательно»
«нет»
«не знаю»
Большое спасибо!

Приложение № 9
Результаты анкетирования


Приложение № 10
Результаты анкетирования

Приложение № 11
Мой прадедушка – герой