Статья по методике преподавания истории в школе глухих


Использование элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания в школе для глухих.
Обучение детей – это сложная и кропотливая работа, а обучение глухих детей – это еще больший труд. Особенностью работы с неслышащими детьми является то, что их невозможно заинтересовать словом. Как бы не старался учитель дать знания ученику у него ничего не получится, если ученик этого не хочет, если у него нет интереса к предмету и желания узнать новое. Значит, задача учителя – заинтересовать, увлечь учащихся и сформировать у них прочные знания, умения и навыки по предмету.
При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников, так как по справедливому наблюдению психологов, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% –от мотивов. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы. На протяжении всего обучения ученика в школе учебная деятельность является ведущей, и, следовательно, тема формирования мотивов, побуждающих её, представляет интерес для изучения.
Психолог А.К. Маркова выделяет три уровня развития познавательной мотивации школьников: широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний, который характерен для младшего школьника, учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний, соответствующий подростковому возрасту, и мотив самообразования, этот зрелый познавательный мотив должен проявляться в старшем школьном возрасте.
В педагогической литературе определяются три основных источника формирования положительных познавательных мотивов деятельности:
Содержание учебного материала
Характер и уровень учебно-познавательной деятельности
Отношение учителя с учащимися.
Итак, в формировании мотивации учения важную роль играет содержание учебного материала. Необходимо понимать, что содержание каждого урока, каждой темы может быть мотивировано только при выполнении следующих условий:
учитывать характер потребностей учащихся;
быть доступным, но и достаточно сложным и трудным;
опираться на прошлые знания, нести новую информацию;
направлено на решение проблем познания явлений и объектов окружающего мира, овладение методами этого познания.
Большую роль в формировании мотивации учения играют различные формы коллективной деятельности на уроке. Её выбор зависит от возраста учащихся, от особенностей класса и учителя.
Опыт показывает, что использование групповых форм обучения позволяет вовлечь в работу всех ребят, поскольку попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик, как правило, не может отказаться выполнять свою часть работы, внося лепту в общее дело. При этом важно правильно организовать работу групп. С этой целью полезно выполнять ряд действий:
Определить участников групп, обязанности и права каждого члена.
Объяснить, зачем и почему они будут что-то делать все вместе и в отдельности.
Поставить конкретные цели, которые должны быть всем понятны и приняты ими.
Выявить предмет деятельности.
Продумать способ решения задачи: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский методы работы.
Определить правила совместной работы и меры воздействия за их нарушение.
Такая организация учебной деятельности на уроке не только создает благоприятные условия для усвоения знаний, но и формирует учебно-познавательные мотивы, которые оказывают большое влияние на формирование мотивации.
На уроках истории и обществознания, с целью формирования положительной мотивации и прочных экологических знаний, я использую следующие методы и приемы:
Различные приемы технологии развития критического мышления, которые учат мыслить, выделять проблему, заставляют думать:
Синквейн.
1 строка – тема (1 слово – существительное)
2 строка – описание темы (2 слова – прилагательное)
3 строка – описание действия (3 слова – глагол)
4 строка – отношение к теме (фраза из 4 слов)
5 строка – суть темы (1 слово)
Например: Природа
Важная, нужная
Уничтожать, разрушать, беречь
Жизнь невозможна без нее
Гуманность
Схема «Фишбоун»
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
2037512902430Например:
-115443087058500-1454785-71755Как человек
использует природу?
00Как человек
использует природу?
Полезные ископаемые Строительные материалы Продукты питания Лекарства Удовлетворение жизненных потребностей Человек тесно связан с природой и очень активно ее использует.
Нефть, газ,… Лес, гранит, камень … Растительные и животные Минеральные, животные и растительные Вода, воздух… Таблица «Плюс – минус – интересно».
Пример применения таблицы «ПМИ».
Атомная энергетика. Проблемы использования атомной энергии.
«+» «-» «?»
- Самый экономичный вид энергии.
- Энергия будущего. - Радиация (мутации).
- Аварии на АЭС. - Сколько в мире АЭС?
- Как давно человек использует атомную энергию?
- Сколько аварий было на АЭС в нашей стране?
- Какая страна в мире лидирует по использованию АЭС?
Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации.
«Шесть шляп мышления»
а) факты
б) позитивное мышление
в) проблемы, противоречия
г) эмоции
д) творчество
е) обобщение
ИКТ на уроках:
одним из инструментов, позволяющих повысить интерес к изучаемой проблеме является программа Power Point. В данной программе учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке рефератов, докладов, составление проектов, а также позволяет развивать у учащихся логическое мышление).Проектная деятельность (снять видеоролик на тему…, с защитой)
Видеоматериалы на уроке и во внеурочное время повышают эффективность усвоения программных тем, основных сложных понятий; побуждения и развития интереса учащихся к проблеме, к предмету в целом; формирование у учащихся ярких, зримых представлений о событиях; обеспечение определенного эмоционального настроя, побуждения интереса к мотивам и целям поступков людей, к поискам примеров для подражания. Кроме документальных фильмов, на уроках также активно использую более близкие для молодежи музыкальные клипы (М. Джексона «Earth Song» («Песня Земли») Linkin Park «What I have done» и т.д.).
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересным не только уроки повторения и обобщения, но и изучение нового материала. Игра делает более динамичным усвоение фактов, дат, имен и т.д. а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. К тому же актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника учебной информацией. Многие игры не нуждаются в особом реквизите и довольно просты в использовании. По времени они занимают в среднем от 10 до 30 минут, т.е. часть урока. Таким образом, учитель может использовать игру вместе с другими видами учебной работы. При изучении нового материала я чаще всего использую такие игры как: «Диафильм», «Живая картина», «Чистая доска» и т.д.
Игры, используемые на этапе закрепления, способствуют формированию практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, динамического повторения дат, развития внимания и памяти, а также формированию практических навыков по работе с картой, соотнесению объектов с датой и событиями. Они позволяют раскрыть творческие способности детей, развивать мышление и применять дифференцированный подход. Это такие игры как: «Исторические пятнашки», «Молчанка», «Старт – Финиш», «Ассорти».
Все элементы содержания исторического и обществоведческого образования взаимосвязаны. Только гармоничные сочетания этих элементов позволят успешно реализовать цели и задачи всего учебно-воспитательного процесса истории и обществознания.
На уроках истории и обществознания вырабатывается опыт эмоционально-ценностного отношения ученика к окружающей действительности, к осваиваемым ее объектам. Такой опыт определяет избирательное отношение к окружающей среде, своей деятельности и ее результатам, стимулирует социальную активность и способствует усвоению всех элементов содержания образования.