Изображение пространства в пейзаже

Тема моего урока – изображение пространства в пейзаже – это вторая тема в 3 четверти в 7 классе. Основной замысел проведённого мной урока заключался в том, что рисовать не сложно: можно и без карандаша, и быстро, и правильно по технике ТРИЗ.
Цель урока: Расширить знания учащихся о правилах линейной перспективы в изобразительном искусстве применяя технику ТРИЗ.
Задачи урока: - Расширить представление детей о жанре пейзажа, ознакомить с работой художников в этой области.
- Развивать композиционное мышление, образное воображение, художественный вкус.
- Научить применять свои знания о линейной перспективе для рисования пейзажа.
- Воспитывать любовь к окружающему миру.
Содержание урока следующее: Для эмоционального настроя учащихся я читала стихи, для актуализации знаний – задавала вопросы. Использовала зрительный ряд, который показывает как художники добиваются выразительности, используя законы перспективы. Уроки ИЗО как никакие другие демонстрируют принципы личностно-ориентированного подхода, т. к. каждый ученик рисует по-своему, а учитель помогает   ему выразить свой внутренний мир. Представим: любой человек каждый день видит дерево и видит изображение дерева на картине, а вот как создавалось это изображение  - он не знает. Как бы долго учитель не объяснял, что ствол дерева сужается кверху, а ветки имеют разную толщину и направление, ученик всё равно нарисует по-своему – прямоугольный ствол с обрубленной вершиной и параллельные одинаковые ветки. А если учитель систематически будет рисовать вместе с детьми, давая тем самым образец, то пусть не сразу, но когда-нибудь ученик нарисует это дерево правильно. Т. О. учитель активизирует и обогащает субъективный опыт учащихся, стимулирует проявление ими инициативы и самостоятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Для подведения итогов урока нужно всегда организовывать выставку всех работ, для того, чтобы учащиеся могли оценить не только свою работу, но и сравнить её с другими, учились говорить об искусстве, использовать художественные термины.
Считаю, что мне удалось реализовать замысел урока и  решить поставленные задачи. Проведённое занятие было направлено на развитие творческих способностей школьников, оно расширило знания учащихся о правилах линейной перспективы в изобразительном искусстве. Дети научились применять свои знания о линейной перспективе для рисования пейзажа. Достоинством проведённого урока можно считать то, что , как мы видим, не было (явно) неудачных работ, настроение ребят и их самооценка не ухудшились, а это способствует формированию позитивного взгляда на мир.
15