Самостоятельная работа по методике преподавания русского языка на тему: Драматизация как методический прием изучения литературы в начальной школе


Министерство образования и науки Астраханской области
ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
по МДК «Русский язык с методикой преподавания»
на тему: «Драматизация как методический прием изучении литературы в начальной школе»
Выполнила:
студентка 3 «А» группы
________Джубаньязова Л.С.
Проверила:
_________Шалдаева В.В.
Астрахань 2015
Драма — род литературы, созданный для постановки на сцене.
Драма похожа на эпическое произведение тем, что автор ее, как и автор эпоса, повествует о развивающемся действии, но развернутое повествовательно-описательное изображение действия в драме отсутствует. Авторская речь в драме также почти отсутствует, представлена бывает лишь перечнем действующих лиц и их краткой характеристикой, обозначением времени и места действия, описания обстановки в начале актов и эпизодов, комментариями к отдельным репликам героев и указаниями на их движения, жесты, мимику, интонации. Основной текст драматического произведения - цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. В этом выражается ограниченность художественных возможностей драматурга по сравнению с эпосом. Характеристика действующих лиц раскрывается без помощи авторской речи: в ней нет портрета, нет авторской характеристики. Таким образом, с помощью драматизации учитель может решить задачу нравственного, эстетического развития детей, обучая их умению осуществлять характеристику героев, анализируя их поступки, речь и т.д. В драме персонаж самостоятельно действует на сцене, и зритель сам делает выводы, вытекающие из его поступков. В этом и состоит назначение драмы - научиться чувствовать индивидуальные характеристики персонажа, его внутренний мир, руководствуясь его внешними проявлениями.
Читатель драмы должен при помощи собственного актуального опыта и воображения представить происходящие действия и их участников, домыслить их судьбы и переживания, сокрытые за их словами.
Драма как род литературы ранее не врубалась в программки для исходной школы, ну и в 5 (4) —6 классах была представлена только во внеклассном чтении сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев». Это разъяснялось тем, что ребенок до 13—14 лет не готов к настоящему восприятию драмы в силу неразвитости воображения и трудности общения с драматическим текстом. Но практический опыт учителей поставил эти выводы под сомнения, и в 90-х годах было внушительно подтверждено в целом ряде исследовательских работ, что ребенок 10 лет не только лишь с энтузиазмом слушает пьесы и глядит их в театре, да и готов к их чтению и осмыслению под руководством учителя. Опыт был перенесен и в младшую школу и отдал жизнеутверждающий итог: при четком выборе драматического произведения, затрагивающего интересы малыша, младший школьник готов и способен освоить главные представления и о драматической форме и осмыслить содержание пьесы. Потому сейчас учить читать и осмыслять драму как род литературы мы пробуем уже в младшей школе на примере драматических сказок либо пьес, адресованных детям младшего школьного возраста.
Все детки обожают играть, и ролевые игры — одни из самых любимых: в их детки осваивают мир, обучаются, перенимают опыт взрослых. Потому инсценирование — театральная игра — любима маленькими школьниками и доступна им.
Чтение не дает полного представления о содержании драмы. Она получает свое окончательное воплощение на сцене, что называется театром. Театр - искусство публичное, массовое. Он впрямую воздействует на людей, как бы сливающихся воедино в откликах на совершающееся перед ними.
Речевое самораскрытие в драматических произведениях осуществляется в виде монологов и диалогов. Учителю надлежит обратить внимание детей на то, с чем они имеют дело. Диалог - обычно словесный поединок. Он может быть гармоничным сочетанием реплик, разделенных вытекающими из содержания произведения, мимически выраженными паузами. Участники диалога не говорят, а разговаривают, взаимно «заражаются» настроением, исходя из последней реплики партнера. Для того чтобы качественно воспроизвести монолог, необходимо внутренне перевоплотиться в образ героя, чтобы выстроить в своем воображении линию его поведения, разобраться в его настроениях, намерениях и поступках в отношениях с другими лицами, мысленно представлять себе эпоху, в которую он жил. Трудность состоит в том, что, работая над ролью, ребенок может оказаться не способным перевоплощаться, играть чувства другого человека. В такой ситуации на помощь приходит личный эмоциональный опыт ребенка, основываясь на котором, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев. При этом поведение детей на сцене будет естественным. Взаимодействуя с партнерами, учащиеся будут приобретать умение слушать и слышать друг друга и соответственно менять свое поведение.
Понимая, что делать на сцене, дети пытаются действовать каждый раз по-разному, это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли могут играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. И здесь задача педагога - раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, не подражая другим исполнителям. Речь здесь идет о становлении ребенка как личности, обладающей индивидуальными выразительными средствами, умеющей применять их в складывающейся ситуации, понимающей других людей, умеющей адекватно оценить их внешние проявления.
Создание спектакля с детьми - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Любая встреча детей с пьесой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к драматизации.
