Игра-дискуссия на развитие толерантности «Люди существуют друг для друга» в 6 классе (используя сингапурские технологии)


Район (город) - Чистопольский муниципальный район
Ф.И.О участника - Малолеткова Вера Александровна
Название работы - Игра-дискуссия на развитие толерантности «Люди существуют друг для друга» в 6 классе (используя сингапурские технологии)
Аннотация работы: Мы живём в беспокойное время, когда стали привычными слова «терроризм», «вооружённый конфликт», «насилие». К сожалению, значение этих слов становится понятным в раннем возрасте. Телевидение, интернет доносит много негативной информации. Ясно, что и дети становятся более конфликтными и агрессивными. Поэтому мероприятия, направленные на миролюбие и толерантность, имеют важное значение для формирования гармоничной и гуманной личности. Цель данного классного час: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи: 1. Изучение понятия толерантности. 2. Увидеть на примере своего класса, что все мы похожие чем-то и разные. 3. Воспитание умения слушать другого человека. 4. Способствовать формированию таких ценностных ориентиров, как дружная семья, дружный класс.
Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
Данное мероприятие апробировано 16.04.14 года на уровне Регионального научно-практического семинара «Современные технологии в образовании в условиях перехода на ФГОС ООО» с целью совершенствования качества образования с помощью внедрения современных технологий в процесс преподавания учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий на базе МБОУ «Лицей №1» Чистопольского муниципального района
Использованные средства: раздаточный материал к обучающим структурам (листы формата А-3, ручки, блокноты, фломастеры, конверты с ситуациями, МЭНЭДЖ МЭТ, изображения Солнца, Облака и Тучи), музыкальное оформление (фонограмма песен «Я, ты, он, она – вместе целая страна», «Давайте говорить друг другу комплименты»).Ход игры - дискуссии
Этап игры Оборудова-ниеДеятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент Звучит фонограмма песни «Я, ты, он, она – вместе целая страна»
МЭНЭДЖ МЭТ - Добрый день, дети, уважаемые гости. Я рада с вами встретиться.
Пожалуйста, определитесь, под каким номером вы сидите. Все участники команды, которые сидят под №1, пожалуйста, поднимите руку (далее повторить для №2, №3, №4, №5).
Посмотрите на своего Партнера по ЛИЦУ и по ПЛЕЧУ. Дайте пять вашему Партнеру по Плечу.
И слегка ударьтесь кулачками с вашим Партнером по Лицу.
(Пятый ученик сидит между 4 и 1)
Великолепно! Теперь у нас сформировались команды и мы готовы продолжить.
Улыбнитесь друг другу, подарите мне и нашим гостям свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Вы сейчас похожи на Солнышко. Дети приветствуют стоя.
Приветствуют друг друга
как партнеры по плечу, по лицу.
Психо-логический наст-рой - Ребята, а вы слышали такое выражение «И на солнце есть пятна»? Как вы понимаете эти слова?
- Давайте послушаем притчу о Мальчике с Пальчике: Мальчик с Пальчик решил изменить мир. Но мир такой большой, а Мальчик с Пальчик такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а Мальчик с Пальчик такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у Мальчика с Пальчика такая большая, одних детей десяток. Так Мальчик с Пальчик добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя. Наше светило имеет еле
заметные пятна. Пятна – недостатки. Мы видим
недостатки и у людей, говорим
им об этом. Пытаемся их
изменить.
Работа с прит-чейФото на столах: разные религии, разные национальности, разный цвет кожи, разная культура Мы сейчас с вами поговорим об этой притче, использую обучающую структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН, что означает, что вы проговариваете ответы на вопрос по кругу один раз.
- Как вы поняли эту притчу? Какой вывод вы сделали для себя?
Подумайте 30 сек. Начинают отвечать партнёры №1, затем остальные по кругу.
Через 2-3 мин Учитель спрашивает «Вы выполнили задание? Готовы дальше работать?»
Итак, какой вывод вы сделали для себя? Можете использовать и ответы партнеров.
Учитель хвалит детей: «Вы просто молодцы!»

- Ребята, а сейчас посмотрите на фотографии у вас на столах. Какой теме они посвящены?

Значит, тема нашего занятия: ЛЮДИ СУЩЕСТВУЮТ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА.
ЦЕЛЬ: что нужно сделать, чтобы жить друг для друга?
Вывод: Итак, человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее, при этом не мешая окружающим. А какими качествами надо обладать для этого? Дети выполняют задание
Да
Отвечают партнеры № 2 каждого стола
Ответы детей
На 4 углах вывешены таблички
Вывесить на доске слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ На этот вопрос мы ответим при помощи обучающей структуры КОНЭРС. У нас обозначены углы. Посмотрите и определите, какое из качеств вам ближе. Подумайте 10 сек. и примите решение.
- Вы решили? Если да, то, пожалуйста, запишите свой ответ, не обсуждая с другими учениками.
По моей команде, кому ближе качество ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ - вы пройдете в этот угол (показать), кому ЖЕЛАНИЕ ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ – в этот угол, кому УМЕНИЕ СЛУШАТЬ СОБЕСЕДНИКА – в этот угол, кому УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ – в этот.
Возьмите свой блокнот и ручку. Сейчас встаньте, задвиньте стулья и пройдите в тот угол, который вы выбрали.
Если только 1 участник выбирает один из углов – попросить его выбрать другой угол (альтернатива). Он может остаться при своем мнении, но общаться с участниками в другом углу.
В своем углу встаньте в пару с учеником не из вашей команды. (Убедитесь, что все встали в пары)
Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол. Начинает тот, у кого больше букв в имени (или фамилии). (10 сек.)
Учитель спрашивает «Вы выполнили задание? Готовы дальше работать?»
А сейчас несколько человек из каждого угла поделятся, почему они выбрали этот угол.
- Отвечает тот, чьё имя начинается с буквы, ближайшей к началу алфавита;
- отвечает тот, кто выше ростом;
- отвечает тот, у кого светлее глаза;
- отвечает тот, кто чаще улыбается.
Учитель хвалит детей: «Вы молодцы! Благодарю вас и прошу вас вернуться на свои места».

