РЕФЕРАТ Лекция школьная по методике преподавания информатики


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И
ПЕРЕПОДГОТОВКИ – ГОРОД МОСКВА
По дисциплине для направления подготовки
Педагогическое образование
Методика преподавания информатики
РЕФЕРАТ
ТЕМА: «Школьная лекция»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Нестерова Анна Александровна
Москва-2016
План:
План:
Школьная лекция - метод организации изучения нового материала …..3
Методика проведения школьной лекции……………………………….…5
1.Основные требования к содержанию и проведению школьной лекции….6
2.Подготовка учащихся к лекции: предварительное опережающее домашнее задание……………………………………………………………………….….6
2.1.Научение приёмам и методам наиболее эффективного восприятия и
усвоения нового материала…………………………………………………....7
2.2.Подготовка учителя к уроку-лекции………………………………………8
2.3.Организация совместной деятельности учителя и учащихся на уроке…8
2.4.Оценка результативности урока лекции…………………………………..9
Возрастание значения живого слова учителя в условиях увеличения
потока информации и мультимедийных средств обучения………………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………11
Источники…………………………………………………………..……11
Школьная лекция - метод организации изучения нового материала
Лекция - систематическое последовательное изложение учебного материала.  Название происходит от латинского слова lectio - чтение.    Впервые    лекции    применялись    в    средневековых университетах: они заключались в чтении и комментировании преподавателем текста какой-либо книги. В XVIII веке лекция приобрела характер устного изложения учебного курса. В России лекции на русском языке впервые начал читать М.В. Ломоносов. Лекция - одна из основных форм учебного процесса в высших учебных заведениях. Школьная лекция несколько отличается от вузовской - меньшей продолжительностью, включением элементов беседы, постановкой учебных задач и их разбором и т.д.
Лекция - более сложная форма учебной работы, нежели рассказ, беседа, чтение, просмотр фильма и т.д. Поэтому в школе ее рекомендуется проводить только в старших классах, предварив ее большой подготовительной работой. Лекция требует внимания, умений следить за логическим развитием знаний, формулировать обобщения и выводы, вести запись основных положений в виде развернутого плана, тезисов или конспекта. Навык слушания лекций очень полезны. Это подготовит школьников к эффективной учебе в средних специальных и высших учебных заведениях и ко всем другим формам обучения и получения квалификации  неотъемлемым спутникам современного человека.
Начавшаяся работа по обновлению содержания исторического и обществоведческого   образования,   процессы,   происходящие   в   стране, способствуют появлению новых тенденций в состоянии преподавания, в уровне и качестве знаний учащихся. Важнейшими условиями для их развития и реализации являются: внедрение современных личностно-ориентированных педагогических технологий, методик развивающего обучения, вовлечение учащихся в различные формы познавательной деятельности, отработка умений и навыков, необходимых для социализации личности. Опыт показывает, что подготовка учащихся тем эффективнее, чем чаще в учебном процессе используются активные формы овладения знаниями, умениями, навыками: лекции, семинары, деловые игры, конкурсы рефератов, олимпиады, школьные научные конференции и т.п. В своей повседневной педагогической деятельности я активно использую все эти формы работы и могу предложить вниманию коллег крупинки опыта работы, некоторые новые, на мой взгляд, приемы повышения результативности процесса обучения учащихся.
Рассмотрим подробно, какие разновидности бывает лекция.
Визуализация, когда содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.).
Проблемная. Моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Цель такой лекции приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.
Лекция-пресс-конференция, содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.
Лекция вдвоём, работают два учителя (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблема происходит как за счёт формы, так и за счёт содержания.
Лекция-консультация близка по типу к лекции-пресс-конференции. Различия - приглашённый (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.
Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), метод “живой ситуации” формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать её.
Лекция-диалог, вопросы- ответы, на которых ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.
Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются её решить.
Вводные лекции, как правило, открывают изучение нового раздела или большой темы и содержат основные теоретические положения, конкретизация которых будет происходить постепенно в дальнейшем.