Драматизация - действительно эффективный вид работы на уроках литературного чтения, так как разнообразит, углубляет и оживляет урок, призывая к творческой активности всех детей без исключения. Такая активность всегда зиждется на эмоциональном подъеме, искреннем чувствовании и полном понимании искусства, а раз эти моменты имеют место, то уместно говорить и о наличии способности воспринимать реальные жизненные явления через призму приобретенных и развившихся чувств ребенка, задействованного в процессе «живого» урока.
2. Прием драматизации текста.
1.Эпическое произведение переводится в драматическую форму, т.е. повествование преобразуется в диалог, а описание и авторские комменты или опускаются, или переводятся в сопровождающие действие ремарки.
2.Для драматизации выбирается законченный кусок эпического произведения либо целое произведение небольшого объема, в каком присутствуют диалог и авторские комменты, также маленькие описания (словесные портреты героев, элементы пейзажа и т.п.).
- На первом шаге обучения приему нужно поменять текст так, чтоб в нем остались только высказывания персонажей.
- На втором шаге ученики обучаются составлять к репликам персонажей ремарки, отражающие эмоции героев (раздраженно, с ухмылкой, саркастически), коммуникативную направленность (в сторону, смотря в глаза), силу звучания голоса (шепотом, ясно, звучно) и важные паузы. - На третьем шаге создаются авторские ремарки ко всему эпизоду (картине) и меж репликами: короткое описание места деяния, интерьера либо пейзажа, возникновение либо уход персонажа, принципиальные звуки и деяния {раздается песня, герой пристально рассматривает картину на стенке). 3.После окончания драматизации куска эпического произведения необходимо прочесть новый текст по ролям выразительно и сопоставить восприятие начального текста с его драматизированным вариантом. Таким образом, мы готовим учеников к восприятию драматической формы и формируем представление о существенных различиях эпического и драматического родов, показываем, как много может быть укрыто за маленькой ремаркой, какую роль играет при чтении драмы читательское воображение.
Этот прием ориентирован на развитие логического мышления младших школьников, на обнаружение авторского присутствия в тексте и авторского дела к событиям и героям. Исчезновение создателя из текста затрудняет восприятие произведения, просит дополнительной работы читательского воображения, но при всем этом допускает огромную степень свободы. При всем этом текст не один раз перечитывается, а означает, и лучше запоминается и осмысляется.
Драматизация сюжетных стихотворений
При драматизации сюжетных стихотворений текст нельзя изменять, оставляя только высказывания персонажей: мы исказим ритмическую структуру текста и разрушим все произведение. Означает, следует решить, как он распределится между актерами, и что в момент произнесения текста будет происходить на сцене. От сценариста требуется богатое воображение.
3. Пример урока – драматизации:
Тема. Первая встреча с героями Чуковского.
Цель урока. Дать первые представления о многообразии творческой деятельности К. И. Чуковского. Подвести к ответу на вопросы: как К. И. Чуковский писал стихи? Почему его произведения радуют детей многих поколений? Почему, этому человеку удалось так много сделать, узнать, воспитать в себе «разборчивый вкус»?
Предварительное домашнее задание к уроку.
Собрать материал о писателе (статьи, фотографии из газет и журналов, иллюстрации, издания книг),
Прочитать и выучить отрывки из сказки Чуковского «Доктор Айболит».
Организационный момент
У доски выставка книг писателя, его портреты. Звучит музыка. Команды занимают свои места.
Учитель. Жил-был на свете добрый, веселый, трудолюбивый человек. Звали его Корней Иванович Чуковский. Он подарил людям много радостных встреч с героями своих книг. -
Но что это за шум? Вы слышите, ребята? Кажется, сюда кто-то идет.
Входят «артисты» в костюмах героев Чуковского.
Инсценировка отрывка из «Доктора Айболита»
Ученик. Корабль доктора Айболита потерпел крушение, и доктор и его звери едва сумели спастись. Но они добрались до Африки, хотя и очень устали, промокли, остались без крова.
Доктор Айболит. Нам некогда, думать об отдыхе! Скорее вперед! Нужно спасти обезьян! Бедные обезьяны больны, и они ждут - не дождутся, чтобы я вылечил их.
Сова Бумба. Тише, тише! Кто-то идет!
Ученик. Из лесу вышел какой-то лохматый старик с длинной седой бородой.
Старик. Что вы делаете? И кто вы такие?
Доктор Айболит. Я доктор Айболит. Я приехал в Африку, чтобы вылечить больных обезьян.
Старик. Ха-ха-ха! «Вылечить больных обезьян»! А знаете ли вы, куда попали?
Доктор Айболит. Не знаю. Куда?
Старик. К разбойнику Бармалею!
Доктор Айболит. К Бармалею! Бармалей — самый злой человек на всем свете! Но мы лучше умрем, чем сдадимся разбойнику! Бежим скорее туда— к нашим больным обезьянам... Они плачут, они ждут, и мы должны вылечить их.
Старик. Нет! Ха-ха-ха! Вы отсюда никуда не убежите! Бармалей убивает каждого, кто попадает в плен.
Доктор Айболит. Бежим! Мы можем спастись! Мы спасемся!