Итак, чтобы изменить себя в лучшую сторону, вы считаете необходимо обладать такими качествами. Все эти качества имеют одно общее название – КАКОЕ?

(вывесить слово на доске) Ученики расходятся по разным углам в зависимости от
выбранного ими варианта
ответа.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Словарная работа Слайд с портретом Талейрана ПеригораПортрет С.Лаврова-МИД
Показ фото: терракт в Волгограде – декабрь 2013 года; вооружен.
конфликт в Украине.
Магниты, карточки - Это слово имеет свою историю, с которой нас познакомит УЧЕНИК (стол № 2)
- Спасибо за информацию. А скажите, пожалуйста, кто сейчас в РФ Министр иностранных дел?
А ему присущи качества, которыми обладал Талейран? Какие качества ему присущи?
- Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному (каждый столик готовил значение этого слова: стол № 4 – в ИНТЕРНЕТЕ стол № 1 – в английском
стол № 3 – словарь иностранных слов)
Учитель хвалит детей: «Вы молодцы!»
- Что же объединяет эти определения?
- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Вывод: Да, мы живём в беспокойное время, когда стали привычными слова «терроризм», «насилие», «вооруженный конфликт». Поэтому мы должны больше говорить о миролюбии и толерантности.
Ребята, у вас на столах даны карточки с чертами характера. Распределите их на 2 колонки: положительные черты и отрицательные.
Толерантная личность Интолерантная личность
Уважение мнения других
Доброжелательность
Желание что-то делать вместе
Понимание и принятие
Чуткость и любознательность
Снисходительность
Доверие
Прощение
Умение владеть собой Непонимание
Игнорирование
Эгоизм
Раздражительность
Равнодушие
Цинизм
Пренебрежение
Нетерпимость
Агрессивность


Это толерантная и интолерантная личности.
-Вывод: Итак, ребята, какой личностью надо быть? Рассказ ученика:
- На рубеже XVIII-
XIX веков во Франции жил Талейран Перигор,
князь Беневентский. Он
отличался тем, что при всех
правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был
человек, талантливый во
многих областях, но более всего –
в умении учитывать
настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем
способом, наименее
ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять
свои собственные принципы.
Ответы учеников: Сергей Лавров.
Он терпеливо объясняет
позицию России – мир во всем мире.
Ответы учеников:
1.В Интернете:
Толера́нтность (от лат. —
терпение) — терпимость к
чужому образу жизни,
поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. 
2)В английском –
готовность быть терпимым, снисходительным.
3)В русском – способность
терпеть что-то или кого-то
Толерантность означает
 терпимость к иному образу
жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Отвечают партнеры
№№ 3,4 от каждого столика по 2 примера. Выходят к доске и
магнитами прикрепляют
карточки с названием
качеств, помогающих №3 (в левую колонку) и
мешающих № 4(в правую) общению
Ответы детей: ОЗВУЧИТЬ
(Толерантной)
Практикум На столах карточки-ситуации - Давайте посмотрим, как это действует на практике? Каждому столику предложена ситуация. Обсудите её.
1) В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!». Ваши действия.
2)Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить её. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь ты? Твой друг? Учитель?
3)Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
4)Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
Вывод: Надеюсь, что и в жизни вы так поступите. Ученики обсуждают 1 МИН.
в группах. Затем от каждого
столика отвечают партнеры под № 1
Обоб-щениеЗвучит фонограмма песни Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплимен-
ты» А сейчас, ребята, вы составите ПАМЯТКИ «Я – ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

ПАМЯТКА (правила культурного общения)
Уважай собеседника
Будь тактичен
Не унижай собеседника
Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в неловкое положение
Будь внимателен к собеседнику
Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его
Стремись к взаимопониманию
Спасибо. Молодцы. 3 минуты, на форматах № 3,
Ученики работают
Затем выходят к доске и
зачитывают свои памятки (№ 2).
Рефле-ксияПодве-дение итогов Давайте подведем итоги.
- А вы себя к какой личности отнесете?
У вас на столах лежат карточки с изображениями:
СОЛНЦЕ – толерантная личность, всегда проявляющая записанные в таблице качества; ОБЛАКО – человек, сочетающий в себе качества и толерантности и интолерантности;
ТУЧА – человек в большей степени интолерантный, часто проявляющий качества интолерантной личности.
Оцените себя с позиции толерантности и покажите свою самооценку. Прошу вас быть максимально честными с самими собой. ( Подумайте 30 сек.)
ПОДНИМИТЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
- Почему вы подняли изображения и СОЛНЦЕ, и ОБЛАКО?

Вывод: мы не в полной мере являемся толерантными и нельзя в одночасье сделаться таковыми, невозможно в одно мгновение изменить своё поведение и поведение других людей, и не надо себя корить за это. Однако надо учиться быть терпимыми, уважительными и милосердными по отношению к другим людям. Это очень важно в современном мире.
В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани.
Вы просто молодцы. Отличного вам дня! Я была рада с вами встретиться и так продуктивно поработать. Дети выполняют задание
Ответы детей