Организация внеурочной самостоятельной работы при изучении электронной таблицы MS Excel


Организация внеурочной самостоятельной работы
при изучении электронной таблицы MS Excel
З.С. УханаеваПреподаватель информатики
Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ставит обучающегося в центр образовательного процесса. Это означает, что нужно обеспечить развитие обучающегося как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Возросла роль внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирование его индивидуальных способностей.
Внеурочная деятельность студентов по информатике строится таким образом, чтобы каждый, смог найти себе дело по душе, реализовать себя, профессионально, самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.
В настоящее время программа Microsoft Excel очень популярна и широко используется во многих сферах профессиональной деятельности.
Вашему вниманию представляю учебное пособие для самостоятельного изучения статистических функций и графиков в электронной таблице MS Excel.
Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по дисциплине «Информатика».
Пособие содержит теоретический и практический материал для самостоятельного изучения тем в электронной таблице Excel:
Статистические функции:
статистика и ее основные понятия: генеральная и выборочная совокупности, кратность и объем выборки, средние величины статистических рядов, статистические функции.
Графическая обработка данных.
Используя пособие, Вы сможете совершенствовать навыки работы в электронной таблице Excel, глубже изучить возможности этой программы по обработке статистических данных, в частности:
использование статистических функций;
использование трендов.
Например:
Задача 1. Найти максимальный и минимальный результаты теста, кратность варианта, объем выборки.
56 сотрудников компании проходили курсы повышения квалификации и на четырех заключительных экзаменационных тестах набрали в сумме некоторые количества баллов по пятибалльной системе. Количество баллов формируются от 12 (12 – это четыре «тройки», так как после получения двойки дальнейшие экзамены не сдаются) до 20.
Решение:
Количество баллов будем формировать случайным образом с помощью функций =СЛЧИС() и ЦEЛОЕ:
=ЦЕЛОЕ ((Верхний-Нижний+1)*СЛСИЧ()+Нижний)
Это формула генерирует целочисленные случайные величины между двумя заданными значениями. Ячейка под названием Нижний содержит нижний (левый) предел интервала значений, а под названием Верхний – верхний (правый) предел.
Количество баллов
13 16 12 17 12 14 13
17 15 12 15 19 17 13
16 19 15 14 12 19 13
14 16 17 17 13 13 19
13 14 18 14 17 14 12
14 19 12 14 13 17 12
19 15 16 18 13 15 12
19 16 13 15 18 14 19
165735160020 =ЦЕЛОЕ (СЛЧИС()*9+12)
00 =ЦЕЛОЕ (СЛЧИС()*9+12)

182308517907000
Сформируем 56 случайных чисел в диапазоне B4:H11.
Найдем максимальный и минимальный результаты тестов.
Получим ряд данных (конечную возрастающую последовательность).
Составим таблицу из двух строк, в первой будет ряд данных. Каждое число из ряда какое-то количество раз реально наблюдается в выборке. Во второй строке вычислим кратность варианта по формуле СЧЕТЕСЛИ (диапазон; условие). Если сложить все значения кратности, то получится количество всех произведенных измерений – объем выборки.
Ряд данных (вариант) 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Объем выборки
Кратность варианта 9 4 4 2 6 11 12 8 0 56
Теперь остается определить частоты варианта. Для этого разделим значения кратности варианта на объем выборки. Иногда частоту удобно измерять в процентах от общего объема выборки.
Получим:
J K L 95758046355=K4/$K$13
00=K4/$K$13
M
1 8102605842000 8235955524500 2 1163956162560Формат ячейки
«процентный»
00Формат ячейки
«процентный»

3 Ряд данных
(вариант) Кратность
варианта Частота
варианта %
85026580010005168908001000варианта
4 12 7 2/16 12,50%
5 13 5 1/16 8,93%
6 14 6 2/16 10,71%
7 15 6 2/16 10,71%
8 16 9 3/16 16,07%
9 17 8 2/16 14,29%
10 18 7 2/16 12,50%
11 19 8 2/16 14,29%
12 20 0 0 0,00%
13 Объем
выборки 56 1 100,00%
Строим график:

Целью данного учебного пособия является также развитие навыков проектной деятельности. Метод проектов является эффективным средством реализации внеурочной деятельности по информатике.
Работа над проектом побуждает студента не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использование новейших информационных и коммуникационных технологий и вызывает интерес студентов к дисциплине «Информатика».
После решения задач для самостоятельного выполнения из пособия и набора определенных баллов, для положительной оценки, студенты выполняют практические работы в виде проектов в программе MS Excel.
После выполнения практических работ каждая группа или студент защищает свой проект.
Выполняемая студентами практическая работа является исследовательской, познавательной, нацелена на развитие самостоятельного мышления и способностей к самоорганизации.
Библиографический список
Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г.
Богомолова, О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. [Текст]: [практикум]/О.Б. Богомолов. – М.: БИНОМ, 2007.-168 с.
Гилярова, М.Г., Информатика. 11 кл. Проектная деятельность [Текст] /М.Г. Гилярова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010-128 с.
Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: Просвещение, 2011. – 60с.