Ученик. Тут появился размахивающий саблей Бармалей.
Бармалей. Эй вы, мои верные слуги! Возьмите этого глупого доктора с его глупыми зверями и посадите их в тюрьму, за решетку. Завтра я разделаюсь с ними!
Ученик. Подбежали злые слуги, схватили доктора, Крокоди­ла, сову Бумбу, собаку Авву, обезьяну Чичи, утку Кику и отвели их в темницу.
Старик. А теперь я вас запру, а ключ сдам Бармалею.
Бармалей. Я ухожу и ключ уношу с собой.
Чичи. Бедные мы, бедные. Из этой тюрьмы вам не уйти никогда. Больше мы не увидим ни солнца, ни цветов, ни деревьев.
Ученик. Свинка захрюкала, собака взвыла, Крокодил заплакал такими большими слезами, что на полу образовалась лужа.
Доктор Айболит. Друзья мои, нам нельзя унывать! Мы должны вырваться из этой тюрьмы — ведь нас ждут больные обезьяны! Пере­станьте плакать! Давайте подумаем, как спастись.
Крокодил. Милый доктор, спастись нам нельзя. Мы погибли. Двери нашей тюрьмы сделаны из железа. Разве мы можем разбить эти двери? Завтра утром к: нам придет Бармалей и убьет нас всех до од­ного!
Доктор Айболит. А мы все же спасемся. Карудо, лети ко мне! (Шепчет что-то Карудо на ухо)
Карудо. Хорошо.
Ученик. Карудо протиснулся между решетками, выбрался на улицу и полетел к Бармалею. Бармалей крепко спал и громко храпел. По­пугай подкрался к нему и вытащил из-под подушки ключ. Ключ был тя­желый, но Карудо крепко держал его в клюве.
Доктор Айболит. Молодец, Карудо. Вот мы и спасены. Бежим скорее, пока Бармалей не проснулся.
Ученик. Доктор схватил ключ, открыл дверь и выбежал на улицу. А за ним — все его звери.
Все. Свобода, свобода!
Доктор Айболит. Спасибо тебе, храбрый Карудо! Ты спас нас от смерти. Если бы не ты, мы бы пропали. А вместе с нами погибли бы и бедные больные обезьяны.
Карудо. Это ты научил меня, что нужно сделать, чтобы выбраться из тюрьмы.
Доктор Айболит. Скорее, скорее к больным обезьянам!
Ученик. Все убежали в чащу леса.
Актеры уходят.
Учитель. Кай хорошо, что Айболит и его друзья выбрались из темницы!
Задание I. Из какого произведения Чуковского взяты эти строки?
Задание II. Кому принадлежат эти слова? Кто так поступил?
Корней Иванович рассказал, что, когда он работал над сказкой, двустишия, подобные тем, что в левой колонке таблицы, его просто одолели. Он сочинил их до сотни. И почувствовал к ним «омерзение».
Почему же это плохие строки? Подумайте, перечитайте их тихонько. Чувствуете ли вы, что действительно что-то не так?
Во-первых, однообразно, во-вторых, надоедает...
Четыре дня мучился писатель, чтобы найти что-то новое. И его охватывало отчаяние, а строчки все росли, и вот уже кобра пожаловалась на свои «заболевшие ребра». И только на пятый день поисков вдруг возник­ли те две пары замечательных строк, которые у нас в правой половине таблицы. Что же в них замечательного?
В этих строчках больше глаголов, в них больше зримых картин. Но самое главное, как считал Чуковский, сначала были просто жалобы на болезни, а теперь «в каждом из них есть обидчик и есть обиженный. Жертва зла, которой необходимо помочь».
Кто в этих стихах обидчик? Кто страдает от этого обидчика? Кто помогает обиженным?
Когда писатель сочинил эти строчки, он почувствовал, что сумел выразить главное: обиженному помоги!
Назовите другие сказки писателя, где он говорит об этом же.
Кстати, эту сказку Чуковский очень любил и говорил, что это «наиболее веселое, наиболее музыкальное, наиболее удачное» его произведение.
Вы убедились в том, что даже детская сказочка, читая которую хочется прыгать и смеяться, содержит умную мысль, напоминает человеку о чем-то важном?
Сказки Чуковского учат жить смело, весело, никого и ничего не бояться, помогать другим.
На этом этапе можно использовать выступления капитанов команд с обзором книг, принесенных на урок (указываются годы изданий, место изданий, содержание, художники).
Список использованной литературы:
Интернет – ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/581622/http://bibliofond.ru/view.aspx?id=520409http://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/130504http://epabramova.ru/urok-drevnegrecheskij-mif-yabloki-gesperid/http://globuss24.ru/doc/beregi-chesty-smolodu-instsenirovka-po-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka-8-klasshttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98674219http://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/inscenirovka-po-otryvku-iz-romana-a-s-pushkina-laquo-dubrovskiy-raquo-770669http://www.ug.ru/method_article/743http://www.zavuch.ru/methodlib/401/102433/