Узловые лекции проводятся по наиболее сложным проблемам курса, освещающим преимущественно теоретические вопросы.
Итоговые лекции завершают изучение крупной темы или раздела. Они позволяют обобщить значительный фактический материал, выделить основные линии сравнения, существенные связи, провести сопоставление, сформулировать важнейшие закономерности изученного периода. Итоговые лекции позволяют хорошо применять элементы беседы и проблемного изложения.
Методика проведения школьной лекции
    В данной работе хочу остановиться на методике организации проведения урока-лекции.
1. Методическая литература и передовой педагогический опыт предъявляют к содержанию и проведению школьной лекции по истории следующие требования:
-строгая научность изложения, высокий идейно-теоретический уровень;
-рассмотрение теоретических вопросов только на основе анализа и обобщения конкретных фактов и явлений общественной жизни;
-последовательное, законченное изложение проблемы, четко разделенное на отдельные вопросы;
-целенаправленная организация активной познавательной деятельности учащихся, применений знаний, показ практических приемов анализа, обобщения, доказательства, постановка познавательных заданий;
-эмоциональность изложения, стимулирование личного отношения учащихся к содержанию лекции, воздействие не только на ум, но и на чувства школьников;
-использование разнообразных методических приёмов и средств: описание, объяснение, рассуждение, беседа, наглядные пособия, документы, художественная литература и т.д.;
-доступность изложения, яркий образный язык.
1.Основные требования к содержанию и проведению школьной лекции
Школьная лекция должна дать учащимся целостное представление об изучаемой эпохе, особенно тех ее сторон, которые не предусмотрены в школьной программе, показать не решенные еще исторической наукой проблемы; провести исторические параллели. Лекция включает учащихся в ход размышлений учителя по содержанию исторических событий, она позволяет обучить их тому, каким должно быть историческое повествование, как соотносить факты и теорию.Психология и методика всегда придавали большое значение желания учащихся учиться, той мотивации, тем движущим силам, которые лежат в основе учения, в частности, на уроках-лекциях.
Поэтому исключительно важна подготовка учащихся к уроку, охватывающая мотивационно - эмоциональную, содержательную, логическую и организационную области. Подготовка к содержанию следующего урока начинается на сегодняшнем уроке. Предлагаю учащимся опережающее домашнее задание: Прочитать параграф или вопрос по учебнику, продумать круг вопросов, уяснить последовательность рассмотрения материала в учебнике, припомнить те или иные сведения из диаграмм, схем, таблиц, объяснение терминов по теме, которую предстоит изучить на следующем уроке. При этом объясняю важность каждого элемента этого опережающего домашнего задания, а на следующем уроке подтверждаю его важность и нужность практической познавательной деятельностью учащихся.
2.Подготовка учащихся к лекции: предварительное опережающее домашнее задание
Основные требования к опережающему домашнему заданию:
1.Оно планируется заранее.
2.Направляя внимание учащихся на целостное изучение темы, в задании надо уделить внимание самому важному (опорные знания, объекты прочного усвоения, какой материал особенно важно объединить с дополнительным материалом; что особенно важно запомнить, что требуется совершенно точно определить; что продумать самостоятельно, какие просмотреть схемы, таблицы, какие подготовить и т.д.).
2.1.Научение приёмам и методам наиболее эффективного восприятия и усвоения нового материала
Учащихся надо четко инструктировать, как и в каком объеме выполнить то или иное конкретное задание.
За последнее время установлено большое значение так называемой ориентации учащихся к предстоящей деятельности. Доказана несравненно большая продуктивность обучения, если учащиеся конкретно знают, чему они на данном уроке должны научиться, что сделать и какие способы деятельности с этой целью использовать.
