Создание образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика.


Создание образовательной среды,
обеспечивающей саморазвитие каждого ученика.
Прежде, чем говорить о создании образовательной среды, нам следует понять, а что этот собственно такое. Под образовательной средой мы будем понимать естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика.
Образовательное содержание учебного предмета в средовом подходе не передаётся ученикам напрямую, а выращивается у них в ходе учебной деятельности: при изучении образовательных объектов, коллективной коммуникации, сопоставлении полученных результатов с культурно-историческими аналогами и т.д.
Согласно средовому подходу содержание образования ученика трактуется как средство его собственного самопроявления. Способы конструирования содержания образования в этом случае отличаются от традиционных. Например, не требуется изначального задания полного объёма планируемого содержания образования, поскольку предполагается, что каждый ученик конструирует и создаёт в результате деятельности внутреннее содержание образования, отличающегося от внешне заданного.
Модели образовательных сред. Окружающая человека образовательная среда может быть представлена в виде сопряженных и жизненно важных для него сфер. Состав и строение этих сфер в различных образовательных концепциях различно.
В Вальдорфской педагогике такими сферами, соответствующими человеческому телу, душе и духу, считаются физический мир, душевно-чувственный мир и мир духа.
В философском учении русского космизма также говорится о сопряжении человека с многообразной окружающей Вселенной, а имено многослойность Вселенной, наличие в ней метакультур, связанных между собою общими метаисторическими процессами.
Многослойность и многосферность мира, с которым взаимодействует школьник, признают не только представители духовной, но и материалистической педагогики. Так, Б.Т.Лихачев называл три группы сфер, с которыми взаимодействует ученик: ноосферу (космическая, производственно-экономическая, экологическая); социосферу – системы общественных отношений (производственных, правовых, нравственных); психосферу (сфера разума, рационального регулирования поведения; сфера подсознательных, интуитивных механизмов мышления; сфера бессознательного, эмоционально-иррационального регулирования поведения, врожденных механизмов реагирования; сфера спонтанного проявления заложенных природой сущностных сил, дарований, способностей, механизмов приспособления к жизни).
Таким образом, концепция образования как взаимодействия учащегося с окружающими его сферами, играющими роль среды, имеет отражение в различных педагогических моделях. Процесс такого взаимодействия представляет собой не что иное, как образовательный процесс. Для его осуществления ученик должен владеть способами, адекватными сферам, с которыми он взаимодействует. Эти способы взаимодействия играют роль языка, на котором ученик "разговаривает" с окружающими его сферами.
Взаимодействие "ученик - среда" включает в себя множество каналов, каждый из которых подразумевает определённый язык взаимодействия.
Во-первых, - это языки физических органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Каждый человеческий орган вырабатывает свой язык взаимодействия с миром: глаза взаимодействуют с миром языком цвета и форм; уши - тоном, тембром, громкостью звука; кожа - твердостью и мягкостью, тепловыми ощущениями; познание происходит также с помощью языка движений: мимики, жеста, танцев.
Во-вторых, - это логические, коммуникативные и иные языки, ориентированные на мыслительные операции ученика; их чаще всего используют в школьной практике.
В-третьих, - это языки сверхчувственного взаимодействия с миром, например, интуиция, медитация, озарение, которые позволяют осуществлять познание, минуя логические мыслительные операции.
В-четвёртых, - это язык общения ученика с самим собой, т.е. язык рефлексивного взаимодействия его внутренних сфер. Ученик способен познавать объекты не только внешнего, но и своего внутреннего мира, который включает предметы его собственных мыслей и чувств (понятия, категории, образы) ясно отделяемые им от внешнего мира; их познание происходит с помощью рефлексивных форм и методов деятельности.
Совокупность всех каналов связи "ученик - среда" вместе с соответствующими им языками относится к деятельностному содержанию эвристического образования, цель которого заключается в том, чтобы помочь каждому ученику открыть каналы своего общения с миром, осознать их особенности, а также научиться различным языкам такого общения, необходимым для эвристической деятельности. Языки взаимодействия ученика с многообразными сферами познаваемого мира входят в содержание эвристического образования.
Способ познания, как утверждал П.А.Флоренский, определяется не только познающим, но и познаваемым. Так, лежащий на дороге камень, текущая река или произнесенное слово содержат в себе свойства быть познанными с помощью любой из сфер внутреннего мира ученика. Чтобы познаваемый объект был наблюдаем учеником, должны соблюдаться определенные условия: а) объект должен быть выделен учеником из окружающей среды; б) обозначен им в виде термина, понятия, рисунка, знака или иного средства; в) между учеником и объектом должно быть установлено взаимодействие на основе одного из известных ученику способов.
