Технологическая карта урока по русскому языку на тему: Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Янгалычина Наиля Рафаэлевна
Место работы: МБОУ «СОШ №55» г. Астрахани
Предмет: русский язык и литература
Класс: 6
Учебник: Русский язык: 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2 [А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелёва]; под ред. А.Д. Шмелёва. – М.:Вентана-Граф, 2014.
Тема урока: Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: Сформировать представление о прилагательном как части речи и его роли в тексте
Планируемые результаты:
- личностные: Понимать и уважать ценность родного языка; формировать правильное отношение к слову.
- метапредметные: Владеть основами поискового чтения; самостоятельно контролировать свое время и управлять им; дополнять ответы других учащихся
- предметные: Систематизировать признаки причастия; распознавать причастия в тексте.
Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: дидактические карточки с заданиями






СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

1
2
3
4
5

1
Организационный момент.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Создает эмоциональный настрой на урок.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на работу.


2
Мотивация учебной деятельности.
Акцентирует внимание на цитату, записанную на доске
Фронтальная работа.
- Дают объяснения.
-Прочитайте цитату французского философа Пьера Буаста: Образование клад, труд ключ к нему. (запись на доске)
Объясните смысл высказывания.

3
Проверка домашнего задания.
Контролирует правильность выполнения заданий, организует устранение пробелов в знаниях учащихся
Проверяют домашнее задание
Правильно выполненное домашнее задание, коррекция ошибок

4
Актуализация имеющихся знаний.
Создает ситуацию успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков
Слушают текст. Отвечают на вопросы. Сообщают свои знания о части речи.
Чтение текста учителем.
Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег.  (По И. Соколову-Микитову).
О чем этот текст?
Какова основная мысль этого текста? (автор хотел передать всю красоту зимнего леса)
Как бы вы его озаглавили?
Определите стиль текста. (Художественный)
А тип? (Описание).
Почему вы решили, что описание.  Докажите. (Много прилагательных).


5
Использование мотивирующего приёма.
Постановка цели.












Направляет учащихся на формулирование темы, которую необходимо изучить.
Выписывают прилагательные из текста.
Отвечают на вопросы. Выдвигают версии.
Формулируют тему урока.















Найдите прилагательные в тексте и выпишите их в строчку.
- Проверка.
-  Все согласны? А у кого не так?
- Итак, задание было одно? А выполнили вы его как? (по-разному, осознание противоречия)
- Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?
- По каким признакам вы определяли прилагательные?
- Давайте поразмышляем над словами «сверкающий», «лежащие», «засыпанные».
- Какой вопрос зададим к ним? Такой же, как у прилагательных
- Замените слова «сверкающий» и т.д. словосочетаниями, близким по значению
- От какого слова образовано слово сверкающий?
- С помощью чего?
- Признак какой части речи налицо?
- Какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к этому слову?
- Признаки каких частей речи вместило это слово?
- Какую проблему нам надо с вами решить?
Об этой части речи Владимир Иванович Даль говорил: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»
Обратите внимание на выделенное слово и догадайтесь, о какой же части речи говорил В.И.Даль?
Итак, какова же тема нашего урока? 


-Верно. Прочитаем восстановленный вариант. Какова роль имен прилагательных в тексте?

-Попробуем сформулировать тему урока.

6
Постановка учебной задачи.
направляет детей по верному пути, целенаправленно задавая вопросы

Выдвигают версии.
Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.
- Узнать, что такое причастие.
- Научиться находить причастие среди других частей речи.
- Уметь пользоваться причастием в речи.
Достичь поставленных целей вам помогут разнообразные задания, которые мы будем выполнять сегодня на уроке.

7
Открытие нового знания, формулирование правила.
Организует работу по восприятию нового материала.
Читают текст, анализируют информацию.
Проговаривают определение.
Отвечают на вопросы

Откройте учебник на стр. 215. Прочитайте информационный текст в рамке (про себя) и дополните характеристику.
- Какое определение причастию дают авторы учебника?
- Что значит «особая форма глагола»?
- Какое общее грамматическое значение причастия?
- Как изменяется этот признак?
- Как выражаются формы времени у причастия?

8
Применение знаний при решении практических задач.
Организует работу по карточкам.

Наблюдает. Консультирует. Проверяет задание.

Распределяют слова по столбикам.
Отвечают на вопросы. Выдвигают версии.
Доказывают.





Работа в парах (по карточкам) Распределите слова, которые характеризуют существительное снег, по столбикам.
Белый                        сверкающий
Глубокий                  сверкавший
Пушистый                   лежащий
Красивый              переливающийся

По какому принципу вы их распределили?
- Докажите.
- Посмотрите на причастия «сверкающий» и «сверкавший». Чем они отличаются?
- Чем же еще отличаются причастия от прилагательных?
- Итак, что мы узнали о причастии?

9
Обобщение и систематизация знаний
Организует работу учащихся по применению знаний.
Читают текст. Находят причастия, графически выделяют суффиксы, выстраивая логическую цепь рассуждений, доказывают правильность выбора.
Раскрывают тему урока в форме устного рассказа (описания) о птице. На основе проведенного эксперимента делают вывод о роли причастия в тексте.
Работа с учебником (упр.234)
Прочитайте текст (отрывок по В.Бианки «Птица»), найдите причастия.
Представьте, что вы показываете рисунок к тексту младшему брату или сестре. Устно опишите птицу, используя причастия.
Проведите эксперимент: прочитайте текст (по В. Бианки «Птица»), исключив все причастия. Что изменилось и сохранилась ли основная мысль автора? Сделайте вывод.

10
Рефлексия деятельности.
Дает оценку
работы
класса
Подводит итоги урока
.



Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят задачи с результатами.


Рисуют, объясняют.








Анализируют слова писателя
-Смогли ли мы решить поставленные задачи?
-Дадим ещё раз определение причастию.

Попробуйте изобразить причастие в рисунке.
Закончим урок высказыванием А. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».
- Как вы его понимаете?

11
Домашнее задание
Предлагает на выбор два упражнения (574, 575). Объясняет задание.
Записывают выбранное упражнение.


12
Оценивание.
Оценивает учеников словесно и качественно в зависимости от успеха на уроке.
Задают вопросы.




























15