Школьная лекция включает элементы проблемного обучения: очень часто в начале лекции ставлю определенную проблему, познавательную задачу, материал для решения которой содержится в лекции. В ряде случаев использую проблемное изложение в ходе самой лекции, давая тем самым учащимся образец решения проблемы. В процессе лекции помогаю учащимся записать основное содержание (план, диктую формулировки и выводы, выделяю основные вопросы и т.д.), особое внимание учащихся при этом обращая на культуру записей в тетради; на важность приобретения умений и навыков стенографирования; составление различных схем, таблиц, диаграмм и т.п. Если такую запись учащиеся делают впервые, то обязательно ее образец выполняю на классной доске или вывешиваю готовый образец исполнения. В ходе лекции учащимся часто предлагаю на черновике писать краткий или развернутый план моего изложения. После лекции, при закреплении изученного материала, эти записи проверяю, коллективно корректируем и, если успеваем, учащиеся записывают план в тетрадь на уроке, если нет, - делают это дома. Очень часто, читая лекцию, по узловым темам, вопросам, прошу учащихся следить за ходом изложения, рассуждения по «Памятке» - алгоритму изучения материала – которая, вывешивается на доске. Если лекция содержит большой практический материал, требующий систематизации, то по ходу ее изложения я помогаю учащимся заполнить тематическую или синхронистическую таблицу. Когда лекция охватывает несколько разноплановых вопросов, а систематизировать нужно только одни из них, во время лекции даю форму таблицы, помогаю заполнить 1-2 графы как образец выполнения задания, остальные, предлагая, доделать дома самостоятельно. Большое внимание на уроке-лекции уделяю обучению приёмам работы с дополнительными ресурсами (справочниками и схемами).
2.2.Подготовка учителя к уроку-лекции
Подготовка и проведение урока-лекции требует и большой предварительной работы учителя, как организационной, так и психолого-педагогической. По месту в учебном процессе и дидактическим целям различаются лекции вводные (или установочные), узловые, обобщающие, обзорные.
2.3.Организация совместной деятельности учителя и учащихся на уроке.
  В зависимости от того, какой вид лекции будет предложен вниманию учащихся, и каков уровень подготовленности учащихся класса, я формулирую тему и цель урока, определяю круг изучаемых вопросов и методику раскрытия этих вопросов, продумываю характер познавательной деятельности самих учащихся на уроке и степень дифференциации того или иного вида деятельности применительно к различным по способностям и уровню подготовленности группам учащихся. Затем приступаю к отбору и систематизации содержательной части лекции, подбираю приемы и методы, позволяющие наиболее эффективно изучить ее в каждом конкретном классе. Завершает подготовительную работу подбор наглядности, дидактического и раздаточного материала, как правило, самодельного.
Школьная лекция - это систематическое изложение учебного материала учителем в течение урока, в процессе которого осуществляется анализ фактов, их обобщение, при этом преобладают рассуждение и доказательство в объяснении учителя. Анализ и обобщение осуществляется преимущественно в монополистской форме. В отличие от вузовской лекции школьная обязательно включает элементы беседы, и, как правило, начинается с вводной беседы. В процессе лекции я постоянно ставлю перед учащимися вопросы, внимательно выслушиваю мнение всех отвечающих, направляю мыслительную деятельность учащихся, обучаю приемам рассуждения, доказательства. В конце лекции снова беседую с учащимися, помогая им еще раз выделить и закрепить в памяти основные вопросы темы.
В дидактике и практике, ориентирующихся на передачу готовых знаний разработан большой и ценный материал о деятельности учителя на уроке. Деятельность же учащихся определялась лишь такими общими понятиями как «учащиеся должны слушать, воспринимать, осознавать, запоминать, участвовать в беседе» и т.д. Формирование знаний при высокой активности всех познавательных процессов учащихся требует принципиально иного подхода к подготовке урока и составлении его плана. Среди условий, соблюдение которых необходимо для успешного решения главной проблемы в школе. Как за минимум времени сообщить учащимся максимум знаний. Вооружить их необходимыми умениями и навыками. Привить им необходимые моральные и мировоззренческие качества. Методисты особое место отводят сочетанию изложения учителя с одновременной, т.е. по ходу изучения нового материала, самостоятельной работой учащихся и знанию ими своих обязанностей в связи с применением тех или иных форм учебной работы, владение необходимыми умениями и навыками. Реализация мною на практике этих важнейших условий позволяет сообщать учащимся много новых сведений, знаний и осуществлять мои методические замыслы. 5. В конце урока-лекции я обязательно подвожу итоги, проделанной на уроке работы, анализирую ее и часто оцениваю результаты деятельности учащихся на уроке.
