Практическая работа по русскому языку по теме Причастие (6 класс)


Практическая работа по теме «Причастие» 6 класс
Упражнение 1.
Из текста выписать причастия, определить действительное или страдательное, определить время, выделить суффикс.
Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.
Упражнение 2.
Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.
1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
Упражнение 3.
От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.
Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.
Упражнение 4.
Вставьте пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы. Графически обоснуйте свой выбор
Хлопоч..щий, трепещ..щий, др..мл..щий, хлещ..щий, волну..щий, плещ..щийся, стел..щийся, ре..щий, се..щий, кол..щий, бор..щийся, ро..щий, люб..щий, знач..щий, готов..щийся, кле..щий, терп..щий, дыш..щий, слыш..щийся, стро..щийся, пен..щийся, движ..щийся, скач..щий, тащ..щий, независ..щий, независ..мый, волну..мый, уважа..мый, контролиру..мый, незабыва..мый, реша..мый, замеча..мый, оклеива..мый, изменя..мый, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый, вспах..нный, задерж..нный, прочит..нныйУпражнение 5.
Согласуйте причастия с существительными, от которых они зависят, вставьте пропущенные буквы. Запишите полученные варианты.
В чернеющ… лесу, задымивш…ся речку, шумящ… потоком, закрасневш…ся зарю, устремляющ…ся потока, колеблющ…ся ветерком, о льющ…ся дожде, встречающ…ся льдинами, поросш…болотом, о бушующ… океане, на раскачивающ…ся березу, осыпающ…ся листвы, сгибающ…ся колосьев, о хранящ…ся письмах, расстилающ…ся тучи.
Упражнение 6.
Согласуйте причастие с определяемым словом, запишите, расставьте знаки препинания.
1) Мы ступаем на тропинку (прикрываемый) кустиками вереска (славящийся) своими чудесными свойствами. 2) На гребнях маленьких, чуть (плескавшийся) волн играют голубые блики. 3) Это бегут сотни и тысячи (испуганный) рыб (спасающийся)от преследования. 4) Мы спустились по узенькой речке спокойной полосой (протекавший) между крутыми берегами (поросший) густым лозняком.
Упражнение 7.
От данных глаголов в скобках образуйте причастия, запишите предложения, расставьте знаки препинания, причастия разберите по составу.
В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под (хмуриться) солнышком, не замело колеи листвой (шуршать) под ногами.
У ярко (осветить) подъезда было шумно и радостно: сновали торопливые ноги (заглушить) половиком в окно несся уличный шум.
На месте (срубить) леса белой свечой среди (обрубить) сучьев и (поблекнуть) листьев возвышались три длинные березы с макушками (уцелеть) в этой рубке.
Караван подошел к небольшой возвышенности (сложить) из крупных обломков (развалить) скал.
Крупный мокрый снег лениво кружился около только что (зажечь) фонарей и тонким слоем ложился на крыши плечи мостовую уже (одичать) и (зарастать) бурьяном и кустарником.
На месте (срубить) леса белой свечой среди (обрубить) сучьев и (поблекнуть) листьев возвышались три длинные тонкие березы с макушками (уцелеть) в этой рубке.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
6 класс «Причастие»
Задание: вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания. Выделить причастные обороты. Выписать все причастия, выделить суффиксы, записать глагол, от которого образовано причастие, написать в скобках, какое страдательное или действительное, в каком времени.
Воспоминания исследователя морских глубин.
Это было хмур…щимся* летним днем в огромном экологическом музее на набережной Невы.
Мальчик прошел мимо застекленных полок с черепахами и змеями и остановился перед витриной с двумя причудливыми осьминогами вмсевш…ми* на тонких проволочных нитях.
Они висели за слегка запыленным* стеклом, словно два пестрых зонтика, а за ними громоздились раскраш…нные в красный, бурый и желтый цвета странные камни внешне походивш…е на деревья.
Вымаз…нные яркими красками рыбки хороводили между камней.
«Коралловый риф и его обитатели» - было написано на прикле…нной табличке витрины.
Мальчишкой часами пропадавш…м в зоомузее был я.
Шли годы. Я складывал в ящик письменного стола с любовью выреза…мые заметки из газет, выписывал на аккуратные карточки все прочит…нное о море и тропиках, смотрел кинофильмы.
И все это время безотчетно ждал встречи с чудом называ…мым Коралловый риф.
(По В. Сахарову).
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
6 класс «Причастие»
Задание: вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания. Выделить причастные обороты. Выписать все причастия, выделить суффиксы, записать глагол, от которого образовано причастие, написать в скобках, какое страдательное или действительное, в каком времени.
Воспоминания исследователя морских глубин.
Это было хмур…щимся* летним днем в огромном экологическом музее на набережной Невы.
Мальчик прошел мимо застекленных полок с черепахами и змеями и остановился перед витриной с двумя причудливыми осьминогами вмсевш…ми* на тонких проволочных нитях.
Они висели за слегка запыленным* стеклом, словно два пестрых зонтика, а за ними громоздились раскраш…нные в красный, бурый и желтый цвета странные камни внешне походивш…е на деревья.
Вымаз…нные яркими красками рыбки хороводили между камней.
«Коралловый риф и его обитатели» - было написано на прикле…нной табличке витрины.
Мальчишкой часами пропадавш…м в зоомузее был я.
Шли годы. Я складывал в ящик письменного стола с любовью выреза…мые заметки из газет, выписывал на аккуратные карточки все прочит…нное о море и тропиках, смотрел кинофильмы.
И все это время безотчетно ждал встречи с чудом называ…мым Коралловый риф.
(По В. Сахарову).