Ученик способен познавать объекты не только внешнего, но и своего внутреннего мира, который включает предметы его собственных мыслей и чувств (понятия, категории, образы) ясно отделяемые им от внешнего мира; их познание происходит с помощью рефлексивных форм и методов эвристической деятельности.
Образовательные процессы, их ёмкость, интенсивность и продуктивность определяются тремя условиями: с одной стороны, изначальным личностным потенциалом, который у всех людей разный, с другой - спецификой внешней образовательной среды, с третьей - ситуациями взаимодействия человека со средой и с самим собой (рефлексия, самопознание).
Технология взаимодействия ученика с образовательной средой. В предельном случае под образовательной средой будем считать образовательную область.
Традиционно под образовательной областью понимается, как правило, некоторый объём информации, предназначенной для усвоения учениками и подкреплённый сформированными умениями и навыками. С точки зрения эвристического обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена в его внутреннее личностное содержание, если у него нет на то соответствующей готовности, заключающейся в "оживлении" его внутренних образовательных процессов. Невостребованная информация будет им "складирована" в пассивном отсеке образовательного багажа и развивающей роли не сыграет. И, наоборот, отсутствие необходимой информации, которая резонировала бы с реально происходящими внутренними процессами ученика, тормозит их движение.
Каким образом определить качество и количество информационной среды, требуемой для развития естественных образовательных процессов ученика? Что ещё, кроме информации, необходимо для такого типа образования? Анализируя условия реализации целей образования в пространстве культуры, В.Слободчиков выдвигает задачу превращения в образовательную среду наличного для каждого места образования (класса, школы) социокультурного содержания, под которой он понимает все средства и содержание образования.
На наш взгляд, на начальном этапе образовательного процесса никаких дополнительных источников информации, кроме естественного окружения ребёнка, в том числе и информационного, находящегося в сети Интернет, не требуется.
Начальный внешний мир сам предлагает бесконечные возможности и условия для саморазвития человека. Введение дополнительной информации в жизнь учащегося должно происходить на основе наблюдения и анализа педагогом различных ситуаций взаимодействия ребёнка с внешним миром. Действия ученика, создаваемые им образовательные продукты способны сообщить видящему и вдумчивому педагогу сведения о необходимой ученику информации. Основная же задача учителя – не внесение в образовательную среду ученика всё новых и новых компонентов, а организация свободного образовательного взаимодействия с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира.
Ученик сам, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и результаты осознания своей деятельности сможет изучать необходимые ему информационные блоки, развиваясь в процессе творчества. Для организации такой деятельности учащемуся необходимы приёмы, способы, технологии деятельности, которые могут быть усвоены им во взаимодействии с педагогом или с помощью заданных школой образовательных процессов.
В результате взаимодействия с образовательной средой ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания. Эти знания отличаются от первичной информационной среды, в которой происходила эта деятельность. Знания здесь сопряжены с информацией, но не отождествляются с ней. Основными отличиями знаниевого продукта учащегося являются усвоенные им способы деятельности, понимание смысла изучаемой среды, самоопределение относительно неё и личное информационное и знаниевое приращение учащегося.
"Средовый" подход к эвристическому обучению является продуктивным, поскольку он ориентирован на создание учеником внутреннего образовательного продукта в форме приращения знаний, умений, способностей, способов деятельности, целей и ценностей. Кроме того, ученик создает внешние, отчужденные от него образовательные продукты: исследования, сочинения, поделки, другие произведения, также имеющие свое содержание.
Современная школа должна воспитывать детей так, чтобы, став взрослыми, они уверенно себя чувствовали и в лесной глуши, и в переполненном аэропорту большого города, чтобы при встрече друг с другом обращали внимание не на цвет кожи или принадлежность к той или иной конфессии, т.е. не на то, что является внешней формой, а видели действительную внутреннюю сущность человека.В современном мире штайнеровская педагогика продолжает оставаться реформаторской, хотя первая школа была основана в 1919 году в Штуттгарте в Германии для детей рабочих табачной фабрики “Вальдорф-Астория”. Именно поэтому в одних странах штайнеровскую педагогику называют по имени ее основателя Рудольфа Штайнера, в других — вальдорфской, по месту нахождения первой школы.
Основой штайнеровской педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям.
Космизм, своеобразное направление в русской философской мысли конца ХIХ—ХХ вв., включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления и размышления о проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса.
Идеи русского космизма: религиозно-христианский подход к пониманию основ бытия и стремление создать проект всемирного спасения — натурализм, мистицизм и реализм, мечтательность и научность, утопизм и действительность.
Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.
Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового (эвристика — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю).Содержание [убрать]