2.4.Оценка результативности урока лекции
Ведь готовясь к лекции, я могу только прогнозировать ее, а в плане предусматриваю только свою деятельность на уроке. Заранее не знаю, кто из учащихся насколько полно и успешно справился с опережающим домашним заданием; кто и как будет рассуждать. Часто случается, что рассуждения учащихся заставляют меня изменить ход изложения, переставить акценты, объяснить что-то по-новому, искать другие примеры, факты, аргументы. Насколько правильно идейно и научно-исторически, достаточно ли полно отвечают на вопросы. Поэтому обсуждение хода и итогов самостоятельной работы учащихся важно для получения безошибочных и полных знаний, а правильные ответы являются сигналом, на основе которого срабатывает механизм упрочнения знаний. Для этого я специально оставляю несколько минут после лекции и оцениваю результаты познавательной деятельности учащихся дома и на уроке. Если по ходу лекции задания выполняются письменно, то они проверяются выборочно, в нем подтверждается правильное, исправляется ошибочное, вносятся дополнения. Каждый учащийся соответственно усовершенствует свои записи и знания.
III. Возрастание значения живого слова учителя в условиях увеличения потока информации и мультимедийных средств обучения.
       Школа, учитель сегодня оказались в затруднительном положении. С одной стороны неизмеримо возрос поток информации, без усвоения которой современному школьнику обойтись очень трудно; появилось очень много новых учебников, книг, изданий; компьютер стал неотъемлемой частью быта большинства семей. С другой стороны, падение интереса к чтению, нежелание современной учащейся молодежи приобщаться к ценностям мировой духовной культуры посредством традиционных средств массовой информации и источников знаний. Появление мультимедийных средств обучения облегчило приобретение знаний, практически лишив учащихся радости живого, творческого эмоционального общения.
Одним из важнейших требований к современному уроку Информатики является умение учителя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на уроке эмоциональную, творческую атмосферу. В.И. Ленина сейчас цитировать не модно, но трудно не согласиться с его мнением, что без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет, и не может быть человеческого искания истины». Чувства и мысли неразрывно связаны между собой. Мысль, поддержанная большим чувством, глубоко западает в сознании учащихся. Сам процесс мышления вызывает и соответственный чувства.
IV.Заключение
Поэтому, я придаю большое значение созданию на уроке атмосферы тесного духовного общения с учениками. Стараюсь пробудить и поддерживать в них чувство сопричастности ко всему, что изучается на уроке с помощью самых разнообразных методических приёмов. Путём создания проблемной ситуации, постановкой интересной учебно-познавательной задачи. Путём стимулирования личностного отношения учащихся к изучаемым фактам и явлениям, в ходе решения и проявления которых они осознают свою социальную роль и значимость, а это активирует их и позволяет нацеливать на достижение более высоких результатов в учебе и нравственном, духовном становлении личности учащихся.
Источники:
Вайнер О.Е., Мазуренко В.И. Семинары и конференции по обществоведению в средней школе. М., 1966.
Грицевский И.М, Грицевская С.О. От учебника к творческому замыслу урока. М., 1990.
Древерс У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах). М., 1984.
Махмутов М.И. Современный урок. М., 1981.
Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1981.
Ткаченко В.А. Повышение эффективности уроков-лекций. //ПИШ,1990, № 1.
Игошева Н.А. Россия НЭПовская. Урок-лекция в 9 классе// ПИШ,2000, № 1.
Яковлев Н.М. , Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М., 1985.