Принципы коррекционной педагогики. Индивидуальный и дифференцированный подход в рамках коррекционного образования


608809-167998 Троценко Татьяна Александровна,
ГККП «Ясли-сад № 69 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная,
методист
Принципы коррекционной педагогики. Индивидуальный и дифференцированный подход в рамках коррекционного образования
В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.
Разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка, в центре внимание дети с ограниченными возможностями.
Условия инклюзивного пространства детского сада заставляют нас постоянно искать наиболее эффективные пути организации воспитательно-образовательного процесса.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Общество не должно лишать детей с ограниченными возможностями  права получить образование, развить свои способности, талант  и главное,  иметь среду общения с нормальными детьми.
Коррекция и компенсация развития ребенка с нарушениями в развитии не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого.
Выделяют ряд принципов коррекционной учебно-воспитательной работы:
Общепедагогические принципы – гражданская направленность воспитания, действенность, непрерывность, единство воспитательных воздействий.
В качестве коррекционных принципов можно выделить:
• оптимистическую перспективность воспитательного процесса;
• коррекционно-развивающий характер воспитания;
• комплексный подход и продуктивное воздействие на воспитанника;
• индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания;
• требовательность, сочетаемая с уважением к личности.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания. Состав детей в группе по своим психофизическим данным неоднороден. Один ребенок включается в любое воспитательное воздействие, мероприятие, другой, наоборот, остается посторонним наблюдателем. Воспитательная группа делится на типологические подгруппы (сильных, средних и вариативных воспитанников).
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня I, II, III, что дает возможность каждому ребенку овладевать учебным материалом по отдельным разделам программы на разном уровне (I, II, III), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого ребенка. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.
Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:
I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;
II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;
III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.
Эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:
I уровень Проблемное изложение (ребёнок осваивает образец умственных действий).
II уровень Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).
III уровень Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).
Предлагаю примеры разноуровневых дидактических игр и упражнений по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте на формирование понятия «звук»:
Игра «Поймай звук»
Цель: Упражнять в умении различать и называть заданный гласный, например (а), звук.
Ход: Педагог (ведущий) называет цепочку звуков (слогов, слов), а дети хлопают в ладоши на заданный звук или поднимают красную фишку.
1 уровень
- Среди гласных звуков: о, а, у, и, а, э, а.
- Среди звуков: а, м, о, а, п, р, и, т, а.
2 уровень
- В слогах: но, ма, пи, ро, са, ты, ну, во, да.- В словах: сок, мак, рак, звук, танк, слон.
3 уровень:
- На каждое слово со звуком (а) хлопнуть в ладоши (поднять красную фишку):
Жила-была буква «А». «А» очень любила петь. И пела так «а-а-а». Буква «А» заблудилась в лесу. «Ау, ау!» - кричит буква «А». Вдруг видит тропку, эта тропка ведет д[а]мой. «Ура!» - сказала «А» и запела любимую песенку «А-а-а-а».
- Выступает в роли ведущего игры, придумывает слоги, слова с заданным звуком.
Игра «Узнай звук» (по артикуляции) или «Сломанный телевизор»
Цель: Упражнять детей в умении узнавать звуки по артикуляции.
Ход: Педагог (ведущий) беззвучно проговаривает гласные звуки ил сочетание гласных звуков, а дети узнают и называют звук.
1 уровень
- Узнать и назвать гласные звуки по артикуляции педагога.
- Узнать и назвать гласные звуки по карточкам-схемам.


А У О Э И
2 уровень
- Узнать и назвать сочетание гласных звуков по артикуляции АУ, УЭ, ИА, АИ, ОЫ и др.
- Ребенок выступает в роли ведущего игры.
Ребусы
Цель: Упражнять детей в умении разгадывать ребусы, убирая или добавляя несколько звуков в словах.
Ход: Педагог раздает детям карточки с ребусами. Необходимо отгадать спрятанное слово.
1 уровень
Отгадать слово по первым звукам в словах.
156770711394(ШУБА)
2 уровень
Отгадать слово, убирая в одном слове звуки, обозначенные запятыми.
181787481100(БАБОЧКА)
3 уровень
Отгадать слово, убирая в нескольких словах звуки, обозначенные запятыми.
(ВИЛКА)

(ПЕРЕХОД)

Использование дифференцированного обучения в теории и практике показывает, что процесс дифференциации имеет значительные достоинства.
позволяет выровнять развитие слабых, делает обучение посильным;
слабый не ощущает свои слабости, сильный должен прилагать больше усилий при учебной работе;
Если дифференцированное обучение относится к отдельному ребенку, то оно становится индивидуальным.
Список литературы:
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2008.
Новикова В. П.  Воспитание ребенка - дошкольника: развитого, образованного, смекалистого, инициативного, неповторимого, коммуникативного, активного: в мире познания : программно-методическое пособие/ В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. -М.: ВЛАДОС, 2008. -235 с.: ил.
Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.,2000.
Основы коррекционной педагогики. Курслекций лекций. С.В. Лауткина. Витебск УО ВГУ им. Мишерова, 2008.
Интернет ресурсы.