Причастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия.


Тема: Причастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия.
Цель урока: дать понятие о причастии.
Задачи урока:
Образовательные:объяснить образование действительных и страдательных причастий, уяснить отличительные формы причастий, научить употреблять причастия в речи;
Развивательные:развивать практические умения и навыки;
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, беречь свое здоровье.
Ожидаемый результат: учащиеся научатся определять и находить причастия при выполнении практических заданий и упражнений.
Тип урока: объяснение новой темы.
Метод урока: словесный, практический, КМ.
Оборудование: опорные схемы учащихся, таблицы, тесты, слайды, интерактивная доска, видео и электронный учебник..Ход урока:
Организационный момент.
Проверка д/з. Упр. 204 стр. 145.
Актуализация знаний: Тестовые задания по разделу « Глагол».
1. Что такое глагол? а) слово ; б) словосочетание; в) часть речи ; г) предложение.
2. Что обозначает глагол? а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета.
3. Сколько наклонений у глагола? Перечислите их. а) 1; б) 2; в) 3.
4. Найдите глаголы повелительного наклонения А) принесла; б) принеси; в) несет.
5. Найдите глаголы изъявительного наклонения А) вышла бы; б) войди; в) вошла.
6. Сколько времен у глагола? Назовите их. А) 1; б) 2; в) 3.
7. Найдите глаголы прошедшего времени. а) пишет; б) напишет; в) написал.
8. Найдите глаголы настоящего времени. А) варит; б) сварила; в) будет варить . 9. Найдите безличные глаголы. А) белит, варит; б) морозит, рассветает ; в) рисует, пишет.
10. Слитно пишутся глаголы. А) (не)любит ; б) (не)навидит ; в) (не) пишет.
Вызов:разделитесь на три группы.
А теперь я предлагаю вам отгадать загадку. Она для всех.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
- Ребята! Кто мне скажет, что это за часть речи?
-Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, и отвечает на вопросы: какая? какое? какое? Причастию присущи признаки прилагательного и глагола. Например: светить –глагол, светящий –причастие, отвечает на вопрос какой?
Внимательно послушайте и посмотрите объяснение темы на видео, а потом по группам будете составлять кластеры к следующим темам: «Причастие», «Страдательные причастия», «Действительные причастия». (учащиеся смотрят и составляют кластеры, а затем защищают».
Осмысление:1. Задания по электронному учебнику.
2. Упражнение 206-От данных глаголов образуйте и запишите возможные формы причастий. Укажите действительные и страдательные причастия.
3. Упражнение 207.-От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, подчеркните суффиксы и объясните их написание. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте предложения.
4. Упражнение 210.-Спишите, комментируя правописание суффиксов причастий.
Блиц-опрос. Каждый из членов команды должен ответить на вопрос. Итак, начинаем.
Вопросы для 1 команды:
1.Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)
2.Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)
3.У действительных причастий суффикс–ущ- или –ом -? ( -ущ-)
4.Сколько времен у действительных причастий? ( два)
Вопросы для 2 команды:
1. Причастие "разбитая" действительное или страдательное? (страдательное)
2. Сколько Н в "прожаренная рыба"? (две)
3. Сколько спряжений у причастия? (нисколько)
4. У страдательных причастий суффикс ЕНН или АЩ?
Вопросы для 3 команды:
1.Сколько Н в "домотканая ткань"? (одна)
2.К какому времени относится причастие с суффиксом - ш - ? (прошедшему)
3.Сколько может быть лиц у причастия? ( ноль)
4.Сколько может быть падежей у причастия? (шесть)
Рефлексия: выбирайте смайлики по вашему настроению и напишите почему
выбрали этот смайлик, а также как прошел этот урок.
Итог. Оценивание команд и учащихся.
Домашнее задание: повторить причастие, Упражнения 208,212 стр. 157-158.( по учебнику «Русский язык» в школах с казахским языком обучения. ЕМН. Авторы: У.А.Жанпеисова, Ш.Т. Кожакеева.)