Презентация Прикладная направленность преподавания математики


«Прикладная направленность преподавания математики». Подготовила: Пенина Татьяна Ивановна, учитель математики МОУ СОШ № 15 г. Мичуринска Современное общество предъявляет новые требования к системе образования. Усиление прикладной направленности школьного курса математики, т.е. осуществление связи его содержания и методики преподавания с практикой, – один из моментов модернизации современного математического образования.«Результат образования – это не только знания по конкретным предметам, но и умения применять их в повседневной жизни, использовать их в дальнейшем обучении.» Новый образовательный проект «Наша новая школа». Противоречия Между социальным заказом общества и недостаточной мотивацией учебной деятельности учащихся. Между математизацией всех наук и гуманизацией математики. Декларация усиления прикладной направленности преподавания математики и отсутствие исследований по теме. Необходимость использования ИКТ на уроках и слабая материальная база математический кабинетов. С одной стороны – необходимость внедрения здоровье сберегающих технологий, с другой – интенсификация труда школьника. Гипотеза Наличие познавательного интереса положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на формирование личности школьника и его подготовку к адаптации в современном мире. Прикладная направленность преподавания математики способствует развитию познавательного интереса, и, как следствие, повышению качества математических знаний. Объект исследования - процесс обучения математике в 5-6 классах.Предмет исследования – прикладная направленность преподавания математики в 5-6 классах.Цель - через усиление прикладной направленности преподавания математики в 5-6 классах повысить качество математического образования. Задачи: 1. Изучить психолого-педагогические, методические, теоретические источники по данному вопросу. 2. Проанализировать программу по предмету с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы. 3. Апробировать различные виды работы по прикладному обучению математике.4. Проанализировать результативность проведенного исследования. теоретические (изучение методической литературы, анализ результатов, педагогических измерений);эмпирические (наблюдение, сравнение);статистические (анализ данных);педагогический эксперимент, тестирование. 1 этап: январь 2009г.- май 2009г.- диагностический. Изучение и анализ литературы. Анализ затруднений. Постановка проблемы. 2 этап: июнь 2009г.- прогностический. Уточнение целей и задач.3 этап: сентябрь 2009г.- май 2010 г.- практический. Диагностика качества образовательной деятельности учащихся.4 этап: июнь 2010г.- декабрь 2010г.- обобщающий. Обобщение, систематизация и описание результатов.5 этап: 2011г.- внедренческий. Распространение опыта. - Повышение мотивации к обучению на основе прикладной направленности преподавания математики.- Совершенствование системы повышения качества обучения на основе внедрения разработанной модели.- Создание эффективной системы обучения, направленной на воспитание и развитие самостоятельной творческой личности. 1.Задачи. 2. Межпредметные связи.2.Формы организации учебного процесса.3.Внекласные познавательные развивающие мероприятия.4.Использование ИКТ. 1.Заинтересовать или мотивировать.2.Развивать умственную деятельность. Формировать математический стиль мышления.3.Объяснить соотношение между математическими и другими дисциплинами. Функции: методологическая, образовательная, развивающая, воспитывающая, конструктивная.Формы использования задач: проблемные вопросы, количественные задачи, практические задания. 1.Каждое новое понятие или положение первоначально появляется в задаче практического характера.2.Обеспечивается органическая связь изучаемого теоретического материала и задачного материала, чтобы школьники понимали его значимость, ближнюю и дальнюю его перспективу. Очерчивается область, в которой данный материал имеет фактическое применение.3.Внимание учащихся акцентируется на универсальности математических знаний. На конкретных примерах показывается их прикладной характер. - Уроки разных типов.- Лекции. - Практические занятия.- Нетрадиционные формы уроков.- Интегрированные уроки. результаты программазанятие задачипроцентыдиаграммымоделирование Цель: развитие самостоятельности, познавательной активности, творческих способностей обучающихся посредством вовлечения их в урочную и во внеурочную практическую деятельность. Формы организации обучения уроки-объяснения, проектные занятия,интегрированные уроки, познавательные игры, конкурсы, викторины, тестирование, контрольные занятия, компьютерные презентации. Методические принципыПростота, ясность, естественность, разумная строгость. Деятельность обучающихся в процессе обученияРепродуктивнаяПроблемно-поисковаяИсследовательская Эвристическая Методическое обеспечение информационная и справочная литература;сценарии массовых мероприятий;наглядные пособия по темам;диагностические методики для определения уровня знаний, умений, навыков и творческих способностей детей;новые педагогические технологии в общеобразовательном процессе (педагогика сотрудничества, создание ситуации успешности, взаимопомощи в преодолении трудностей- активизация творческого самовыражения, ИКТ). Параметры оценки и учета степени самостоятельностиУровень усвоения учебного материала СамооценкаСтепень руководства учителем Характер познавательной деятельностиОрганизованность МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 1. Снизился спад качества знаний при переходе из начальной школы в среднее звено.2. Выросли средний балл по предмету и качество знаний при переходе из 5 класса в 6 класс.3. Увеличилось количество учащихся, имеющих достаточный уровень интеллектуального развития (умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, классификацию, логически мыслить, действовать по алгоритмам).   Диагностика качества: итоги мониторингов Контрольный класс Экспериментальный класс Можно снизить резкий спад качества знаний по математике при переходе из начальной школы в среднее звено через усиление прикладной направленности преподавания математики. 1. Образовательный проект «Наша новая школа».2. Проект ФГОС нового поколения. 3. Примерные программы по предметам – Математика. 4.Костенко Л.В. «Здоровье сберегающие технологии в школе» /Открытый класс.5. Терёшин Н.А. «Прикладная направленность школьного курса математики: книга для учителя», М.Просвещение. – 1990.6. Шапиро И.М. «Прикладная и практическая направленность обучения математике в средней общеобразовательной школе»/Открытый класс.7. Интернет – ресурсы. Спасибо за внимание !